Файл: Протокол И. В. Михалёв от.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГОС 3++

Настоящий макет ОПОП имеет рекомендательный характер. При разработке ОПОП необходимо руководствоваться ФГОС ВО и Положением об основных профессиональных образовательных программах высшего образования – программах бакалавриата, специалитета, магистратуры, разработанных на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение инклюзивного высшего образования

«Московский государственный

гуманитарно-экономический университет»

(ФГБОУ ИВО «МГГЭУ»)



ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Решением ученого совета МГГЭУ

Ректор МГГЭУ

Протокол № ____

________________И.В. Михалёв

от «____» ________________ 20___ г.

«____» ______________ 20___ г.


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

Направленность (профиль)

Квалификация (степень)
Форма обучения
Нормативный срок обучения


Проректор по учебно-методической работе

Москва 20___

Основная профессиональная образовательная программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «_________________________________________________ (уровень ___________)», утвержденного приказом Минобрнауки России ________________________ Зарегистрировано в Минюсте России ______________________________.

Разработчик ОПОП ВО: ___________________________________

место работы, занимаемая должность

_____________ _________________ ________________ 20 ____г.

подпись Ф.И.О. дата

Декан факультета:

_____________ _________________ ________________ 20 ____г.

подпись Ф.И.О. дата
Рецензент ОПОП ВО: ___________________________________

место работы, занимаемая должность

_____________ _________________ ________________ 20 ____г.

подпись Ф.И.О. дата

Представитель работодателя

или объединения работодателей: ___________________________________

место работы, занимаемая должность

_____________ _________________ ________________ 20 ____г.

подпись Ф.И.О. дата
Основная профессиональная образовательная программа рекомендована к вынесению на рассмотрение и одобрение ученого совета МГГЭУ:

на заседании кафедры _______________________________

(протокол № ____ от «____» _______________20___г.)
на заседании Учебно-методического совета МГГЭУ

(протокол № ____ от «____» _______________20___г.)


СОГЛАСОВАНО:
Начальник учебно-методического управления

_________________И.Г. Дмитриева

«____» ______________2022 г.
Начальник методического отдела

_________________Д.Е. Гапеенок

«____» ______________2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение ОПОП ВО

1.2. Нормативные документы

1.3. Перечень сокращений

Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

2.1. Общее описание профессиональной деятельности выпускников

2.2. Перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с ФГОС ВО

2.3. Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников

Раздел 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Направленность (профиль) ОПОП ВО в рамках направления подготовки

3.2. Квалификация, присваиваемая выпускникам ОПОП ВО

3.3. Объем ОПОП ВО

3.4. Формы обучения

3.5. Срок получения образования

Раздел 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

4.2. Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

4.3. Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Раздел 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5.1. Структура ОПОП ВО с указанием объема ее блоков

5.2. Календарный учебный график, отражающий сроки и периоды прохождения отдельных этапов освоения ОПОП ВО

5.3. Учебный план

5.4. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и практик

5.5. Методические рекомендации к освоению учебных дисциплин (модулей) и практик

5.6. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) и практикам

5.7. Программа государственной итоговой аттестации и фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации

Раздел 6. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

6.1. Выполнение общесистемных требований к реализации ОПОП ВО

6.2. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ОПОП ВО

6.3. Кадровое обеспечение реализации ОПОП ВО

6.4. Финансовое обеспечение реализации ОПОП ВО

6.5. Выполнение требований к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся, осваивающих ОПОП ВО

6.6. Характеристика среды, обеспечивающей развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (включается только в ОПОП бакалавриата и специалитета)

7.1. Рабочая программа воспитания

7.2. Календарный план воспитательной работы


Приложения

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Назначение ОПОП ВО

ОПОП ВО по направлению подготовки (специальности) ______________ (код и наименование направления / специальности, направленности (профилю подготовки / магистерской программе / специализации) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки (специальности) и профессиональных стандартов (перечислить), соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии).

ОПОП ВО регламентирует комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и технологий реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки (специальности) и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практики и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также оценочные и методические материалы.

    1. Нормативные документы

Нормативно-правовую базу разработки ОПОП ВО бакалавриата/ магистратуры/ специалитета) составляют:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности) ________________ (код и наименование направления/ специальности) (уровень высшего образования____________), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________20__ г. №____;

- Профессиональный стандарт______________________ (код и наименование

профстандарта), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «____»__________20__ г. №____ – при наличии;

- Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

-иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

-локальные нормативные акты МГГЭУ.


    1. Перечень сокращений

ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования;

з.е. – зачетная единица;

ОПК – общепрофессиональная компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

УК – универсальная компетенция;

ОТФ – обобщенная трудовая функция;

ПС – профессиональный стандарт;

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

2.1. Общее описание профессиональной деятельности выпускников

Приводится характеристика области и сферы профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка бакалавров/ магистров/ специалистов, в соответствии с п. 1.11 ФГОС ВО по данному направлению подготовки (специальности). Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров/ магистров/специалистов; дается общее описание профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата/ магистратуры/ специалитета, описываются трудовые функции в соответствии с выбранными профессиональными стандартами.

2.2. Перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с ФГОС ВО
Перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с ФГОС ВО, по направлению подготовки _________________________________________ включает:


п/п

Код профессионального стандарта

Наименование области профессиональной деятельности.

Наименование профессионального стандарта.










































Перечень обобщённых трудовых функций и трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускника программ высшего образования - программы бакалавриата/магистратуры/специалитета по направлению подготовки _____________________ представлен в Приложении 1.
2.3. Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников

(перечисляются выбранные из п. 1.12 ФГОС ВО типы задач профессиональной деятельности, к решению которых готовятся выпускники данной ОПОП, задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого выбранного типа задач профессиональной деятельности в соответствии с п. 1.12 ФГОС ВО)


Область профессиональной деятельности
(по Реестру Минтруда)


Тип задач профессиональной деятельности

Задачи профессиональной деятельности

Объекты профессиональной деятельности (или области знания)






































Раздел 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Направленность (профиль) ОПОП ВО в рамках направления подготовки
Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы в рамках направления подготовки __________________________________________________: «________________________________________________________».
3.2. Квалификация, присваиваемая выпускникам ОПОП ВО
Выпускнику, освоившему основную профессиональную образовательную программу и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по направлению подготовки ______________________________________________ присваивается квалификация _____________ по направлению подготовки_________________________________________.
3.3. Объем ОПОП ВО
Объем программы бакалавриата/ специалитета/ магистратуры составляет ___ зачетных единиц (см. п.1.9. ФГОС ВО) вне зависимости от формы обучения, применяемых

образовательных технологий, реализации образовательной программы с использованием

сетевой формы, реализации образовательной программы по индивидуальному учебному

плану.

Объем программы бакалавриата/ специалитета/ магистратуры, реализуемый за

один учебный год, составляет _______ зачетных единиц, вне зависимости от формы

обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата/ специалитета/ магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата/ специалитета/ магистратуры по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении – _______ з.е.
3.4. Формы обучения
Формы обучения по направлению подготовки ________________________________ и направленности (профилю)____________________________________________________
3.5. Срок получения образования:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет _____ (указывается в годах в соответствии с п.1.8. ФГОС ВО);

в заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается на _____ по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения и составляет ______(указывается для каждой конкретной реализуемой в Университете формы обучения в соответствии с п. 1.8.ФГОС ВО);

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их заявлению не более чем на_______ (см. п. 1.8. ФГОС ВО) по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.
Раздел 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):


Наименование категории (группы)

универсальных

компетенций

Код и наименование универсальных

компетенций выпускника

Код и наименование индикатора достижения универсальных

компетенции










































4.2. Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):


Наименование категории (группы)

общепрофессиональных

компетенций

Код и наименование общепрофессиональных

компетенций выпускника

Код и наименование индикатора достижения общепрофессиональных

компетенции


































4.3. Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):


Код и наименование профессиональной компетенции

Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции

Основание (ПС, анализ опыта)










































Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ОПОП ВО по направлению подготовки _______________________________представлена в Приложении 2.

Раздел 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Структура ОПОП ВО с указанием объема ее блоков
Структура основной профессиональной образовательной программы бакалавриата/магистратуры/специалитета по направлению подготовки ________________________________________________


Структура программы _______________

Объем программы ___________________ и ее блоков в з.е.

Блок 1




Блок 2




Блок 3





5.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график отражает сроки и периоды прохождения отдельных этапов освоения ОПОП ВО на каждом курсе обучения: теоретического обучения, экзаменационных сессий, учебных и производственных практик, государственной итоговой аттестации и периоды каникул.

Календарный учебный график бакалавра/ специалиста/ магистра приведен в Приложении 3.
5.3. Учебный план
Учебный план определяет перечень и последовательность освоения дисциплин

(модулей), практик, промежуточной и государственной итоговой аттестации, их трудоемкость в зачетных единицах и академических часах, распределение лекционных, практических, лабораторных занятий, объем контактной и самостоятельной работы обучающихся, а также перечень компетенций, формируемых дисциплинами (модулями), практиками учебного плана.

Учебный план подготовки бакалавра/ специалиста/ магистра приведен в Приложении 4.
5.4. Рабочие программы дисциплин (модулей) и практик
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик определяют цели освоения дисциплины, прохождения практики, место дисциплины, практики в структуре ОПОП, результаты обучения по дисциплине (модулю), практике, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями и индикаторами их достижения), структуру и содержание дисциплины, практики, образовательные технологии, используемые при проведении аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины, практики.


Аннотации рабочих программ приведены в Приложениях 5,6.

Аннотации формируются отдельным документом и не включаются в структуру ОПОП ВО.
5.5. Методические рекомендации к освоению учебных дисциплин (модулей) и практик

Методические рекомендации к освоению учебных дисциплин (модулей) и практик определяют цели и задачи освоения учебных дисциплин (модулей) и практик и содержат вопросы, задания, методические рекомендации, дополнительные источники и литературу для подготовки к каждому учебному занятию и к самостоятельной работе обучающихся.
5.6. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям), практикам
В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП созданы и утверждены фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды включают в себя: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры».

5.7. Программа государственной итоговой аттестации и фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация выпускника ОПОП ВО является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Государственная итоговая аттестация включает ______________________.

Общая трудоемкость государственной итоговой аттестации по направлению подготовки ________________________ составляет____ з.е., и включает в себя ____________________________________.


Продолжительность государственной итоговой аттестации составляет ______ недель, в том числе:__________________________________________________________________.

Порядок и сроки проведения итоговых аттестационных испытаний устанавливаются на основании Положения о_______________________________________________________.

Аннотация Программы государственной итоговой аттестации для выпускников ОПОП ВО по направлению __________, профиль ____________ представлена в Приложении 7.


Раздел 6. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фактическое ресурсное обеспечение данной ОПОП ВО формируется на основе требований к условиям реализации программы бакалавриата/ специалитета/ магистратуры, определяемых ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) ________________ .
6.1. Выполнение общесистемных требований к реализации ОПОП ВО

Университет обеспечен необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и подлежит обновлению при необходимости).

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде университета из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет» как на территории университета, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда университета обеспечивает:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программам практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося и оценок за эти работы.

В случае реализации программы бакалавриата (магистратуры/специалитета) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда дополнительно обеспечивает:


фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды соответствует законодательству Российской Федерации.

И др. в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
6.2. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ОПОП ВО
Университет располагает материально-технической базой (помещениями и оборудованием) для реализации программы бакалавриата/ специалитета / магистратуры по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Помещения представляют собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой бакалавриата/ специалитета/ магистратуры, и оснащенные оборудованием (либо его виртуальными аналогами) и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ) к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).