Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ. 
Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

  • муниципальные образования;

  • органы государственной власти;

  • органы местного самоуправления;

  • население местного самоуправления;

  • этнические группы;

  • политические партии и другие общественные объединения граждан;

  • собрания граждан;

  • собрания избирателей;

  • граждане Российской Федерации;

  • иностранные граждане;

  • лица без гражданства и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).

  1. Источники конституционного права

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»).


5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).

6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ).

7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ (напр., принятое в 2002 г. Постановление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание).

9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации). Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права.

10. Конституции (уставы) субъектов РФ.

11. Законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (напр., законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ).

12. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ).

13. Некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (напр., решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ).

14. Уставы муниципальных образований.

15. Некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (напр., регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).

6. Наука конституционного права

Наука Конституционное право – это систематический объективное знание о состоянии норм отрасли Конституционное право в их прошлом, настоящем и будущем с целью получить новое знание об этой отрасли и дать научное обоснование, прогноз в развитии отрасли и конституционного законодательства и перспективы.



Предметом изучения науки КП является отрасль КП, включая конституционно-правовые нормы и институты, а так же регулируемые ими общественные отношения, взятые в их динамике. Наука КП является отрасль КП является отраслевой юридической наукой.

Наука КП изучает:

  1. Общественные отношения, составляющие предмет КП;

  2. Закономерности развития КП, как отрасли права;

  3. Характерные черты КП;

  4. Содержание КП норм и институтов, механизм их действия и практику реализации;

  5. Конституционные идеи и категории, процесс их разработки и формирования;

  6. Наука изучает характер взаимодействия КП-норм с нормами и институтами других отраслей права.

Система науки КП – это упорядоченная совокупность относительных самостоятельных комплексов, теоретических положений, а так же логическую связь между ними.

Источники науки: ими являются факторы, составляющие основы научного познания. Это:

  1. Труды отечественных и зарубежных ученых, содержащиеся в ней гипотезы, теории, концепции;

  2. НПА, содержащие нормы КП;

  3. Практика – процессы, которые происходят путем реализации норм.

Для науки КП характерно использование нескольких методов, как общенаучных, так и специальных юридических.

Методы:

  1. Формально-юридический метод: анализ текста правовых норм путем толкования различными способами с целью определения места КП в системе права;

  2. Компаративный (сравнительно-правовой). Предполагается сопоставление однотипных правовых явлений и процессов с целью выявления общего и особенного, достоинств и недостатков.

  3. Историко-правовой. Предполагает выявление происхождение определение правовых явлений и динамику их развития;

  4. Системный (метод системного анализа) предполагает рассмотрение правовых явлений, как целостной правовой системы, состоящей из определенных признаков, каждый из которых выполняет только ему присущую функцию.

7. Понятие конституции и доктрина конституционализма.

Конституция– документ, который устанавливает принципы, процессы и процедуры управления нацией, государством и обществом.

Конституционализм- доктрина об общедемократических ценностях, общепринятый принцип функционирования государств современного мира. В практическом плане данный феномен характеризует позицию президента, депутата, должностного лица, склонных решать разнообразные государственные проблемы, сообразуясь с пределами власти, установленными Конституцией.


Конституционализм - это доктрина конституции, включая вывление особенностей происхождения конституциии и основнх этапов ее развития.

Сам термин Конституция (с лат. constitutio – установление, утверждение). Ранее конституциями называли акты императоров, а затем их начали называть «дарованными конституциями».

8. Возникновение и этапы развития российского конституционализма

Конституционализм - это доктрина конституции, включая вывление особенностей происхождения конституциии и основнх этапов ее развития.

Сам термин Конституция (с лат. constitutio – установление, утверждение). Ранее конституциями называли акты императоров, а затем их начали называть «дарованными конституциями». Конституции римских императоров были посвящены регулированию уголовно-правовых отношений. Самый первый документ, действительно являющий собой конституцию, появился в Англии, в 1215 году. Это была «Великая хартия вольности», дарованная аристократии королем Иоанном. Она закрепляла права аристократии и касалась только их. По этой причине первый этап развития конституции называется аристократическим.

Аристократический конституционализм протекает до конца 18 века ,когда в эпоху революции (особенно, Французская революция) начинают появляться конституции, даровавшие права уже всем. Аристократический этап переходит в демократический. Он выражается:

  1. Даруются права и гарантированные свободы человека;

  2. Зарождение концепции разделения властей:

-Концепция парламента (приоритет парламента, как законотоворческого органа власти. Остальные ветви не выделяются. Распространялась в Англии);

-Концепция президентская (имела распространение во Франции. Представитель – Ш. Монтескье, его труд «О духе законов»);

-концепция баланса сил\концепция сдерживания и противовеса (Создана в США, по конституции 1787. Ветви должны взаимодействовать и сдерживать друг друга)

3. Развитие идеи народного суверенитета. Народ является носителем власти. Он выражает волю непосредственно (выборы, референдум), либо опосредованно (через органы власти).

Касательно России, особенностью конституционализма тут является наличие еще одного этапа – советского.

Медушевский считал, что аристократический этап в России стартовал в 1606 году, когда Василий Шуйский даровал боярам «Крестоцеловальную запись Василия Шуйского» ,в котором были изложены все права аристократии. Вехами были «Кондиции» Анны Иоановны, а высшей точкой развития аристократического этапа был «Свод законов Российской империи», являющийся как таковой, конституцией, а конкретнее, его 1 том – «Основные законы Российской империи». Далее, 1 том был изменен в связи с появлением в 1906 представительного органа государственной власти – Государственной думы. Именно с этого года начинается демократический этап. :


  1. Вводится народное представительство;

  2. Зарождение начал политического плюрализма, разрешается многопартийность;

  3. Расширяется круг прав граждан;

Следующая веха – проект Временного правительства, который должен был быть рассмотрен в январе 1918. Однако, власть перешла к советам. Это и привело к возникновению нового этапа – советского.

Особенности, в отличии от демократического этапа:

  1. Принцип советского государства: признание полновластия советов, органов представительной власти, которым подчинялись и формировались все иные органы власти. Особая форма правления – Советская республика: двойная подотчетность органов исполнительной власти: советам на местах и государственным органам советов.

  2. Принцип социалистического строя: характеризует способ устройства общественных и государственных отношений. Характерные отличия состояли в том, что запрещалась право частной собственности, разрешение лишь личной собственности. Ввод общественной, а затем и государственной собственности на основные средства производства (фабрики, заводы и т.д.)

  3. «От каждого по труду, каждому по способности». Запрет безработицы.

  4. Принцип диктатуры пролетариата. Пролетариат – ведущий класс (?). Партия – ведущий слов движущей силы (закреплено в ст.6 Конституции 1936)

9. Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР 1918г.

Конституция РСФСР принцип преемственности конституционного развития отвергала, т.е. не брала за основу ни проект Временного правительства, ни законы Российской империи. Вся суть в устройстве государства на новых принципах. Единственное, с чем прослеживается связь – декреты и «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Особенности:

  1. Наибольшая степень идеалогизированности: открыто признавалось классовое устройство общества. Его выражение – диктатура пролетариата.

  2. Массовое уничтожение и применение насилия в сторону «эксплуататоров» (буржуазия, дворянство).

  3. В конституции наблюдалось значительное число программных положений. Она провозглашала лозунги, но не регулировала отношения.

  4. Выход значительного числа конституционных положений за рамки внутреннего регулирования. Например, изложенные идеи «мировой революции», направленные на мир.

  5. С точки зрения юридической техники, это самая несовершенная конституция. Это заключалось в отсутствии четкого выделения государственно-правовых институтов, отсутствие их иерархии. Значительное число пробелов в конституции, регулирующих общественные отношения. Значительное число положений не соответствовало конституционному регулированию, т.к. ее принципы выходят за рамки конституции.