Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

15. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

Важнейшей задачей конституции является обеспечение стабильности в обществе. Конституция 1993 года первые ввела понятие пересмотра конституции и конституционных поправок. Это глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр конституции»

По способу изменения, конституция является жесткой – ее изменение происходит в особой сложной форме. Сама конституция установила неизменность некоторых глав(1,2,9). Таким образом, можно определить 3 случая, когда можно изменить конституцию.

1 вариант:

Связан с неизменностью глав 1,2,9. Это случай пересмотра конституции (изменения конституции в целом), ст.134 КРФ определяет перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции.

Это:

-президент РФ;

-СФ;

-ГД;

-правительство РФ;

-представительные законодательные органы субъектов РФ;

-группа членов ГД;

-члены СФ;

Пересмотр осуществляется специально созданным органом учредительной власти – Конституционным собранием. КС может принять несколько решений:

-оно подтверждает неизменность положений глав 1,2,9 КРФ и тем самым, подтверждает неизменность КРФ;

-КС разрабатывает проект новой конституции и здесь может быть два варианта развития событий:

1) этот проект может быть принят, набрав 2\3 голосов членов собрания;

2) вынести проект на референдум: КС выступает перед Президентом о создании референдума;

2 вариант:

Связан с внесением в КРФ поправок, т.е. изменение положений глав с 3 по 8. Это главы, регулирующие федеральное устройство и т.д. Процесс изменения называется «Внесение конституционных поправок»

«Закон о поправке в КРФ» (НПА, который несет в себе саму поправку) регулируется ФЗ от 4.03.98 г. «О принятии и вступление в силу поправок КРФ». Процедура принятия «закона» проходит в 2 этапа:

-1 этап аналогичен принятию ФКЗ. Для этого требуется собрать 2\3 голосов депутатов ГД и 3\4 голосов членов СФ от общего числа;

-2 этап носит название ратификации (одобрения принятой поправки). Принятая поправка должна быть принята в количестве не менее 2\3 от общего числа (85) субъектов РФ. Период одобрения субъектами поправки – 1 год. Учет ратификаций ведет СФ. Все возникающие споры разрешает Верховный суд РФ.


В 2008 были изменены сроки работы ГД, президента; изменился контроль за деятельностью ГД; изменена структура судебной власти (ФАС расформирован), изменен порядок формирования СФ (раньше избирался народом).

3 вариант

Связан с изменением положения статьи 65. Она открывает главу 3 и содержит перечень субъектов РФ. Изменение положения ст.65 производится двумя способами:

  1. Он связан с изменением наименования существующего субъекта. Законодательный орган субъекта принимает решение изменить название (Например, «Чалаш републике» была исключена из названия «Чувашской республики»). Решение отправляется президенту, который своим указом вносит новое название субъекта в текст ст.65. Эта функция президента оспаривалась, однако постановление Конституционного суда от 5.01.1995 г. Признало правомерность действия президента.

  2. Предусмотрен в случае принятия в состав РФ, либо создания в РФ нового субъекта, т.е. это изменение связано с изменением числа субъектов РФ. Так, в 2004 году впервые произошло объединение субъектов – Пермская область и Коми-Пермятского округа(?) в Пермский край. С тех пор произошло 6 таких изменений. В 2014 году были приняты 2 новых субъекта.

В случае изменения числа субъектов происходит принятия ФКЗ, т.к. в том случае происходило дополнение КРФ, в частности, ч.1 ст. 65, что показывает основную функцию ФКЗ.

16. Толкование Конституции.

Толкование конституции.

Впервые эта процедура, как специальная, юридическая, была введена КРФ 1993г. До этого существовало фактическое толкование принявшим ее органом – Советом Народных Депутатов. На данный момент эта процедура имеет юридическую силу для всех правоприменяющих субъектов.

Целью толкования КРФ является юридическое определение того, как следует понимать норму конституции и, допустимо ли ее расширительное применение на практике. В настоящее время толкование конституции закреплено в ч.5 ст. 125 за Конституционным судом.

КС производит толкование путем квалификационной юридической экспертизы текста правовой нормы посредством конституционного судопроизводства. Однако, сам КС не может производить толкование. Оно толкует по запросу:

-президента РФ;

-ФС;

-Правительства;

-органов законодательных\представительных органов власти субъектов РФ

17. Структура Конституции РФ 1993 г.

Под структурой Конституционной нормы понимается принятый в ней порядок, посредством которой устанавливается определенная система, группирующая конституционные нормы в разделы, главы и последовательность их расположения.



В основе группирования конституционных норм лежит принцип единства предмета регулирования, т.е. общественные отношения, на которые эти нормы и воздействуют, должны быть объеденены.

В основе определения частей, разделов и глав лежит принцип учета взаимосвязи конституционных норм друг с другом. Мотивы первичности и производности норм друг от друга. Ныне действующая КРФ является кодифицированной (консолидированной). Это значит, что КРФ представляет из себя единственный акт, обладающий единой структурой.

КРФ 1993 г.состоит из преамбулы и 2х разделов.

Преамбула – это ее вводная часть, в которой определяется субъект принятия – многонациональный народ РФ, и основные цели, например, построение демократии. Некоторые ученые думают, что в КРФ содержатся нормы –принципы и нормы-цели, а сама конституция носит скорее декларативный характер, чем регулятивный.

1 раздел не имеет названия. Специалисты считают, что это минус со стороны юридической техники. Называется раздел по 1 главе- «Основы конституционного строя». Это основная глава конституции.

1 раздел состоит из 9 глав.


Глава 1.Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

В 1 разделе 137 статей и лишь 1 статья была исключена (127 о ФАС). 1 раздел регулирует правовой статус всех субъектов конституционных отношений.

2 раздел называется «Заключительные и переходные положения».

Заключительные положения определяют порядок положения КРФ с раннее принятыми НПА, а так же порядок вступления в силу КРФ. В том числе, соотношение норм конституции с актами СССР и РСФСР и с положением федеративного договора 1992.

Переходные положения называются так, потому что содержат особые правила, существовавшие в период. Например, не действует принцип несовместимости должностей законодательной и исполнительной ветвей власти. А также правило особого порядка выборов членов СФ (избрание народом). Во 2 разделе нет глав, а лишь пункты.

18. Понятие конституционного строя и его закрепление в Конституции РФ.

Понятие КС можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле, это определенная форма или способ организации государства, закрепленного в его Конституции.

В узком смысле, это такой способ организации государства, который обеспечивается его подчинением праву и характеризует данное государство, как конституционное.

Важным атрибутом Конституционного государства является гражданское общество.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независящих от государства общественных институтов и отношений, обеспечивающих условие для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности социальных, культурных и духовных сфер жизни общества, их воспроизводство и передача от поколения в поколение.

Иными словами, Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными и правовыми отношениями между отдельными субъектами независимо от гражданства, но взаимодействующих с ним. Это общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного, морального статуса совместно с государством развивающее правовые отношения.


В КРФ основы конституционного строя (далее, окс) закреплены в 1 главе. Под ОКС понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

В современной юридической науке «Конституционное право» существует дискуссия о том, как понимать систему принципов КС. Некоторые считают, что необходимо выделять лишь принципы КС, а другие – принципы и основы КС.

Кутафин считал, что все принциы можно разделить на 9 основных принципов.

19. Принцип демократического государства.

  1. Принцип демократического общества (ст.1 КРФ)

Включает 4 принципа в своем нормативном содержании:

-принцип народовластия (ст. 3)

Многонациональный народ – единственный носитель и источник власти, осуществляющий власть напрямую (прямая демократия), либо опосредованно (через представителей) представительная демократия. Выборы и референдум – формы прямой демократии.

Выборы – порядок формирования органов государственной власти и МСУ, реализованный посредством голосования граждан за того или иного кандидата или списка кандидатов на выборную должность.

Референдум – голосование граждан по вопросу, имеющему важное значение, например, принятие конституции.

Представительная демократия реализуется через систему представительных органов государства и МСУ.

- принцип разделения властей (ст. 10, 11)

Учитывая, что государство федеративное, то деление властей не только горизонтальное, но и вертикальное (разграничение полномочий и предметов ведения в ст 71-73 между фед.властью и властью субъектов РФ)

Ст. 71 – исключительно ведение федеральных органов;

Ст.72 – совместное ведение фед.органов и органов субъектов. Например, общие принципы законодательства: ФО издают ФКЗ, а органы субъектов издают более конкретизирующие ФКЗ свои законы.

Ст. 73 – Общие правила, в соответствие с которой, предметы ведения, не вошедшие в ст. 71, 72, относятся исключительно к органам субъектов. Все остальные полномочия органов субъектов закреплены в их уставах и конституциях.

-принцип плюрализма (ст. 13)

Составляет идеологический плюрализм. Политический плюрализм понимается в 2х аспектах:

  1. как идеологическое многообразие, т.е. он означает, что в нашей стране допускается существование множества идеологий за исключением радикальных и экстремистских, угрожающих государству.

  2. Многопартийность – допуск к созданию и действию партий. Статус полит.партий был установлен лишь в 2001 году. Он был разграничен от общественных объединений. В нашей стране создаются партии лишь на федеральном уровне. Не допускается создание партий на религиозной и национальной основе. Специалисты отмечают, что партийная система перешла от стихийной многопартийности 90х к созданию устойчивой многопартийной системы.