Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта конституция революционного типа, принятая в результате насильственного изменения общества и государственного строя, отвергающая все прежние установки и устанавливающая государство на новых принципах.

10. Конституция РСФСР 1925 г

. Конституция РСФСР 1925 года.

Ее принятие было обусловлено образованием СССР и принятием первой союзной конституции.

Особенности:

  1. Ее отличает значительная степень преемственности с конституцией 1918. Так, в Конституции 1925г. Содержится значительное количество бланкетных норм, т.е. норм, отсылающих к конституции 1918 года и к «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», хотя последняя не вошла в текст конституции.

  2. Смягчение норм, устанавливающих жестокое отношение в сторону паразитирующих слоев общества. Исключены положения о мировой революции.

  3. Конституция 1925 становится более совершенной с точки зрения юридической техники. Это выражается в исключении идеологических положений.

  4. Изменение содержания. Конституция отражала факт вхождения РСФСР в ССР, однако, в отличие от конституции ССР, конституция РСФСР не закрепляла право выхода из состава союза, оставляя право на суверенитет.

  5. Компетенция РСФСР определялась через предметы ведения высших органов.

  6. Более развернуто указанно устройство самой РСФСР. Положение о статусе субъектов РСФСР (автономных областей, республик, нац.округа)

11. Конституция РСФСР 1937 г.

Конституция РСФСР 1937.

Ее введение было обусловлено введением в действие конституции 1936.

Особенности:

  1. Сохранялась классовая сущность, включенная в диктатуру пролетариата, однако изменялась форма выражения этой сущности. Были дарованы политические права гражданам (ограниченно, лишь направленные на укрепление коммунизма) , закреплялись принципы равноправия (но лишь в отношении расы и национальности)

  2. Впервые вводится особая глава о правах и обязанностях граждан (право на труд и т.д)

  3. Впервые конституция прямо закрепляла главную роль коммунистической партии;

  4. Это конституционное построение социализма. Официально закреплялось все ведущие основы социализма.

  5. Данная конституция более соответствует юридической форме. Четко закреплялись государственно-правовые институты, появлялись отдельные главы, закреплялась государственное устройство, права и обязанности граждан.

  6. Более развернуто изложены принципы вхождения РСФСР в состав СССР. Включены положения о самостоятельности осуществления РСФСР власти. Включена норма о праве выхода из состава СССР. В отдельной главе включены основные предметы ведения РСФСР, как республики.

  7. Более полно закреплено федеративное устройство самой РСФСР. Появляется глава о высших органах власти автономных республик, отдельная глаза организации государственного управления, отдельно о исполнительной власти, республик, областей и т.д.


12. Конституция РСФСР 1978 г

. Конституция 1978 года

Период появления и существования конституции 1978 поделен на два этапа:

  1. С момента принятия и вступления в силу до внесения первых изменений в 1988-89.

  2. Этап конституционных реформ, когда было внесено около 6000 поправок.

Этап 1: с 1978-79, конституция в первоначальном виде.

Провозглашается этап «развитого социализма». Меняется принцип с «диктатуры пролетариата» на принцип «Общенародного государства»

Вводится понятие народа, как источника и носителя власти.

Впервые подробно закреплялась роль ком.партии как ядра полиической системы.

Классовый ориентир сохранялся, но его рамки расширялись. Вводился термин «Социальная демократия»

Более развернуто закреплялся принцип равноправия. Теперь не только по рассовому и нац.принципам, но и вне зависимости от происхождения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства.

Более развит права и свободы гражданина (не человека).

Значительное изменение в структуре: Конституция 1978 самая большая конституция (11 разделов, 22 главы), а так же она самая совершенная с т.з. юридической техники.

Появляется новый субъект: автономные округа (вместо национальных). Был закреплен перечень субъектов: 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.

Впервые закреплена прямая норма о суверенитете РСФСР.

13. Конституционные реформы 1989 – 1993 гг.

1988-89 по 1993.

Конституционные реформы кардинально изменяли основы конституции 1978 года. Начало реформ было положено двумя актами:

  1. «О выборах народных депутатов в РСФСР» (1989)

  2. «Об изменениях и дополнениях в конституции основного закона РСФСР» (1988)

Первые законы, касающиеся реформ, изменяли системы органов власти и порядок выборов депутатов. Высшим органом стал Съезд Народных Депутатов. Парламент стал двухпалатным (Верховный совет ?). Закреплена альтернатива выборов депутатов.

Происходит отказ от характеристики государства, как «Советского и социалистического». Государство теперь определялась, как федеративное.

Из конституции исключается положение о устройстве коммунизма, как о конечной цели развития общества. Исключаются положения о признании ядром политической системы ком.партии. Появляется политический плюрализм.

Признается приоритет прав и свобод гражданина и человека (!!!).

Признается право частной собственности наряду с признанием иных форм собственности. Закрепляется свобода хозяйственной инициативы (право предпринимательской деятельности), закреплялись основы рыночной экономики.



Изменяется структура власти. Происходит отказ от советской республики, осуществляется переход к парламентской республике. Признается принцип разделения властей. Создается институт президентства (в 1991), но до 1993 он являлся должностным лицом, главой исполнительной власти, а законодательная ветвь – Верховный Совет. Закреплялись начала МСУ.

К 1993 году, конституция 1978 представляла собой «лоскутное одеяло», насчитывая огромное количество пробелов и противоречий самой себе. Она уже не могла выполнять своей задачи.

В связи с этим, в «Декларации о государственном суверенитете» была поставлена задача о создании новой конституции. Это берет на себя Верховный совет, создавший Конституционный комитет. Проект комитета опубликован; он предполагал создание парламентской республики, законодательным органом которой являлся парламент.

Проект не устроил президента, в связи с чем был создан Конституционный совет, начавший разработку нового проекта по указу президента. Это был совещательный (совещательно-распорядительный?) орган власти на корпоративной основе. Состоял из 250 членов, разделившихся на 5 секций:

  1. Представители федеральных органов гос.власти;

  2. Представители органов власти субъектов;

  3. Представители органов МСУ;

  4. Представители организаций, партий, религиозных конфессий;

  5. Представители предпринимательства, торговых производителей.

Главные изменения касались устройства. Проект Конституционного совета предполагал фп – Президентская республика. Проект был представлен летом 1993 года, а к осени уже набрал большое количество предложений и замечаний. В итоге, из всего этого был сформирован один «гибридный» проект, предполагавший полу-президентскую республику. Этот проект был вынесен на всенародное голосование. Не голосовали лишь Чеченская респ. и республика Татарстан. С ними затем были заключены отдельные договора, что повлекло за собой такое явление, как «Парад Суверенитета».

Конституция 1993 года вступила в силу 25 декабря 1993 года.

. Конституция 1993 года.

  1. Понятие, юридические свойства, сущность конституции;

  2. Порядок пересмотра КРФ, ее изменения. Толкования КРФ.

  3. Структура конституции.

1. В современной юридической науке существует два понятия конституции: фактическая и юридическая.

В формально-юридическом смысле, Конституция – это основной документ государства, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основу общественного соц. строя(?), политическую систему, правовой статус личности, духовной жизни общества.


Фактически, конституция отражает реальные основы социально-политического строя, действительные положения личности, государства. Это реальное положение в обществе.

Расхождение этих двух определений ведет к негативным последствиям – фиктивности конституции, когда положение конституции не соответствует действительности.

Черты, отличающие конституцию от иных правовых актов:

  1. Особый субъект принятия КРФ. Это многонациональный народ.

  2. Учрежден первичный характер конституционной установки. Конституция – основной документ учредительного характера, устанавливающий основы общества и государства, личности.

  3. Всеохватывающий объект конституционной регламентации. Конституция регулирует все сферы жизни общества, однако регулируются наиболее важные общественные отношения в каждой из сфер.

  4. Наличие особых юридических свой ств. Особый статус конституции в правовой системе государства.

Свойства:

  1. Верховенство конституции (п.2, ст.4). Она впервые закреплена в КРФ 1993 года. Это свойство означает подчинение государства конституци, соответсвенно, действия гос.власти, общественных организаций, граждан во всех сферах жизни конституционным нормам и принципам.

  2. Высшая юридическая сила Конституции (ч. 1, ст.15). Данное свойство определяет место ноституции в системе правовых актов.

  3. Роль Конституции как ядра правой системы. Конституционные принуипы и полодения имеют глав.роль для всей системы текущего законодательства, а КП – ведущая отрасль права. Конституци определяет процесс правотворчества, порядок принятия актов гос.властью, наименование, содержание, юр.силу актов.

  4. Особая охрана Конституции: общая и специальная. Общая (ст.80) – защита КРФ Президентом РФ, как гаранта. Специальная (ст.125) – Конституционным судом РФ.

  5. Особый порядок пересмотра и изменения Конституции.

Конституция РФ – единый, обладающий особыми юр. свойствами акт, принятый народом, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, определяющий субъект государственной власти, механизм осуществления власти, закрепляющий охрану государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Сущность Конституции – ее природа, т.е. кем и от чего именно она принимается, в чьих интересах она действует.

Первоначально, это была теологическая концепция (божественное начало), затем школа естественного права, теория договора (нормы естественного права, обеспечиваемые государством), а на данный момент действует позитивистская теория (выражение воли народа)


Так, конституция РФ 1993 года – демократическая конституция.

14. Понятие, юридические свойства и сущность Конституции РФ

Под конституцией  понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Основные черты Конституции РФ

Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

  • основополагающий характер;

  • народность;

  • реальность;

  • стабильность.

Юридические свойства Конституции рф

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

  1. Конституция - Основной закон государства.

  2. Юридическое верховенство конституции.

  3. Конституция - база текущего законодательства.

  4. Прямое действие конституции.

  5. Правовая охрана конституции.

  6. Особый порядок изменения конституции.

Структура Конституции рф

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);

  2. институт государственного (территориального) устройства;

  3. институт (систему) государственных органов;

  4. государственную символику;

  5. механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т. д. — они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.