Файл: Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 4638
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА
2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР
2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ
ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР)
3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР
3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ)
3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)
3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ГЛАВА 4 ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ
4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
5.1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ
5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ
6.7 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ
6.8 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
6.9 ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.2 ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
7.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА
7.5 ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА
7.6 ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ
8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ
8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ»
8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ
9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА
9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ
Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).
ISBN S-699-07805-3
Книга представляет собой справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.
Проанализированы различные аспекты работы психолога в очаге экстре -мальной ситуации. Они включают известные на сегодняшний день техники психологического вмешательства, а также набор рекомендаций по выжива -нию в экстремальных ситуациях и методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Описаны методы психологической работы с последствиями экстремальных ситуаций, работы с посттравматическим стрессовым расстройством.
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее – упражне -ний, которые психолог (психотерапев, консультант) может использовать в своей практической работе.
УДК 159.9 ББК 88.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 6
ПРЕДИСЛОВИЕ 8
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ 10
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 10
1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 12
1.2.1 Техники экстренной психологической помощи 18
1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях 24
1.2.3 Психология терроризма 30
1.2.3.1. Взрывы 31
1.2.3.2. Захват заложников 33
1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях 45
1.2.5 Психологический дебрифинг 50
1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 56
ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА 78
2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР) 79
2.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР 81
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР 83
2.4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПТСР 90
2.5 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ 94
2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ 94
2.7 ДИССОЦИАЦИЯ И ПТСР 100
2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР 105
ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) 150
3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР 150
3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ) 157
3.3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ 166
3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 183
3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ) 199
3.6 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 203
3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 213
ГЛАВА 4 ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 222
4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 223
4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ 230
4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 231
4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 234
ГЛАВА 5 НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ 268
5.1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ 268
5.2 ИЗНАСИЛОВАНИЕ 276
5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ 278
5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 285
5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 287
ГЛАВА 6 НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ 319
6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ 322
6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ 323
6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ 324
6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ 325
6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ 331
6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 332
6.6.1 Нарушения физического и психического развития 333
6.6.2 Заболевания как следствие насилия 333
6.6.3 Психические особенности детей, пострадавших от насилия 334
6.6.4 Социальные последствия жестокого обращения с детьми 336
6.7 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ 337
6.8 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ 341
6.9 ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ 342
ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 371
7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА 376
7.1.1 Социально-демографические факторы 376
7.1.2 Индивидуально-психологические факторы 377
7.1.3 Медицинские факторы 379
7.1.4 Природные факторы 379
7.2 ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА 381
7.2.1 Ситуационные индикаторы 381
7.2.2 Поведенческие индикаторы суицидального риска 381
7.2.3 Коммуникативные индикаторы 381
7.2.4. Когнитивные индикаторы 381
7.2.5 Эмоциональные индикаторы 382
7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ 382
7.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА 392
7.5 ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА 393
7.6 ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 395
7.7 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ 396
ГЛАВА 8 СИНДРОМ УТРАТЫ 424
8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ 424
8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ 434
8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ» 441
8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ 455
ГЛАВА 9 ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА 471
9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА 471
9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ 480
9.3 СУПЕРВИЗИЯ 485
9.4 РАБОТА С ВТОРИЧНОЙ ТРАВМОЙ 489
СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 505
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора.....................7
Предисловие................... 11
Глава 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ
СИТУАЦИИ...............И
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
СИТУАЦИЙ................. 15
1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ........ 18
1.2.1 Техники экстренной психологической помощи . ■ ■ ■29
1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях ...... 40
1.2.3 Психология терроризма............ 51
1.2.3.1 Взрывы............... 52
1.2.3.2 Захват заложников........... 56
1.2.4 Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.................. 79
1.2.5 Психологический дебрифинг........... 87
1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ........ 98
Глава 2. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ
РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА . 134
2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРЙСТВО (ПТСР)....... . . . 136
2.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР. . . ......-............140
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР. ' 143
2.4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПТСР....., .......156
2.5 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ....... 162
2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ 163
2.7 ДИССОЦИАЦИЯ И ПТСР . . 174
2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР.........181
Глава 3. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО
СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) ... 276
3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР ... 276
3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ)...... 290
3.3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ............. 306
3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ
• ПСИХОТЕРАПИЯ............... 335
3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)........... 365
3.6 СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.......... 373
3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ........... . 389
Глава 4. ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ . 405
4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.................408
4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ . . 420
4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ......422
4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ............427
Глава S. НАСИЛИЕ
НАД ЖЕНЩИНАМИ.......489
5.1 ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ......490
5.2 ИЗНАСИЛОВАНИЕ..............504
5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ.................508
5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ........,........520
5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ . 525
Глава 6. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ..........583
6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.........588
4
6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ........ 590
6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ........... 592
6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ........... 594
6.5. НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ............. 604
6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ....... 607
6.61 Нарушения физического и психического развития . .608
6.6.2 Заболевания как следствие насилия....... 609
6.6.3 Психические особенности детей, пострадавших
от насилия.................. 610
6.6.4 Социальные последствия жестокого обращения
с детьми . . . '............... 615
6.7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ - ЖЕРТВ НАСИЛИЯ. 616
6.8. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ..... 622
6.9.ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВЩИМИ
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ........... 625
Глава 7. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ......678
7.1. ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА...... 687
7.1.1 Социально-демографические факторы. „.,... 688
7.1.2 Индивидуально-психологические факторы..... 690
7.1.3 Медицинские факторы, ...........693
7.1.4 Природные факторы ............694
7.2 Индикаторы суицидального риска........ 697
7.2.1 Ситуационные индикаторы .......... 697
7.2.2 Поведенческие индикаторы ,..,..-„...698
7.2.3 Коммуникативные индикаторы......... 698
7.2.4 Когнитивные индикаторы........... 699
7.2.5 Эмоциональные индикаторы.......... 699
7.3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ
КЛИЕНТОВ................. 700
7.4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ
САМОУБИЙСТВА.............. 718
7.5. 'ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА ....... 720ч
7.6. ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ .... 723
5
7.7 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ........ 727
Глава 8. СИНДРОМ УТРАТЫ. .......... 776
8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ ................... 776
8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ.................. 795
8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ» . ... . . . 806
8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ.................. 832
Глава 9. ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА........... 862
9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА. . 862
9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ..... 880
9.3 СУПЕРВИЗИЯ................ 887
9.4 РАБОТА С ВТОРИЧНОЙ ТРАВМОЙ....... 895
СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ................ 923-
ОТ АВТОРА
На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек так или иначе психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.
Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.
Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.
На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.
На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.