Файл: Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 4645
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА
2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР
2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ
ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР)
3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР
3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ)
3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)
3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ГЛАВА 4 ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ
4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
5.1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ
5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ
6.7 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ
6.8 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
6.9 ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.2 ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
7.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА
7.5 ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА
7.6 ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ
8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ
8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ»
8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ
9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА
9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ
Изменилось ли мое сексуальное поведение? Изменились ли мои телесные реакции на стресс?
Отмечаю ли я у себя склонность к соматизации, повышению или понижению чувствительности, проявления деперсонализации?
Профессионалы в области заботы о других, как правило, очень плохо умеют заботиться о самих себе.
Многие специалисты помогающих профессий заботятся о себе только для того, чтобы подать хороший пример клиентам («Если я возьму больничный, когда буду плохо себя чувствовать, это будет хорошей моделью для клиентов, как заботиться о себе»). Эта философия отражает слишком ограниченное определение себя: «Я – помощник». Но работа – это не вся жизнь, а только ее часть. Мы нуждаемся в балансе работы и отдыха, осознания и действия, равновесия между отдавать и получать. Мы должны принять и интегрировать все самые разнообразные аспекты собственной личности. Мы можем быть серьезными и игривыми, рассудительными и спонтанными, требовательными и снисходительными по отношению к себе, интеллектуальными и сексуальными и так далее. Мы сложны и противоречивы, потому что мы люди. Наша забота о себе должна отвечать сложности и многообразию нашей личности.
Предлагаемый ниже опросник не является исчерпывающе полным, это только наши предложения. Вы можете добавить к нему пункты, которые соответствуют вашей ситуации. Оценивайте свое состояние и поведение на настоящий момент вашей жизни.
Когда закончите заполнение опросника, посмотрите, можете ли вы найти какие-то закономерности. Может быть, вы достаточно активны в определенных областях заботы о себе и совершенно игнорируете другие? Может быть, вы обнаружили здесь пункты, о которых подумали: «Я никогда не стал бы этого делать»? Прислушивайтесь к себе, к своим внутренним реакциям, доверяйте своим ощущениям.
Для оценки воспользуйтесь следующей шкалой:
5 = Часто
4 = Иногда
3 = Редко
2 = Никогда
1 = Никогда об этом не думал
Физиологические потребности
Ем регулярно (то есть завтрак, обед и ужин)
Употребляю здоровую пищу
Делаю зарядку
Регулярно прохожу профилактический осмотр у врача
Обращаюсь за медицинской помощью, когда это необходимо
Беру больничный на время болезни
Пользуюсь услугами массажиста
Танцую, пою, плаваю, бегаю, играю в спортивные игры, совершаю прогулки или занимаюсь любыми другими видами физической активности, которая доставляет мне удовольствие.
Удовлетворяю свои сексуальные потребности
Достаточно сплю
Ношу одежду, которая мне нравится
Беру отпуск
Беру отгулы
Ограничиваю время телефонных разговоров
Прочее
Психологические потребности
Выделяю время для саморефлексии
Прохожу личную терапию
Веду дневник
Читаю литературу, не относящуюся к работе
Имею хобби
Стараюсь снижать уровень стресса в своей жизни
Прислушиваюсь к своему внутреннему опыту – мыслям, чувствам, суждениям, верованиям
Даю возможность другим людям узнать меня с разных сторон
Посещаю музеи, выставки, театры, спортивные соревнования.
Обращаюсь за помощью к другим
Проявляю любопытство
Могу сказать «нет»
Прочее
Эмоциональная сфера
Провожу время с людьми, которые мне симпатичны Поддерживаю отношения со значимыми для меня людьми Стараюсь поощрять и награждать самого себя Люблю себя
Перечитываю любимые книги и пересматриваю любимые фильмы
Стараюсь осознать свои потребности: чем мне хочется заниматься (помимо работы), с какими людьми мне хочется общаться, какие места хочется посещать – и ищу возможности удовлетворить эти потребности
Позволяю себе плакать
Могу над чем-то посмеяться
Если что-то в области общественной жизни вызывает у меня возмущение и протест, я могу открыто выразить это в письмах в различные инстанции, а также через участие в митингах и маршах протеста
Играю с детьми
Прочее
Духовные потребности
Выделяю время для рефлексии
Провожу время на природе
Ищу возможности общаться с людьми, близкими мне по духу, либо в частном порядке, либо в рамках определенного сообщества
Переживаю моменты вдохновения
Поддерживаю в себе оптимизм и надежду
Считаю, что в жизни существуют не только материальные ценности
Стараюсь иногда выходить из роли эксперта и не брать на себя ответственность за все
Открыт новому, неизвесшому
Знаю, что для меня важно, и определяю этому место в своей жизни
Медитирую
Молюсь
Пою
Провожу время с детьми
Переживаю моменты благоговения
Участвую в осуществлении того, во что верю
Читаю книги, которые меня вдохновляют, слушаю классическую музыку
Прочее
Условия работы
Делаю перерывы во время рабочего дня (например, на обед)
Позволяю себе поболтать с сотрудниками Выделяю достаточно времени для того, чтобы завершить определенную работу
Умею отстаивать свои границы с клиентами и коллегами Распределяю свое рабочее время так, чтобы избежать перегрузок в определенные моменты
Создаю себе удобное рабочее пространство Регулярно прохожу супервизию или консультируюсь с коллегами
Отстаиваю свои финансовые интересы (повышение зарплаты, получение льгот)
Участвую в группе профессиональной поддержки Уделяю время профессиональному росту не только в области работы с травмой, но и в других сферах
Прочее
Баланс
Стремлюсь к балансу в своей профессиональной жизни и в пределах каждого рабочего дня
Стремлюсь к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом
Другие области заботы о себе, которые соответствуют вашей ситуации.
9.3 СУПЕРВИЗИЯ
Обязательным и необходимым условием успешной работы психотерапевта (психолога, консультанта) является предоставление ему супервизии и проведение с ним личной (индивидуальной) или групповой психотерапии. Супервизия – это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного или равных по опыту), в ходе которого консультант может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности. Основная цель супервизии – помочь консультанту наилучшим образом ответить на потребности клиента (Соловейчик, 2002).
Супервизия позволяет консультанту поделиться своими чувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе с клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, расширить свои теоретические представления, наметить пути дальнейшей работы с клиентом. Таким образом, в процессе супервизии консультант развивает и совершенствует свое профессиональное мастерство, но основной мишенью здесь является конкретный случай работы с клиентом. В этом главное отличие суперви-зии от личной терапии. Супервизия помогает обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в терапевтических отношениях с клиентом, но работа с этими проблемами не является тут непосредственной задачей.
Структура супервизорской сессии соответствует структуре терапевтической (консультативной) сессии. Даже в том случае, когда договариваются о супервизии равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли: кто в данный момент является супервизором, а кто су-первизируемым, – и определены временные границы. Как и в консультативной сессии, при супервизии необходимо соблюдать структуру (от установления контакта до «заземления»), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи.
1. Супервизору необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности: что человек делает, а не каким, по нашему мнению, он является. Используйте в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам.
2. Наблюдать, а не интерпретировать: что он сказал или сделал, а не почему (наши фантазии).
3. Описывать, а не судить и оценивать.
4. Быть конкретным, а не обобщать.
5. Уделять внимание информации и концепциям
, избегая советов.
6. Ориентироваться на консультанта – давать то количество информации, которое он способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.
7. Говорить о поведении, которое возможно изменить.
Таким образом, супервизорская сессия имеет определенный формат, и именно в этом ее специфика, именно этим определяется ее отличие от, например, дружеской беседы коллег на профессиональные темы.
В центре внимания в супервизии могут находиться самые разнообразные проблемы. Выбор фокуса работы определяется, в первую очередь, запросом со стороны консультанта. Исключение составляют ситуации, когда супервизор видит, что в работе консультанта что-то необходимо изменить во избежание нанесения вреда клиенту. В этих случаях, для того, чтобы супервизия была эффективной, супервизору рекомендуется выполнять следующие правила:
1. Скажите о своем беспокойстве.
2. Будьте конкретны в описании того, что беспокоит вас, скажите о своих чувствах, объясните, почему вы считаете нужным вмешаться.
3. Привлекайте супервизируемого к поиску разрешения ситуации, не приходите с готовыми решениями.
4. Если вы чувствуете сопротивление со стороны супервизируемого, переключитесь на активное слушание, поощряя его выражать свои чувства. Если консультант почувствует себя услышанным, вам легче будет вместе найти решение.
5. Проследите за тем, как решение проводится в жизнь. Бывают ситуации, когда изменения в работе консультанта не являются жизненно необходимыми, но вы видите, что можете подать интересную идею, которая расширит возможности консультанта. В этом случае супервизору необходимо получить от консультанта разрешение на вмешательство.
Формы организации супервизорской практики могут быть различными. Приводимый ниже перечень иллюстрирует (но не исчерпывает) возможное разнообразие форм организации супервизорской практики:
1) Под руководством супервизора
• Один на один
• Один на двоих
• Группа под руководством супервизора
2) Смешанная форма
• Супервизор осуществляет супервизию совместно с группой
3) Пары и «эксперт»
• В группе – «эксперт» присоединяется к группе периодически (через заранее оговоренные промежутки времени)
• Один на один – раз в две недели происходит парная супервизия, раз в две недели эксперт встречается с супервизируемым
4) Взаимная супервизия равных по статусу