Файл: И. О. Фамилия Статья посвящена основным событиям и законодательным актам периода английской буржуазной революции с 16401660гг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В их права входило так же обязанность высылать из страны подозреваемых в плохом поведении граждан. Все это позволяет сделать вывод, что период протектората был периодом, напоминающим периоды инквизиции в европейских странах. Всеобщая подозрительность и страх за свою жизнь и имущество овладели не только гражданами республики, но даже самим Оливером Кромвелем, который не доверял даже своей охране и часто менял место своего ночлега.
27 ноября 1656г. собирается 2-ой парламент, в который в феврале 1657г. вносится «Смиренная петиция и совет», которая предлагала Кромвелю королевский титул. Это вызвало всеобщее неодобрение в войсках, в которых были, не смотря на все чистки, сильны идеи левеллеров, поэтому Кромвель 8 мая 1657г., под нажимом военной верхушки армии, отказывается принять корону, но согласился сделать свою власть наследственной.
После смерти Оливера Кромвеля 3 сентября 1658г., лордом - протектором стал его сын, который не обладал волевыми качествами отца и не имел поддержки в армии, в результате превратился в игрушку различных политических группировок. Единственным его правильным действием, на мой взгляд, было то, что он созвал парламент и не стал противиться тому, что парламент лишил его должности лорда - протектора. Как у нас принято говорить «отпустил его с миром» обеспечив его самого и всю семью Оливера Кромвеля пожизненным годовым доходом, сохранив им их имущественную собственность, приобретенную Оливером Кромвелем за время революции. Парламент, состоявший к этому времени в основном из представителей крупной буржуазии и купечества и примкнувшим к ним джентри, начиная с октября 1958 г. начал лихорадочно вносить изменения в Конституцию. В результате этих изменений Государственный совет отменил должность лорда - протектора, восстановил палату лордов и, в качестве исполнительной власти, королевскую власть. «По замыслу правившей группировки джентри и буржуазии монархия должна была стать конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно, в так называемой Бредской декларации1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента» (3). Как это стал нормой для всех королей, призванный к правлению содружеством Англии король Карл II не выполнил своих обещаний.
Тела, Оливера Кромвеля и его сподвижников, подписавших смертный приговор его отцу - Карлу 1, были извлечены из могил и повешены, а перед захоронением им были отрублены головы.
2.3 Результаты первой Английской революции
Республика прекратила свое существование. Однако основную задачу свою она выполнила:
1. Революционные преобразования 1640--1653-х гг. разрушили общественный строй феодализма и создали условия для свободного развития капитализма.
2. В результате распродажи земель появился новый класс землевладельцев -- индепендентское дворянство.
3. Земля стала товаром, утвердились буржуазные отношения. В них были вынуждены включаться и вернувшиеся позднее представители старого режима.
4. Поражение демократического движения и бесправие мелких держателей открыло возможность для безжалостного повышения рент, огораживаний и сгона крестьян с земли, что вело к формированию класса безземельного пролетариата.
5. Король был лишен финансовой независимости и стал первым чиновником государства на жаловании парламента.
6. «Великий мятеж» вселил страх в Английское общество и стал своего рода иммунитетом от всех последующих гражданских войн и революций, так как последовавшая за ней «Славная революция» 1688г. не являлась, по сути, революцией, а была всего лишь очередным дворцовым переворотом, целью которого было предотвратить восстановление абсолютной власти короля.
7. Церковь потеряла свою власть и монополию на формирование общественного мнения, а также стала полностью зависеть от парламента.
8. Монополии и королевский контроль навсегда исчезли из сферы промышленности и торговли, за исключением необходимой буржуазии Ост-Индской компании.
9. Цехи и законы об ученичестве были уничтожены.
10. Революция провозгласила свободу торговли и предпринимательства.
11. Исключительное значение имело принятие в 1651 году Навигационного акта, в соответствии с которым внешнеторговые перевозки могли совершаться лишь на английских кораблях или на судах страны, производившей этот товар.
12. Закон подорвал посредническую торговлю и судоходство самого сильного соперника Англии -- Голландии.
13. Освобождение науки от теологического догмата и толчок, данный революцией, свободной мысли и опыту, имели огромное значение для развития техники, обеспечившей промышленный и аграрный переворот XVIII века.
14. Идеи республиканского устройства, равенства всех перед законом, зачатки правового гражданского государства, которые несла революция, оказали влияние на историю других государств Европы, США, России и т.д.
Заключение
Завершая статью, мне представляется уместным поделиться своими мыслями по поводу значения первой Английской революции. Основные свои выводы, по ее основным этапам, я привела по ходу изложения, в соответствии с планом своей статьи «Протекторат Кромвеля».
1. Изучая материалы по данной теме, различных Российских школ по государству и праву зарубежных стран в основном они придерживаются одних и тех же мнений по значению влияния Английской революции на все последующие революции в государствах мира. Оливер Кромвель, чаще всего характеризуется, как выдающийся талантливый полководец и государственный деятель, вот с этим я не согласна и вот почему:
Начав свою деятельность в качестве члена короткого, а затем и долгого парламента, в котором, он был активным оппозиционером королю, требовавший от него согласия на демократическое переустройство государственного аппарата и демократизацию законодательства, но возглавив затем исполнительную и законодательную власть, сам не выполнил ни одного своего требования по демократизации. Именно это способствовало тому, что Английская революция осталась не завершенной, а, следовательно, обрекла себя на гибель. Это ни что иное как:
- безответственность перед массами людей, которых он возглавил,
- обрек умышленно на гибель своих солдат левеллеров,
- благодаря их гибели возвысился и не выполнил свои обязательства, изложенные в программе индепендентов,
- не говоря уже о том, что именно его жестокие расправы над населением Ирландии и Шотландии, навсегда заложили неприязнь между нациями содружества,
- в своих лживых намерениях использовал в своих корыстных целях даже свою пуританскую веру.
Таких людей считать выдающимися и талантливыми, это кощунство и заслуживает лишь презрение.
2. Сравнивая с Английской революцией, все последующие революции и их вожди, к моему удивлению, грешили в той или иной мере теми же человеческими качествами, что и Оливер Кромвель, этими же качествами обладают и все бывшие и нынешние президенты.
3. Особенно это касается России, предательство ее верхушки, допустившей гибель в 1991г. самого современного и соответствующего научно техническому прогрессу, развитию производительных сил социалистического общенародного
государственного строя, предав тех, кто сложил, во имя его, головы на поле брани в гражданскую и вторую мировую войну.
Ссылки
{1} «I. Что верховная законодательная власть свободных государств Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих, сосредотачивается и пребывает в одном лице и народе, представленном в парламенте; титул названного выше лица называется "Лорд-протектор свободных государств Англии, Шотландии и Ирландии".
II. Что осуществление полномочий верховного правителя и управление означенными выше странами и владениями и их населением принадлежит Лорду-протектору, при содействии Совета, число членов которого не должно превышать двадцати одного и не быть ниже тринадцати.
III. Что всякого рода указы, вызовы в суд, полномочия, патенты, пожалования и другие распоряжения, которые до сих пор издавались от имени и титула блюстителей свободы Англии властью парламента, должны издаваться от имени и титула Лорда-протектора, которым на будущее время будут производиться назначения всех должностных лиц и пожалования почетных званий в названных выше трех нациях. Он имеет право помилования (кроме случаев убийства и измены) и получения всех конфискаций, сделанных для публичных целей. Он должен управлять означенными выше странами и владениями во всех делах при содействии Совета и на основании настоящего акта и законов.
IV. Что Лорд-протектор во время заседаний парламента должен располагать и руководить милицией и войсками, как на море, так и на суше, для достижения мира и благоденствия трех наций, с согласия парламента, и что Лорд-протектор в промежутках между заседаниями парламентов должен располагать и руководить милицией для достижения указанных выше целей, с ведома и согласия большинства членов Совета.
V. Что Лорд-протектор, с ведома указанного выше, Совета, должен руководить всеми делами, относящимися к поддержанию и укреплению добрососедских отношений с иностранными королями, правителями и государствами, а также с согласия большинства членов Совета имеет право вести войну и заключать мир.
VI. Что законы не могут быть изменены, приостановлены, выведены из употреблении или отменены, равно как и не могут быть изданы какие-либо новые законы или введены какие-либо налоги, сборы или подати, которыми облагается народ, иначе как с его согласия, выраженного в парламенте, за исключением случаев, указанных в п. XXX (предоставлял Лорду-протектору право собирать налоги и пошлины до созыва первого парламента и издавать законы и ордонансы, которые парламент мог отменить).
VII. Парламент должен быть созван для заседания в Вестминстере 3 сентября 1654 г., и последующие парламенты должны быть созываемы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существующего парламента.
VIII. Что ни парламент, созываемый в первую очередь, ни какие-либо последующие парламенты не могут быть отсрочиваемы, прерываемы или распускаемы в течение пяти месяцев со дня их первого заседания без их на то согласия.
XVII. Что лица, которые будут избраны в число членов парламента, должны быть (и не могут быть иными) лицами, известными своей честностью, богобоязненными, хорошего поведения, иметь возраст, в двадцать один год.
XVIII. Что все и каждое лицо, и лица, имеющие на праве собственности или владения от своего имени имущество движимое или недвижимое стоимостью двести фунтов стерлингов, ... признаются имеющими право выбирать членов парламента.
XXII. Что лица, избранные и признанные заседать указанным выше порядком, или шестьдесят из них, должны признаваться и признаются парламентом Англии, Шотландии и Ирландии, причем, высшая законодательная власть принадлежит Лорду-протектору и названному выше парламенту, порядком, изложенным в дальнейшем.
XXIV. Что все билли, принятые парламентом, должны быть представлены Лорду-протектору на его одобрение. В случае, если Лорд-протектор не даст своего одобрения на указанный билль в течение двадцати дней после представления ему билля или не предоставит парламенту удовлетворительных объяснений своего отказа в одобрении билля в течение определенного выше срока, то тогда в силу декларации парламента, что Лорд-протектор не дал согласия или удовлетворительных мотивов своего отказа в утверждении билля, означенные выше билли должны считаться вступившими в силу и являющимися законами, хотя бы Лорд-протектор и не дал свое согласие, если только означенные выше билли не содержат в себе ничего противоречащего правилам, заключающимся в настоящем акте.
XXV. (Перечислены имена пятнадцати членов Совета). В случае смерти или выбытия кого-либо из них, парламент избирает шесть кандидатов на место выбывшего. Из числа этих шести Совет большинством голосов выбирает двух и представляет Лорду-протектору, который утверждает в звании члена Совета одного из этих двух лиц.
XXVII. Что должен быть взимаем, введен и установлен постоянный ежегодный сбор на содержание 10 000 человек кавалерии и драгун и 20 000 пехоты в Англии, Шотландии и Ирландии для защиты и обеспечения их безопасности, а также на содержание надлежащего числа кораблей для охраны морей; помимо этого, 200 000 фунтов стерлингов в год - для покрытия других необходимых расходов на отправление правосудия и иные издержки правительства; этот сбор будет взиматься путем таможенных пошлин и тех способов и средств, которые будут одобрены Лордом-протектором и Советом, и не подлежит отмене или уменьшению; не подлежит изменению и способ, одобренный для его взимания, иначе как с согласия Лорда-протектора.