Файл: Контрольная работа по курсу Экономика общественного сектора Анализ структуры расходов, связанных с общественным сектором экономики, в России (за 23 года).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа по курсу
Экономика общественного сектора
1. Анализ структуры расходов, связанных с общественным сектором экономики, в России (за 2-3 года)
В России государственный (общественный) сектор занимает значительную долю в корпоративной сфере, что оказывает влияние на условия конкуренции на товарных рынках. Государственные расходы включают:
− закупки товаров и услуг;
− монетарные трансакции из государственного сектора в частный сектор;
− оплату труда государственных служащих;
− социальные выплаты;
− обслуживание государственного долга;
− трансферты.
Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования затрат на содержание организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, взаимодополняют друг друга.
Расходы федерального бюджета на 2017–2019 гг., представленные в таблице 1, сформированы в рамках бюджетных правил.
Так, в рассматриваемом периоде расходы федерального бюджета сокращаются как в номинальном выражении к уровню 2017 г. (с 16181 млрд. руб.), до 15964 млрд. руб. в 2019 г.).
Важно также учитывать не только общие объемы, но и структуру расходов федерального бюджета, которая ухудшалась в последние годы. Как результат, росли расходы только по трем направлениям, причем все они не относятся к производительным – национальная оборона, социальная политика, обслуживание долга. Среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия – один из рекордсменов по величине расходов на оборону. Расходы на социальную политику, в частности на пенсии, устойчиво растут, и без пенсионной реформы этот тренд в ближайшие годы едва ли изменится.
Таблица 1 − Расходы государственного сектора РФ в 2017−2019 гг.
В млрд. рублей
Расходы всего, в том числе (план): | Млрд рублей | % ВВП | |||
2017 | 2018 | 2019 | 2018 | 2019 | |
16181 | 15978 | 15964 | 17,3 | 16,1 | |
Расходы (факт) | 16420 | 16713 | 18215 | 17,5 | 16,7 |
Общегосударственные вопросы | 1170 | 1126 | 1115 | 1,2 | 1,1 |
Национальная оборона | 2840 | 2728 | 2856 | 3,0 | 2,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1968 | 1945 | 2007 | 2,1 | 2,0 |
Национальная экономика | 2292 | 2247 | 2054 | 2,4 | 2,1 |
ЖКХ | 60 | 30 | 27 | 0,0 | 0,0 |
Охрана окружающей среды | 76 | 78 | 80 | 0,1 | 0,1 |
Образование | 568 | 589 | 586 | 0,6 | 0,6 |
Культура и кинематография | 94 | 88 | 80 | 0,1 | 0,1 |
Здравоохранение | 377 | 394 | 360 | 0,4 | 0,4 |
Социальная политика | 5080 | 4962 | 5054 | 5,4 | 5,1 |
Физическая культура и спорт | 86 | 55 | 34 | 0,1 | 0,0 |
СМИ | 74 | 68 | 67 | 0,1 | 0,1 |
Обслуживание госдолга | 729 | 848 | 870 | 0,9 | 0,9 |
Межбюджетные трансферты | 768 | 770 | 776 | 0,8 | 0,8 |
В расходах общественного сектора большую величину занимают расходы на:
− социальную политику направлено 5080 млрд. руб. и в 2019 году выявлен рост расходов в сумме 5054 млрд. руб.;
− национальную оборону 2840 млрд., руб. в 2017 году, 2728 млрд. руб. в 2018 году и 2856 млрд. руб. в 2019 году, следовательно, в 2019 году увеличены расходы;
− национальная безопасность и правоохранительная деятельность также представлена большой величиной, от 1968 млрд. руб. в 2017 году до 2007 млрд. руб. в 2019 году.
Меньшую величину в расходах общественного сектора занимают:
− ЖКХ (60 млрд. руб. в 2017 году и 27 млрд. руб. в 2019 году);
− физическая культура и спорт (86 млрд. руб. в 2017 году и 34 млрд. руб. в 2019 году;
− а также СМИ, культура и кинематография и охрана окружающей среды.
Проблема госдолга обострилась на региональном уровне – за последние годы наблюдался неуправляемый прирост объема государственного долга субъектов Федерации. Регионы, повышая заработные платы работникам бюджетной сети, не только отказываются от бюджетных инвестиций, но и наращивают долги вследствие растущих дефицитов консолидированных бюджетов. Так, если до 2012 г. многие субъекты РФ имели незначительный государственный долг, то уже к началу 2016 г. у 14 регионов объем государственного долга превысил 100% налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. В таблице 2 рассчитаем сумму расходов, связанных с общественным сектором экономики (для справки: расходы, связанные с общественным сектором экономики: здравоохранение, образование, социальная защита заселения, культура, искусство, физическая культура и спорт)
Таблица 2 − Расходы общественного сектора РФ в 2017−2019 гг.
В млрд. рублей
Показатель | Период, годы | Темп роста,% | |||
2017 | 2018 | 2019 | 2018 | 2019 | |
Образование | 568 | 589 | 586 | 103,70 | 99,49 |
Культура и кинематография | 94 | 88 | 80 | 93,62 | 90,91 |
Здравоохранение | 377 | 394 | 360 | 104,51 | 91,37 |
Физическая культура и спорт | 86 | 55 | 34 | 63,95 | 61,82 |
Итого | 1125 | 1126 | 1060 | 100,09 | 94,14 |
Из таблицы 2 следует, что расходы на общественный сектор изменяются. Так, расходы на образование в 2018 году возросли на 3,7%, а в 2019 году снизились на 0,51%. Расходы на культуру и образование также снижаются с 94 млрд. руб. в 2017 году до 80 млрд. руб. в 2019 году.
Расходы на здравоохранение в 2017 году составляли 377 млрд. руб., в 2018 году увеличились на 4,51%, а в 2019 году снизились на 8,63%.
Расходы на физическую культуру и спорт снижаются большими темпами, на 36,05% за 2018 год по сравнению с 2017 годом и на 38,18 % за 2019 год. Динамика расходов общественного сектора РФ на рисунке 1.
Рисунок 1 − Динамика расходов общественного сектора РФ за 2017−2019 годы
Рассчитаем долю расходов общественного сектора в таблице 3.
Таблица 3 − Доля расходов, связанных с общественным сектором экономики, в общей сумме государственных расходов
Показатель | Период, годы | Удельный вес,% | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Социальная политика | 5080 | 4962 | 5054 | 31,39 | 31,06 | 31,66 |
Образование | 568 | 589 | 586 | 3,51 | 3,69 | 3,67 |
Культура и кинематография | 94 | 88 | 80 | 0,58 | 0,55 | 0,50 |
Здравоохранение | 377 | 394 | 360 | 2,33 | 2,47 | 2,26 |
Физическая культура и спорт | 86 | 55 | 34 | 0,53 | 0,34 | 0,21 |
Итого государственных расходов | 16181 | 16713 | 18215 | 100 | 100 | 100 |
Большую долю расходов общественного сектора в государственных расходах занимают расходы социальную политику: 31,39%, 31,06%, 31,66% и на образование: 3,51%, 3,69%, 3,67% по годам соответственно.
Культура и кинематография занимают меньшую долю: 0,58%, 0,55%, 0,50% по годам соответственно и физическая культура и спорт (0,53%, 0,34%, 0,21%).
Расходы на здравоохранение в 2017 году составляли 2,33% от государственных расходов, в 2018 2,47%, а в 2019 году также снизились до 2,26%.
В таблице 4 рассмотрим структуру всех расходов государственного сектора в 2017−2019 годах.
Таблица 4 − Структура расходов в общей сумме государственных расходов
Показатель, млрд. руб. | Период, годы | Удельный вес,% | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Общегосударственные вопросы | 1170 | 1126 | 1115 | 7,23 | 7,05 | 6,98 |
Национальная оборона | 2840 | 2728 | 2856 | 17,55 | 17,07 | 17,89 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1968 | 1945 | 2007 | 12,16 | 12,17 | 12,57 |
Национальная экономика | 2292 | 2247 | 2054 | 14,16 | 14,06 | 12,87 |
ЖКХ | 60 | 30 | 27 | 0,37 | 0,19 | 0,17 |
Охрана окружающей среды | 76 | 78 | 80 | 0,47 | 0,49 | 0,50 |
Социальная политика | 5080 | 4962 | 5054 | 31,39 | 31,06 | 31,66 |
СМИ | 74 | 68 | 67 | 0,46 | 0,43 | 0,42 |
Образование | 568 | 589 | 586 | 3,51 | 3,69 | 3,67 |
Культура и кинематография | 94 | 88 | 80 | 0,58 | 0,55 | 0,50 |
Здравоохранение | 377 | 394 | 360 | 2,33 | 2,47 | 2,26 |
Физическая культура и спорт | 86 | 55 | 34 | 0,53 | 0,34 | 0,21 |
Обслуживание госдолга | 729 | 848 | 870 | 4,51 | 5,3 | 5,45 |
Межбюджетные трансферты | 768 | 770 | 776 | 4,75 | 4,82 | 4,85 |
Итого государственных расходов | 16181 | 16713 | 18215 | 100 | 100 | 100 |
В составе расходов за 2017 год большую долю занимают: национальная оборона (17,55%), национальная экономика (14,16%) и национальная безопасность (12,16%), а меньшую долю расходы на: ЖКХ (0,37%), СМИ (0,46%), физическая культура и спорт (0,53%), охрана окружающей среды (0,47%). Состав расходов государственного сектора за 2017 год показан на рисунке 2.
Рисунок 2 − Состав расходов государственного сектора РФ за 2017 год
В составе расходов за 2018 год большую долю занимают: национальная оборона (17,07%), национальная экономика (14,06%) и национальная безопасность (12,16%), а меньшую долю расходы на: ЖКХ (0,19%), СМИ (0,43%), физическая культура и спорт (0,34%), охрана окружающей среды (0,49%). Состав расходов государственного сектора за 2018 год показан на рисунке 3.
Рисунок 3 − Состав расходов государственного сектора РФ за 2018 год
В составе расходов за 2019 год большую долю занимают: национальная оборона (17,89%), национальная экономика (12,87%) и национальная безопасность (12,57%), а меньшую долю расходы на: ЖКХ (0,17%), СМИ (0,42%), физическая культура и спорт (0,21%), охрана окружающей среды (0,50%). Состав расходов государственного сектора за 2019 год показан на рисунке 4.
Рисунок 4 − Состав расходов государственного сектора РФ за 2019 год
Таким образом, в составе расходов государственного сектора, расходы общественного сектора занимают меньшую долю, а именно, расходы социальную политику: 31,39%, 31,06%, 31,66% и на образование: 3,51%, 3,69%, 3,67% по годам соответственно. Культура и кинематография занимают меньшую долю: 0,58%, 0,55%, 0,50% по годам соответственно и физическая культура и спорт (0,53%, 0,34%, 0,21%).
Расходы на здравоохранение в 2017 году составляли 2,33% от государственных расходов, в 2018 2,47%, а в 2019 году также снизились до 2,26%.
Развитие общественного сектора, прежде всего, зависит от общего уровня экономики, и должен быть приоритетным в Российской Федерации.