Файл: Контрольная работа по курсу Экономика общественного сектора Анализ структуры расходов, связанных с общественным сектором экономики, в России (за 23 года).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контрольная работа по курсу

Экономика общественного сектора

1. Анализ структуры расходов, связанных с общественным сектором экономики, в России (за 2-3 года)

В России государственный (общественный) сектор занимает значительную долю в корпоративной сфере, что оказывает влияние на условия конкуренции на товарных рынках. Государственные расходы включают:

− закупки товаров и услуг;

− монетарные трансакции из государственного сектора в частный сектор;

− оплату труда государственных служащих;

− социальные выплаты;

− обслуживание государственного долга;

− трансферты.

Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования затрат на содержание организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, взаимодополняют друг друга.

Расходы федерального бюджета на 2017–2019 гг., представленные в таблице 1, сформированы в рамках бюджетных правил.

Так, в рассматриваемом периоде расходы федерального бюджета сокращаются как в номинальном выражении к уровню 2017 г. (с 16181 млрд. руб.), до 15964 млрд. руб. в 2019 г.).

Важно также учитывать не только общие объемы, но и структуру расходов федерального бюджета, которая ухудшалась в последние годы. Как результат, росли расходы только по трем направлениям, причем все они не относятся к производительным – национальная оборона, социальная политика, обслуживание долга. Среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия – один из рекордсменов по величине расходов на оборону. Расходы на социальную политику, в частности на пенсии, устойчиво растут, и без пенсионной реформы этот тренд в ближайшие годы едва ли изменится.
Таблица 1 − Расходы государственного сектора РФ в 2017−2019 гг.

В млрд. рублей



Расходы всего, в том числе (план):

Млрд рублей

% ВВП

2017

2018

2019

2018

2019

16181

15978

15964

17,3

16,1

Расходы (факт)

16420

16713

18215

17,5

16,7

Общегосударственные вопросы

1170

1126

1115

1,2

1,1

Национальная оборона

2840

2728

2856

3,0

2,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1968

1945

2007

2,1

2,0

Национальная экономика

2292

2247

2054

2,4

2,1

ЖКХ

60

30

27

0,0

0,0

Охрана окружающей среды

76

78

80

0,1

0,1

Образование

568

589

586

0,6

0,6

Культура и кинематография

94

88

80

0,1

0,1

Здравоохранение

377

394

360

0,4

0,4

Социальная политика

5080

4962

5054

5,4

5,1

Физическая культура и спорт

86

55

34

0,1

0,0

СМИ

74

68

67

0,1

0,1

Обслуживание госдолга

729

848

870

0,9

0,9

Межбюджетные трансферты

768

770

776

0,8

0,8



В расходах общественного сектора большую величину занимают расходы на:

− социальную политику направлено 5080 млрд. руб. и в 2019 году выявлен рост расходов в сумме 5054 млрд. руб.;

− национальную оборону 2840 млрд., руб. в 2017 году, 2728 млрд. руб. в 2018 году и 2856 млрд. руб. в 2019 году, следовательно, в 2019 году увеличены расходы;

− национальная безопасность и правоохранительная деятельность также представлена большой величиной, от 1968 млрд. руб. в 2017 году до 2007 млрд. руб. в 2019 году.

Меньшую величину в расходах общественного сектора занимают:

− ЖКХ (60 млрд. руб. в 2017 году и 27 млрд. руб. в 2019 году);

− физическая культура и спорт (86 млрд. руб. в 2017 году и 34 млрд. руб. в 2019 году;

− а также СМИ, культура и кинематография и охрана окружающей среды.

Проблема госдолга обострилась на региональном уровне – за последние годы наблюдался неуправляемый прирост объема государственного долга субъектов Федерации. Регионы, повышая заработные платы работникам бюджетной сети, не только отказываются от бюджетных инвестиций, но и наращивают долги вследствие растущих дефицитов консолидированных бюджетов. Так, если до 2012 г. многие субъекты РФ имели незначительный государственный долг, то уже к началу 2016 г. у 14 регионов объем государственного долга превысил 100% налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. В таблице 2 рассчитаем сумму расходов, связанных с общественным сектором экономики (для справки: расходы, связанные с общественным сектором экономики: здравоохранение, образование, социальная защита заселения, культура, искусство, физическая культура и спорт)
Таблица 2 − Расходы общественного сектора РФ в 2017−2019 гг.

В млрд. рублей


Показатель

Период, годы

Темп роста,%

2017

2018

2019

2018

2019

Образование

568

589

586

103,70

99,49

Культура и кинематография

94

88

80

93,62

90,91

Здравоохранение

377

394

360

104,51

91,37

Физическая культура и спорт

86

55

34

63,95

61,82

Итого

1125

1126

1060

100,09

94,14


Из таблицы 2 следует, что расходы на общественный сектор изменяются. Так, расходы на образование в 2018 году возросли на 3,7%, а в 2019 году снизились на 0,51%. Расходы на культуру и образование также снижаются с 94 млрд. руб. в 2017 году до 80 млрд. руб. в 2019 году.

Расходы на здравоохранение в 2017 году составляли 377 млрд. руб., в 2018 году увеличились на 4,51%, а в 2019 году снизились на 8,63%.

Расходы на физическую культуру и спорт снижаются большими темпами, на 36,05% за 2018 год по сравнению с 2017 годом и на 38,18 % за 2019 год. Динамика расходов общественного сектора РФ на рисунке 1.



Рисунок 1 − Динамика расходов общественного сектора РФ за 2017−2019 годы
Рассчитаем долю расходов общественного сектора в таблице 3.
Таблица 3 − Доля расходов, связанных с общественным сектором экономики, в общей сумме государственных расходов


Показатель

Период, годы

Удельный вес,%

2017

2018

2019

2017

2018

2019

Социальная политика

5080

4962

5054

31,39

31,06

31,66

Образование

568

589

586

3,51

3,69

3,67

Культура и кинематография

94

88

80

0,58

0,55

0,50

Здравоохранение

377

394

360

2,33

2,47

2,26

Физическая культура и спорт

86

55

34

0,53

0,34

0,21

Итого государственных расходов

16181

16713

18215

100

100

100

Большую долю расходов общественного сектора в государственных расходах занимают расходы социальную политику: 31,39%, 31,06%, 31,66% и на образование: 3,51%, 3,69%, 3,67% по годам соответственно.

Культура и кинематография занимают меньшую долю: 0,58%, 0,55%, 0,50% по годам соответственно и физическая культура и спорт (0,53%, 0,34%, 0,21%).


Расходы на здравоохранение в 2017 году составляли 2,33% от государственных расходов, в 2018 2,47%, а в 2019 году также снизились до 2,26%.

В таблице 4 рассмотрим структуру всех расходов государственного сектора в 2017−2019 годах.
Таблица 4 − Структура расходов в общей сумме государственных расходов


Показатель, млрд. руб.

Период, годы

Удельный вес,%

2017

2018

2019

2017

2018

2019

Общегосударственные вопросы

1170

1126

1115

7,23

7,05

6,98

Национальная оборона

2840

2728

2856

17,55

17,07

17,89

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1968

1945

2007

12,16

12,17

12,57

Национальная экономика

2292

2247

2054

14,16

14,06

12,87

ЖКХ

60

30

27

0,37

0,19

0,17

Охрана окружающей среды

76

78

80

0,47

0,49

0,50

Социальная политика

5080

4962

5054

31,39

31,06

31,66

СМИ

74

68

67

0,46

0,43

0,42

Образование

568

589

586

3,51

3,69

3,67

Культура и кинематография

94

88

80

0,58

0,55

0,50

Здравоохранение

377

394

360

2,33

2,47

2,26

Физическая культура и спорт

86

55

34

0,53

0,34

0,21

Обслуживание госдолга

729

848

870

4,51

5,3

5,45

Межбюджетные трансферты

768

770

776

4,75

4,82

4,85

Итого государственных расходов

16181

16713

18215

100

100

100



В составе расходов за 2017 год большую долю занимают: национальная оборона (17,55%), национальная экономика (14,16%) и национальная безопасность (12,16%), а меньшую долю расходы на: ЖКХ (0,37%), СМИ (0,46%), физическая культура и спорт (0,53%), охрана окружающей среды (0,47%). Состав расходов государственного сектора за 2017 год показан на рисунке 2.


Рисунок 2 − Состав расходов государственного сектора РФ за 2017 год
В составе расходов за 2018 год большую долю занимают: национальная оборона (17,07%), национальная экономика (14,06%) и национальная безопасность (12,16%), а меньшую долю расходы на: ЖКХ (0,19%), СМИ (0,43%), физическая культура и спорт (0,34%), охрана окружающей среды (0,49%). Состав расходов государственного сектора за 2018 год показан на рисунке 3.



Рисунок 3 − Состав расходов государственного сектора РФ за 2018 год

В составе расходов за 2019 год большую долю занимают: национальная оборона (17,89%), национальная экономика (12,87%) и национальная безопасность (12,57%), а меньшую долю расходы на: ЖКХ (0,17%), СМИ (0,42%), физическая культура и спорт (0,21%), охрана окружающей среды (0,50%). Состав расходов государственного сектора за 2019 год показан на рисунке 4.


Рисунок 4 − Состав расходов государственного сектора РФ за 2019 год
Таким образом, в составе расходов государственного сектора, расходы общественного сектора занимают меньшую долю, а именно, расходы социальную политику: 31,39%, 31,06%, 31,66% и на образование: 3,51%, 3,69%, 3,67% по годам соответственно. Культура и кинематография занимают меньшую долю: 0,58%, 0,55%, 0,50% по годам соответственно и физическая культура и спорт (0,53%, 0,34%, 0,21%).

Расходы на здравоохранение в 2017 году составляли 2,33% от государственных расходов, в 2018 2,47%, а в 2019 году также снизились до 2,26%.

Развитие общественного сектора, прежде всего, зависит от общего уровня экономики, и должен быть приоритетным в Российской Федерации.