Файл: Процессный подход в управлении налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Процессный подход в управлении налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота
Содержание


Введение 2

Глава 1. Исследование применения процессного подхода в управлении налоговыми рисками 7

1.1 Налоговые риски и их влияние на финансовые потери компании 7

1.2 Факторы и причины возникновения налоговых рисков в системе электронного документооборота 26

1.3 Процессный подход, как эффективный инструмент управлении налоговыми рисками 38

Глава 2. Разработка методики управления налоговыми рисками для компаний, применяющих электронный документооборот 54

2.1. Анализ бизнес–процессов в системе электронного документооборот в ООО СЦ ФЕСКО 54

1.2. Разработка метода идентификации и оценки налоговых рисков в системе электронного документооборота 76

1.3 Создание модели управления налоговыми рисками на основе процессного подхода для компаний, применяющих электронный документооборот 84

3.1 Разработка модели управления налоговыми рисками, возникающими в системе электронного документооборота 98

Введение
Актуальность темы исследования. Современное состояние экономики активно влияет на деятельность национальных компаний. Любая коммерческая деятельность реализуется посредством бизнес-процессов, которые в свою очередь сопряжены с различными факторами - причинами возникновения рисков. Риски оказывают существенное влияние на реализацию бизнес-процессов, достижение поставленной цели и получения продуктового результата. Может возникнуть такая ситуация, что для выполнения намеченных задач и достижения поставленной цели необходимо затратить дополнительные ресурсы, использование которых становится нецелесообразным.

Современный подход к организации бизнеса сопровождается большим объемом документов (договоров, протоколов, первичных бухгалтерских документов, отчетов и др.), которые не только закрепляют те или иные управленческие решения, финансовые операции, договоренности и деловые коммуникации с участниками бизнес-процесса, но и юридически фиксируют возможность проведения в учете хозяйственные операции. Подходы к организации движения документов зависят от особенностей ведения бизнеса, объема совершаемых операций, финансовой и технической возможности компании, использования прогрессивных методов ведения бизнеса.


С каждым годом изменяются подходы к организации документооборота. Использование традиционного подхода к организации документооборота, который базируется на так называемой «бумажной бухгалтерии» давно уже стал проблемой любого бизнеса.

На всех этапах бумажной обработки документов возникают вопросы с их систематизацией, контролем, исполнением, хранением, передачей. Все это приводит к ошибкам в учете, снижает качество финансовой отчетности и эффективность принимаемых управленческих решений. Кроме того, любой бизнес-процесс должен содержать логическую цепочку действий, процедур выполнения операций. Это закрепляется внутренними документами компании, которые призваны прояснить, систематизировать и наладить все процессы и процедуры. Это могут быть регламенты (инструкции), прописывающие принципы, алгоритмы, правила и нормы конкретной операции и лежат внутри каждого бизнес-процесса. Их наличие означает выработанные правила в работе функциональных направлений бизнеса.

Сегодня многие компании в процессе своей деятельности все реже отдают предпочтение бумажным носителям. Это связано прежде всего с тем, что IT - системы становятся неотъемлемой частью любого современного бизнеса. На смену традиционному документообороту приходит электронный, связанный с неограниченными возможностями обработки большого массива информации, их систематизации, передачи и хранения. Он помогает решать задачи не только внутреннего управления компанией, но его внешнего взаимодействия с партнерами, поставщиками, покупателями, государственными структурами.

Казалась бы, что электронный документооборот способен решить все проблемы, которые возникают при использовании «бумажной бухгалтерии», но в этом, наверное, самая большая ошибка. Электронный документооборот полностью не убирает все проблемы, риски, угрозы, а, пожалуй, наоборот усиливает их. Те риски, которые ранее были несущественными и не несли серьезных угроз компании, становятся все заметнее и значимее и переходят в другой формат проблем.

Основными угрозами для системы электронного документооборота, как и для любой другой информационной системы, являются:

Угроза целостности информации - повреждение, искажение или уничтожение информации.

Угроза доступности информации - ошибки пользователей, внешние сетевые атаки

, вредоносное программные продукты.

Угроза конфиденциальности - кража информации, подмена маршрутов обработки, несанкционированный доступ к информации.

Но это только одна сторона медали. Другая связана с конкретными бизнес-процессами, внутри которых возникают хозяйственные операции, они должны быть подтверждены документально и тем самым юридически обоснованными. В это плоскости возникают риски, повышающие вероятность возникновения различного рода потерь в компании (финансовых, материальных, имиджевых).

Важнейший аспект, требующий контроля и управления при организации документооборота – риски, которые он генерирует.

В первую очередь стоит отметить, что документооборот не бывает просто сам по себе. Он всегда идет параллельно с каким-то важным бизнес-процессом, а вернее, вместе с ним. Любой документ сам по себе – это часть бизнес-процесса. Документ – это фиксация бизнес - решения, договоренности, правил, условий, ответственности. Любая ошибка, допущенная в документе или недостаточная проработка документа могут привести к негативным последствиям для бизнес-процесса в частности и бизнеса в целом в части возникновения различного рода рисков, в том числе и налоговых.

В связи с этим существует необходимость поиска методического инструментария, направленного на своевременную идентификацию, оценку и разработку мер реагирования на риски является первоочередной задачей. Это и повлияло на выбор темы исследования, постановки цели и задач.

Степень разработанности проблемы. Одним из первых, затронувших тему риска, был Лука Пачоли, основоположники классической и неоклассической теории Адам Смит, Маршал Альфред, Пигу Артур, Сениор Нассау Ульям, Миль Джон Стюарт и др.

Достаточно много современных работ посвящено исследованию понятия «финансовый риск» в работах таких авторов, как: А.С. Шапкина и В. А. Шапкина, Е.Г. Князевой, Л.И. Юзвович, Р.Ю. Луговцова, В.В. Фоменко, Пасько Е.А. и др.

Природа налоговых рисков компаний, их классификация описана в трудах И.А. Бланка, Н.А. Павленко, М.Р. Пинской, В.Г. Панскова, Д.Н. Тихонова, Л.Г. Липник, Т.А. Печенегина, М.С. Шальнева, а также в трудах зарубежных авторов А.Мэдиссона, С.Дина, К.Томаса, Х.Олта.

Высоко оценивая вклад ученых в развитие теории и практики по данному вопросу в углубленном изучении все еще нуждаются теоретические основы налогового риска компании, тем более что в области налоговых рисков, возникающих в условиях применения электронного документооборота исследования в литературе, носят, как правило, фрагментарный характер. Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для выбора темы, постановки цели и формулирования задач работы.


Цель и задачи исследования.

Цель исследования – разработать модель управления налоговыми рисками на основе процессного подхода для компаний, применяющих электронный документооборот.

Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает последовательное решение ряда задач:

– рассмотреть сущность налоговых рисков и их влияния на финансовые потери компании;

– изучить факторы и причины возникновения налоговых рисков в системе электронного документооборота;

– раскрыть процессный подход как эффективный инструмент управлении налоговыми рисками;

– провести анализ бизнес–процессов в системе электронного документооборота;

– разработать метод идентификации и оценки налоговых рисков в системе электронного документооборота;

– создать модель управления налоговыми рисками на основе процессного подхода для компаний, применяющих электронный документооборот;

– провести тестирование модели управления налоговыми рисками;

– оценить влияние предложенной модели на результативность работы компании.

Объект исследования – налоговые риски, возникающие в условиях применения электронного документооборота.

Предмет исследования –процессный подход, как инструмент управления налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов в сфере регулирования экономических, в том числе и налоговых рисков.

Инструментарно-методический аппарат исследования основан на общенаучных и частных методах познания, таких как системно-функциональный подход, исторический, логический и ситуационный анализ, метод экономической диагностики и мониторинга, экономико-статистические группировки, табличные и графические методы интерпретации данных, методы агрегирования, абстракции, аналогии и формализации, методы фиксации, обработки, анализа и обобщения данных, анкетирование, экономико-математические методы
.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные и сведения о финансовой отчетности российских компаний, справочно-методические материалы профессиональных сообществ и крупных аудиторских организаций.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются использованием общенаучных принципов и методов исследования, методологической проработанностью темы, комплексным подходом к решению проблем снижения налоговых рисков, компаний, использующих электронный документооборот, апробацией результатов на научных и научно-практических конференциях и опубликованием основных результатов исследования.

Глава 1. Исследование применения процессного подхода в управлении налоговыми рисками

1.1 Налоговые риски и их влияние на финансовые потери компании
Каждая коммерческая организация в процессе своей деятельности стремится к увеличению своей прибыли путем оптимизации расходов. Часто менеджеры выбирают для сокращения статьи расходов, связанные с налоговой нагрузкой, что приводит к правонарушениям различного рода. Следовательно, штат управляющих той или иной организации должен предусматривать не только и не столько получение прибыли за счет сокращения налоговых расходов различными способами, сколько учитывать вероятность возникновения рисков, связанных с этими действиями.

Выявление сущности налоговых рисков должно проводиться в контексте исследования признаков, наследуемых от родового понятия «риск».

Само слово «риск» в переводе с многих иностранных языков означает «угроза», «опасность» (лат. resekum – опасность, скала; итал. risiko – опасность; франц. riscue – угроза, рисковать). Негативный характер данного понятия нашел отражение и в современных определениях. Согласно Финансово–кредитному энциклопедическому словарю риск – это вероятность наступления событий с негативными последствиями [10].

В Современном экономическом словаре под риском понимается опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами [27].