Файл: Контрольная работа по курсу Экономика общественного сектора Анализ структуры расходов, связанных с общественным сектором экономики, в России (за 23 года).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Подтвердить или опровергнуть действие в России закона Вагнера
Закон Вагнера − тенденция роста государственного сектора экономики: государственные расходы растут быстрее по сравнению с ростом национального производства. В современной трактовке данный закон, на наш взгляд, следует формулировать следующим образом: рост валового внутреннего продукта (национального дохода) сопровождается ускоренным ростом государственных расходов.
Данное утверждение можно легко формализовать. Если X – объем валового национального продукта (ВВП), а G – величина государственных расходов, то в соответствии с законом Вагнера имеет место следующая степенная зависимость, формула 1:
(1)
где m и θ – параметры, причем m>0, а θ>1.
Таким образом, закон Вагнера постулирует возрастающую нелинейную зависимость между государственными расходами и ВВП. Если θ≤1, то закон Вагнера автоматически нарушается. Иными словами, на языке математики закон Вагнера эквивалентен утверждению, что в зависимости (1) параметр θ строго больше единицы – θ>1 (рисунок 5).
Рисунок 5 − Зависимость государственных расходов от ВВП в соответствии с законом А.Вагнера
Если ввести в рассмотрение показатель эластичности государственных расходов по ВВП, то он совпадет с параметром θ, т.е. θ=(X/G)(dG/dX). В этом случае закон Вагнера утверждает, что эластичность государственных расходов по ВВП больше единицы. Следовательно, закон Вагнера постулирует тот факт, что экономический рост выступает в качестве ускорителя роста государственных расходов. В связи с этим некоторые исследователи трактуют данный закон как частный случай эффекта храповика [2].
Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших макроэкономических показателей. Он отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, предназначенных для непосредственного употребления, которые были произведены за определенный период (квартал, год) во всех отраслях
экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. ВВП выражается в национальной валюте, либо (при необходимости) пересчитывается в иностранную валюту по биржевому курсу, а также может быть представлен по паритету покупательной способности. В таблице 5 рассмотрим показатель ВВП за 2009−2019 годы.
Таблица 5 − ВВП России за 2009−2019 годы
Годы | ВВП по годам, млрд. руб. | Темп роста,% | Темп прироста,% |
2009 | 38807,2 | - | - |
2010 | 46308,5 | 119,33 | 19,33 |
2011 | 60282,5 | 130,18 | 30,18 |
2012 | 68163,9 | 113,07 | 13,07 |
2013 | 73133,9 | 107,29 | 7,29 |
2014 | 79199,7 | 108,29 | 8,39 |
2015 | 83232,6 | 105,09 | 5,09 |
2016 | 86010,2 | 103,34 | 3,34 |
2017 | 92089,3 | 107,07 | 7,07 |
2018 | 103626,6 | 112,53 | 12,53 |
2019 | 110046,1 | 106,19 | 6,19 |
Таким образом, ВВП за 2010-2019 году увеличивается. Наибольший прирост выявлен в 2011 году (30,18%), в 2012 году (13,07%) и в 2018 году (12,53%), что связано с импортозамещением, в связи с чем, российские предприятия стали производить продукцию, которую раньше завозили из-за рубежа.
В таблице 6 представим государственные расходы по статьям.
Таблица 6 − Расходы государственного сектора по статьям за 2010−2019 гг.
| 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Общегосударственные вопросы | 887.9 | 777.8 | 809.9 | 850.7 | 935.7 | 1 117.6 | 1 095.6 | 1 162.4 | 1 257.1 | 1 363.5 |
Национальная оборона | 1 276.5 | 1 516.0 | 1 812.4 | 2 103.6 | 2 479.1 | 3 181.4 | 3 775.3 | 2 852.3 | 2 827.0 | 2 997.4 |
Национальная безопасность и правоохраннение | 1 085.4 | 1 259.8 | 1 843.0 | 2 061.6 | 2 086.2 | 1 965.6 | 1 898.7 | 1 918.0 | 1 971.6 | 2 083.2 |
Национальная экономика | 1 222.7 | 1 790.2 | 1 968.5 | 1 849.3 | 3 062.9 | 2 324.2 | 2 302.1 | 2 460.1 | 2 402.1 | 2 827.1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 234.9 | 279.8 | 228.8 | 177.5 | 119.6 | 144.1 | 72.2 | 119.5 | 148.8 | 282.2 |
Охрана окружающей среды | 13.5 | 17.6 | 22.5 | 24.3 | 46.4 | 49.7 | 63.1 | 92.4 | 116.0 | 197.6 |
Образование | 442.8 | 553.4 | 603.8 | 672.3 | 638.3 | 610.6 | 597.8 | 615.0 | 722.6 | 826.5 |
Культура, кинематография | | 83.8 | 89.9 | 94.8 | 97.8 | 89.9 | 87.3 | 89.7 | 94.9 | 122.4 |
Здравоохранение | 390.0 | 499.6 | 613.8 | 502.0 | 535.5 | 516.0 | 506.3 | 439.8 | 537.3 | 713.0 |
Социальная политика | 344.9 | 3 128.5 | 3 859.7 | 3 833.1 | 3 452.4 | 4 265.3 | 4 588.5 | 4 992.0 | 4 581.8 | 4 882.8 |
Физическая культура и спорт | | 44.2 | 45.7 | 68.0 | 71.2 | 73.0 | 59.6 | 96.1 | 64.0 | 81.4 |
СМИ | | 61.1 | 77.5 | 77.3 | 74.8 | 82.1 | 76.6 | 83.2 | 88.4 | 103.5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | | 262.7 | 320.0 | 360.3 | 415.6 | 518.7 | 621.3 | 709.2 | 806.0 | 730.8 |
Межбюджетные трансферты | | 651.3 | 599.4 | 668.1 | 816.1 | 682.0 | 672.0 | 790.7 | 1 095.4 | 1 003.1 |
Расходы, всего | 10117 | 10925 | 12895 | 13342 | 14831 | 15620 | 16116 | 16420 | 16713 | 18215 |
Из таблицы 6 видно, что как и ВВП растут и государственные расходы в 2010-2019 годах. В таблице 7 и на рисунке 6 рассмотрим зависимость государственных расходов от ВВП в соответствии с законом А.Вагнера
Таблица 7 − ВВП и Расходы госсектора за 2010−2019 гг.
Годы | ВВП по годам, млрд. руб. | Государственные расходы по годам, млрд. руб. |
2010 | 46308,5 | 10117 |
2011 | 60282,5 | 10925 |
2012 | 68163,9 | 12895 |
2013 | 73133,9 | 13342 |
2014 | 79199,7 | 14831 |
2015 | 83232,6 | 15620 |
2016 | 86010,2 | 16116 |
2017 | 92089,3 | 16420 |
2018 | 103626,6 | 16713 |
2019 | 110046,1 | 18215 |
Содержательно закон Вагнера означает, что с течением времени роль государства возрастает, а вместе с ней и масштабы государственного сектора. И надо сказать, данный тезис на протяжении длительного времени выполнялся с редкостным постоянством, что на протяжении 10 лет в РФ имела место единообразная тенденция роста доли государственных доходов в ВВП, что является прямым следствием закона Вагнера.
Рисунок 6 − Зависимость государственных расходов от ВВП в РФ в соответствии с законом А.Вагнера
3. Подтвердить или опровергнуть действие в России эффект Баумоля (см. лекцию, учебникhttps://urait.ru/book/ekonomika-organizaciya-i-upravlenie-obschestvennym-sektorom-450059)
В таблице 8 рассмотрим индекс цен на услуги за 2010-2019 годы
Таблица 8 − Индекс цен в России на услуги за 2010-2019
Годы | ИПЦ, % | Темп роста,% | Темп прироста,% |
2009 | 111,06 | - | - |
2010 | 108,06 | 96,83 | -3,17 |
2011 | 108,72 | 100,61 | 0,61 |
2012 | 108,28 | 99,60 | -0,4 |
2013 | 108,01 | 99,75 | -0,25 |
2014 | 110,45 | 101,88 | 1,88 |
2015 | 110,2 | 99,78 | -0,22 |
2016 | 104,89 | 95,18 | -4,82 |
2017 | 104,35 | 99,48 | 0,51 |
2018 | 103,94 | 99,61 | -0,39 |
2019 | 103,75 | 99,82 | -0,18 |
Таким образом, спрос на услуги по годам увеличивается, что связано с тем, что сектор услуг в РФ достаточно развит. Это и услуги телефонии, переводки, платной медицины и образования. Несмотря на снижение темпов прироста с 2014 года, спрос на данные услуги велик, что и подтверждает рост цен.
Таблица 9 − Индекс цен в России на товары промышленности за 2010-2019
Годы | ИПЦ, % | Темп роста,% | Темп прироста,% |
2009 | 109,65 | - | - |
2010 | 104,95 | 95,71 | -4,29 |
2011 | 106,65 | 101,61 | 1,61 |
2012 | 105,16 | 98,60 | -1,4 |
2013 | 104,46 | 99,33 | -0,67 |
2014 | 108,05 | 103,44 | 3,44 |
2015 | 113,65 | 105,18 | 5,18 |
2016 | 106,54 | 93,74 | -6,26 |
2017 | 102,75 | 96,44 | -3,56 |
2018 | 104,1 | 101,31 | 1,31 |
2019 | 102,95 | 98,90 | -1,1 |
Таким образом, спрос на произведенную промышленную продукцию по годам увеличивается, что связано с тем, что данный сектор в РФ развивается, в том числе и за счет импортозамещения. Несмотря на снижение темпов прироста в 2010,2012,2013, 2016 и 2017 годах, спрос на промышленную продукцию велик, что и подтверждает рост цен.
Рассмотрим соотношение темпов роста на данные виды цен в таблице 10 и на рисунке 7.
Таблица 10 − Соотношение темпов роста цен за 2010-2019
| Темп роста цен на услуги,% | Темп роста цен на продукцию, % |
2010 | 96,83 | 95,71 |
2011 | 100,61 | 101,61 |
2012 | 99,60 | 98,60 |
2013 | 99,75 | 99,33 |
2014 | 101,88 | 103,44 |
2015 | 99,78 | 105,18 |
2016 | 95,18 | 93,74 |
2017 | 99,48 | 96,44 |
2018 | 99,61 | 101,31 |
2019 | 99,82 | 98,90 |
Эффект Баумоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.
Рисунок 7 − Соотношение темпов роста цен в РФ в соответствии с эффектом Баумоля
Эффект Баумоля подтверждается в 2016,2017 и в 2019 году, когда темпы роста цен на услуги превышали темпы роста цен на продукцию промышленности.
В России впервые за шесть лет зафиксирован годовой рост спроса на продукцию высокотехнологичных отраслей промышленности. Об этом говорится в мониторинге Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). По итогам 2018 года показатель прибавил 2,4% к 2017 году (+6,6% в декабре 2018 к декабрю 2017).