Файл: Обучающийся Наумова Наталья Анатольевна Преподаватель Портнова Татьяна Васильевна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие №4


Выполнил:

Обучающийся Наумова Наталья Анатольевна

Преподаватель:

Портнова Татьяна Васильевна


  1. Практическое занятие №4

Практическое занятие № 4

Задания по теме 4.2. Аттестация, аккредитация, лицензирование организаций дополнительного образования

Цель занятия: формирование  умения определять сущности и особенности подготовки ипроведения аттестации, аккредитации, лицензирования организаций дополнительного образования.

 

Задание 1. На основе  анализа материалов лекции  сопоставьте определение понятий «аттестация», «лицензирование» и «аккредитация». Изобразите в виде графической схемы взаимосвязь  между данными  понятиями.

 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, АТТЕСТАЦИЯ, АККРЕДИТАЦИЯ

Для реализации образовательных программ различного уровня учебное заведение должно пройти специальные процедуры - аттестацию, аккредитацию и лицензирование.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) образовательных учреждений в Российской Федерации является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Она устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям действующих в стране государственных образовательных стандартов.


Образовательное учреждение может пройти аттестацию только при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение 3-х последних лет.

Для проведения аттестации создается комиссия из педагогов и представителей органов здравоохранения, министерств, ведомств и т.д. Заключение комиссии является основанием для получения государственной аккредитации либо ее лишения.

Лицензирование - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Лицензирование образовательных учреждений - процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Ее целями являются обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно-правовых форм.

Решение о выдаче лицензии принимается соответствующим органом управления образованием, осуществляющим лицензирование, и оформляется его распорядительным документом на основании заключения экспертной комиссии.

Аккредитация образовательных учреждений Российской Федерации предполагает осуществление процедуры признания типа образовательного учреждения (среднее или высшее профессиональное) и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум и т.д.). Ее целями являются контроль за эффективностью образовательного процесса и защита прав граждан на получение образования.

Аккредитационное обследование осуществляется государственным органом управления образованием в форме экспертизы. При положительном решении образовательному учреждению выдается свидетельство о государственной аккредитации, которое создает условия для прохождения процедуры лицензирования.



Положительное прохождение процедур аттестации, лицензирования и аккредитации дает образовательному учреждению право осуществлять самостоятельную образовательную деятельность определенного уровня.
Задание 2. Составьте перечень  нормативно – правовых  актов (указов, законов), регламентирующих  порядок аккредитации  и лицензирования учреждения дополнительного  образования. Свой выбор аргументируйте конкретными примерами регламентации данной области.

 Перечень основных нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей

Национальный проект "Образование". Утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16)

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года № 11

Региональный проект "Успех каждого ребёнка" в Республике

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)

Задание 3. Выявите особенности и принципы аттестации учреждений дополнительного  образования, охарактеризуйте их.

Результаты представьте в виде таблицы.

Принцип

Характеристика

Конкретные  примеры реализации.

Коллегиальность

Принятия решения не менее чем 3 членами экспертной группы

 В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Гласность

заключатся в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто

 Подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и подготовить предложения и замечания по улучшению работы конкретного государственного органа или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

Открытость

Организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.

Знакомя родителей на родительских собраниях теоретически с программными задачами воспитания и обучения в данной возрастной группе, демонстрируя им на открытых занятиях, то чему учили детей и чему они научились.

Объективное отношение к педагогам

Профессионализм и не зависимое отношение экспертов

Исключение предвзятости по отношению к объекту оценки, использование для выводов по результатам оценки достоверной информации

Не допустимость дискриминации

 Доступ к образованию, уровень, качество обучения, а также условия, в которых оно ведется, любого типа и ступени образования.

Дискриминацией является:

а) закрытие для любого лица или объединения лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

б) ограничение образования для любого лица или объединения лиц низшим уровнем образования;

в) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для любых лиц или объединения лиц, помимо случаев, предусмотренных в Конвенции, или

г) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставиться некое лицо или группа лиц.



Задания по теме 4.3. Критерии оценки качества работы педагога дополнительного образования

 

Цель: формирование проводить оценку качества работы педагога дополнительного образования с учетом разнообразных критериев и показателейдля решения профессиональных задач.

 

Задание 4. На основе анализа материалов лекции, учебно – методических материалов и материалов сети Интернет определите и охарактеризуйте основные параметры учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования.

 Параметр

Характеристика

Конкретные  примеры

Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета

Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

 Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям: степень усвоения содержания; степень применения знаний на практике; умение анализировать; характер участия в образовательном процессе; качество детских творческих «продуктов»; стабильность практических достижений обучающихся.

Устойчивость интереса детей к содержанию образовательной программы, к предлагаемой деятельности и коллективу

 Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.

 Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать: текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения; положительные мотивы посещения занятий; осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

Приобщенность обучающихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным)

Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности).

Уровень воспитательных воздействий проявляется через показатели: характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе; характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, культура поведения обучающегося; адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; освоение обучающимися культурных ценностей.

Уровень творческой активности детей

Творческая активность и самостоятельность обучающихся.

Выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию

Показатели степени творческой активности: владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности; настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе; способы выражения собственного мнения, точки зрения; количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений; желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения; степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

Направленность динамики личностных изменений

Здесь показателями являются:

характер изменения личностных качеств; направленность позиции ребенка в жизни и деятельности; адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.


Задание 5. На примере анализа опыта учреждения дополнительного  образования (учреждение на выбор  обучающегося) охарактеризуйте критерии и показатели, характеризующие качество  результатов профессиональной  деятельности педагога дополнительного образования (качество  предоставления образовательных  услуг,  степень сформированности  профессиональной компетентности педагога и  др.).

 В социокультурной функции выделялись параметры:

количество культурно-досуговых программ разного уровня реализации;

количество участников культурно-массовых программ и победителей творческих конкурсов;

анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации социокультурной функции (отбор адекватных форм, методов, технологий, разработка сценарного материала).

В функции социальной адаптации и защиты:

-адаптация обучающихся к микросреде, умение жить в коллективе;

-обеспечение защиты социальных прав обучающихся;

подготовка к профессиональной деятельности, трудоустройство подростков;

уровень осознанного отношения к образованию, профессиональные планы;

адаптация выпускников: готовность к жизни в обществе, приспособление к условиям среды, овладение профессиональными навыками, получение начальной профессиональной подготовки, достаточной для поступления в вуз, получение сертификата об освоении профессии.

В рекреативно-оздоровительной функции:

количество занимающихся в группах и коллективах спортивного профиля;

количество детей, принявших участие в походах, экспедициях, профильных и оздоровительных лагерях; количество участников соревнований, учебно-тренировочных сборов, аттестаций на подтверждение спортивного разряда;

уровень психического и физического здоровья;

понимание "здорового образа жизни" и готовности к нему, овладение культурой здоровья.

В профориентационной функции:

количество образовательных программ, дающих профессиональные знания;

количество обучающихся, получающих знания по профессии или сертификат; количество обучающихся, продолживших обучение по освоенному профилю или поступивших на работу;

динамика становления профессиональной направленности.

Главное направление в решении проблемы эффективности социально-педагогической деятельности - введение социальных педагогов, обеспечивающих и регулирующих процесс интеграции целенаправленных влияний на ребенка и регулирующих взаимоотношения в системе "личность - семья - общество".