Файл: Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Корбуева Е.И.

Группа 20 ЮП-П (б/о) П-1

ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Этапы патопсихологического исследования:


  1. Формулировка клинической задачи - решение о надобности проведение патопсихологического исследования




  1. Ознакомление психолога с записью о психическом статусе больного в истории болезни и сопоставление этих материалов с тем, что он наблюдает в лаборатории.

Важно:,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Если психолог наблюдает несоответсвие психического состояние больного в отделении по записям врача и его поведение в лаборатории он может предположить симулятивное поведение или аггравацию со стороны больного.

……………………………………………………………………………………

Важно обращать внимание на состояние больного!

Препятствием для проведения исследования являются:

  • психотропные средства

  • бессонные ночи

  • физическое переутомление

  • чувство голода/чувство перенасыщения

……………………………………………………………………………………

  1. Уточнение задачи поставленной перед психологом клиницистом и наметки по предварительному плану исследования - выбор методик, определение их очередности

  2. Беседа с больным:

  • расспрос по поводу паспортных данных - делаются первые выводы о состоянии мнестической функции у больного

  • уточняется состояние памяти (кратковременной и долговременной)

  • внимание

  • характеристика состояния сознания

  • определение того, насколько больной ориентируется во времени, месте и собственной личности, как хорошо он помнит даты собственной жизни и общеизвестных исторических событий*


*Важно: задавать эти вопросы надо непринужденно, чтобы это не превратилось в экзамен


  • если предполагается расстройство памяти, то надо уточнить как сам больной оценивает свою память

  • отсутствие или наличие осознания болезни, отношение к пребыванию в больнице и проведению исследования


От инструкции зависит во многом, как обследуемый понимает задание и оценивает отношение к этому заданию со стороны обследующего.


Плохо поданная инструкция чревата плохими результатами ввиду того, что больной не понял, что надо сделал или видит, что экспериментатор относится к исследованию формально.

Инструкция должна быть:

  • отработанной

  • лаконичной

  • предварительно испытанной

  • соответствовать умственным способностям обследуемого

  • понятной и не допускать разноричевого понимания

Можно привести один-два примера для точного понимания.
При оценке результатов важно обращать внимание не только на успешное или неуспешное выполнение задания, но и на причины того, почему испытуемый мог не справиться с заданием.
Важно!..........................................................................................................

По возможности заносить все высказывания и суждения испытуемого в протокол.

Мотивировка решения нередко дает больше материала для выводов, чем одна регистрация его.
Почему важно правильно вести протокол?
Потому что это позволяет иллюстрировать заключение экспериментатора конкретными фактами, строить обобщения, анализировать данные
Как вести протокол?


  • На отдельных листах, которые потом скрепляются

  • В начале протокола идут его номер по регистрационному журналу, дата, обозначается отделение и указывается фамилия и инициалы больного

  • Также в журнале указывается возраст обследуемого, диагноз, первичное ли это исследование или повторное.




  1. Заключительный этап исследования — анализ полученных в эксперименте фактов, их обобщение и подготовка заключения, которое должно отражать качественные особенности течения психических процессов у обследуемого.


Три этапа интеграции психологических данных в клиническое заключение по М.С. Роговину:

  1. Предъявление любому больному любой психологической пробы, за счет чего создается собственно экспериментальная ситуация

  2. Переход к поиску таких психологических проб, в выполнении которых с наибольшей вероятностью должна проявиться психологическая структура нарушения

  3. Сопоставление результатов использованных при исследовании психологических проб.

Заключение

Нет стандарта в написании заключения, всё зависит от индивидуальных особенностей патопсихолога и рабочей нагрузки.


В заключении отмечаются особенности поведения больного, обусловленные ситуацией исследования, его отношение к самому факту исследования, регистрируется наличие компонентов так называемого установочного поведения.

На основе анализа данных эксперимента необходимо выделить ведущие патопсихологические особенности, патопсихолог ищет в структуре психического дефекта обследуемого своего рода патопсихологический синдром.

В заключении указываются обнаруженные при исследовании особенности памяти, внимания обследуемого, темп его сенсомоторных реакций, отсутствие или наличие признаков повышенной истощаемости психических процессов, характер эмоционально-личностных проявлений. Иногда не меньшую роль может играть констатация патопсихологом отсутствия у обследуемого тех или иных психических расстройств. Характер заключения зависит и от поставленной перед исследователем задачи.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

В патопсихологии под синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных.

Важно!..........................................................................................................

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических.

……………………………………………………………………………..

Отличия обусловлены различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются.

В системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни:

  • патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.

  • физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов

  • пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики


Различие психопатолога и патопсихолога:

Таким образом, если психопатолог констатирует наличие в клинической картине тех или иных симптомов или синдромов психической патологии и специфику их течения, то патопсихолог свое исследование направляет на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики.


Различия между клиническим синдромом и патопсихологическим синдромом:

Клинические синдромы являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности, тогда как патопсихологические синдромы, относящиеся к более низкому уровню вертикальной иерархии формирования психических функций в норме и патологии, в значительно большей мере отражают непосредственные, присущие этим нарушениям, причинно-следственные взаимоотношения.

И. А. Кудрявцев выделил следующие патопсихологические симптомокомплексы (синдромы):

  • шизофренический или диссоциативный

  • органический

  • олигофренический

  • психопатический

  • симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов

*Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов
«Ядро» патопсихологического синдрома:

  • для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации

  • для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности

  • для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний

  • при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные А. И. Кудрявцевым патопсихологические симптомокомплексы имеют сходство с используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром.
Патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:

I — шизофренический;

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста). I

II — олигофренический;

IV —экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);

VI — личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере-аномальной почвой психогенные реакции);


VII —психогенно-психотический (в клинике—реактивные психозы);

VIII —психогенно-невротический (в клинике—неврозы и невротические реакции).