Файл: Девиантное поведение как проблема социальной работы.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ КГАУ СЗ «КАМЧАТСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «СЕМЬЯ»»
3.1 Организационная характеристика СЗ «Камчатский центр социальной помощи «Семья»»
СЗ «Камчатский центр социальной помощи «Семья» предназначен для комплексного обслуживания семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной квалифицированной социальной помощи различных видов: срочной социальной помощи, педагогической, юридической, медико-социальной, психологической помощи.
Целью деятельности Центра является реализация прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействие развитию и укреплению семьи, ее социального здоровья и благополучия, улучшению социально-экономических условий жизни, установление гармоничных внутрисемейных отношений.
Виды деятельности Центра:
-
выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; -
оказание поддержки семьям и отдельным гражданам в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; -
предоставление временного проживания в социальной гостинице семьям с детьми и женщинам, оказавшимся в кризисных ситуациях и оставшимся без ночлега; -
социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; -
социальная реабилитация детей с ограниченными физическими и умственными возможностями; -
оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; -
участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав; -
внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера потребностей семьи и детей в социально-экономической поддержке; -
проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества; -
Оказание платных услуг семьям с детьми (няни на дому, сиделки детям и подросткам с ограниченными возможностями на дому, занятия по развитию навыков компьютерной грамотности детей, подростков и др.).
Центр имеет несколько направлений своей деятельности. Их осуществляют функционирующие в центре отделения.
Консультативное отделение ведет первичный прием граждан. Предоставляет оперативные консультативные услуги психолога, юрисконсульта и специалиста по социальной работе.
В декабре 2012 г. на базе отделения создана служба экстренной социальной помощи по «Телефону доверия». Клиент информируется о возможных видах помощи. Используется выездная форма работы. В марте 2013 года разработана программа профилактических мероприятий направленных на повышение психолого-педагогической и правовой культуры населения, с которой специалисты выезжают в районы области.
Отделение срочного социального обслуживания выявляет семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и оказывает экстренную социальную помощь, направленную на первоначальную поддержку нуждающихся (содействие в оформлении и восстановлении документов, в трудоустройстве, помощь продуктами питания малообеспеченным семьям с детьми, услуги парикмахера и т.д.).
Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями создано на базе Центра в июне
Отделение психолого-педагогической помощи проводит индивидуальные и групповые занятия, связанные с развитием, воспитанием и обучением детей от 3 до 16 лет. Специалисты отделения психолого-педагогической помощи семье и детям проводят:
-
индивидуальные консультации по проблемам воспитания, развития и обучения детей, а так же межличностным и семейным проблемам; -
групповые занятия, развивающие сенсорную, двигательную, речевую, социальную сферы детей дошкольного возраста (3–6 лет) по методике Марии Монтессори. Занятия проводятся по 5 учебным разделам: жизненная практика, сенсорное воспитание, математика, родной язык, космос (окружающий мир); -
развитие эмоционально-волевой сферы ребенка через сказкотерапию. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего «я» и принятие себя таким, какой есть.
Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с несовершеннолетними разработана и апробируется комплексная профилактическая программа «Сделай свой выбор», предназначенная для расширения осведомленности несовершеннолетних в области права, повышения личной ответственности за свои действия
, развития коммуникативных навыков необходимых для социализации в обществе.
Для девушек работает студия «Образ». В работу студии включены три блока: Секреты общения, Секреты привлекательности, Секреты самопознания. Занятия в студии помогут сформировать адекватную самооценку, уверенность в себе, найти свой стиль и подчеркнуть индивидуальность каждой.
Для повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах семейных и детско-родительских отношений, коррекции семейного воспитания проводятся занятия для родителей по программе «Искусство быть семьей». Организуется работа с отцами по программе «Ответственная роль».
Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации функционирует с января 2011 года. Наиболее частые причины обращений: конфликтные отношения в семье, одиночество, дисгармония сексуальной жизни, неуверенность в себе, утрата жизненной перспективы, острые жизненные кризисы (развод, потеря близкого человека, психофизическое насилие, болезнь, а также возникновения проблем жилищного или трудового характера). На базе отделения действует «Телефон доверия». Оказывается экстренная психологическая помощь. В зависимости от жизненной ситуации прием ведут психолог, юрист или врач-сексолог.
Направления деятельности данного отделения:
-
Оказание экстренной психологической помощи женщинам по «Телефону доверия». -
Индивидуальное психологическое консультирование женщин с целью нормализации психоэмоционального состояния и активации внутренних ресурсов для разрешения жизненных проблем. -
Оказание правовой помощи женщинам (юридическое консультирование, составление правовых документов и т.д.). -
Социальный патронаж женщин, нуждающихся в особой поддержке государства и имеющих факторы социального риска. -
Работа групп взаимопомощи женщин, имеющих психотравмирующие жизненные обстоятельства. -
Оказание комплексной помощи женщинам, подвергшимся психофизическому насилию в семье, направленной на восстановление социального, психологического и юридического статуса полноценного члена общества. -
Семейное консультирование с целью гармонизации супружеских взаимоотношений. -
Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
Организационно-методическое отделение осуществляет методическое сопровождение и обеспечение деятельности специалистов центра (консультирование, рекомендации, подбор литературы, помощь в составлении программ и т.д.). Оказывает информационную помощь специалистам социальных учреждений помощи семье и детям (консультации, в том числе и на выезде, существует система стажировки). Организует проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников социальных учреждений (семинары, мастер-классы и пр.). Выявляет, изучает, обобщает опыт социальной работы специалистов центра (содействие в составлении, разработке, выпуске методических материалов из опыта работы Центра).
Таким образом, можно утверждать о том, что Центр социальной помощи семье и детям «Семья» является полноценным социальным учреждением системы социальных служб со своей целью, задачами, структурой и специфической деятельностью.
3.2 Динамика девиантных подростков
Для экспериментального изучения девиантного поведения подростков, нами было проведено исследование на выборке из 16 испытуемых в возрасте 13-14 лет, обучающихся в 8 "А" классе МАОУ «Средняя школа №8» г. Петропавловска – Камчатского, расположенная по адресу: 683031, ул. Давыдова, 16.
Психолого-педагогическая диагностика - это анализ личности ребенка: выявление его положительных сторон, недостатков поведения, их причин, направленный на решение практических задач - гармонизацию развития личности и повышения эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, семейного воспитания в формировании правильного поведения подростка.
Целью диагностики является раннее выявление признаков и причин проявления девиантного поведения с тем, чтобы осуществить профилактику и коррекцию своевременно.
Набор психодиагностического инструментария по рассматриваемой проблеме очень разнообразен. Для диагностических целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетание в виде батареи тестов. В диагностической работе с подростками информация о видах девиантного поведения может быть получена с помощью следующих методик: Карта учета подростка с девиантным поведением, Карта Стотта, опросник Басса-Дарки, Личностный 16-факторный опросник Кеттелля и многие другие.
Работая над проблемой девиантного поведения подростков, мы провели ряд исследований, базой для которых был 8 "А" класс МАОУ «Средняя школа №8». При работе мы использовали методики, направленные на выявление форм девиантного поведения и предрасположенности к этим формам тех или иных подростков:
-
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению; -
Карта учета подростка с девиантным поведением; -
Опросник Баса-Дарки; -
Социометрия; -
Тест-опросник РО (родительское отношение к детям) Варга, Столина; -
Карта Стотта. А также методы наблюдения, беседы, анкетирования, опроса.
Универсальной методикой выявления предрасположенности подростков к тем или иным отклонениям в поведении является "Методика" диагностики склонности к отклоняющемуся поведению", разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования "Развитие". Опросник включает в себя 98 неповторяющихся пунктов утверждений, определяющих предрасположенность подростка к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему поведению.
Карта учета подростка с девиантным поведением показывает состояние семьи ребенка, его учебные способности, позитивное и негативное в его поведении.
Опросник Баса-Дарки дифференцирует проявление агрессии и враждебности. Опросник содержит 75 утверждений, которые оцениваются по восьми шкалам.
Социометрия помогает выявить симпатии и антипатии в классе, определить статус подростка в коллективе, наличие группировок и отверженных.
Тест-опросник родительского отношения ориентирован на выявление родительского отношения,поведенческих стереотипов, практикуемых в отношении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка.
Карта Стотта показывает реальную картину поведенческих реакций ребенка, его эмоционального состояния.
Взяв за основу "Методику диагностики склонности к отклоняющемуся "поведению", мы провели исследование в 8 "А" классе. Выборка составила 16 человек, из них 7 девушек и 9 юношей. В результате исследования мы выявили, что из 16 обследованных, 9 подростков имеют высокие показатели по той или иной шкале, но двое из них дают высокие показатели по всем (Лазарев С., Головина Н.).
В частности по шкалам склонности к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Это обстоятельство и стало причиной дальнейшего их обследования, результаты которого мы представляем.