Файл: Профессиональная этика Этика, как наука о нравственности, ее предмет и методы. В истории научного познания имеют место два подхода на проблему соотношения понятий мораль и нравственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная этика

1.Этика, как наука о нравственности, ее предмет и методы.

В истории научного познания имеют место два подхода на проблему соотношения понятий «мораль» и «нравственность». Первый предполагает, что «мораль» и «нравственность» – понятия тождественные и обозначают одно и тоже социальное явление. Второй – что это разные по содержанию понятия, которые обозначают и разные социальные явления. В рамках второго подхода существуют различные точки зрения. Приведем некоторые из них:

Мораль – форма общественного сознания; нравственность – сфера практических поступков человека.

Мораль – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; нравственность – высокие основополагающие принципы. В этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

Мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.

Определив этику как науку о морали, мы тем самым обозначили объект (сферу) ее исследования. К сожалению, авторы многих учебников по этике не акцентируют внимание читателей на разведении объекта и предмета исследования. Часто мораль представляют как предмет, изучаемый этикой. Однако мораль не может быть предметом этической науки. Ведь предмет – это то, что отличает одну науку от другой, делает ее уникальной. А мораль – это как раз тот феномен, который изучается многими научными дисциплинами (философией, педагогикой, социологией и др.). Но каждая из них подходит к исследованию морали со своих позиций.

В определении предмета этики следует исходить из двойственного характера морали. С одной стороны, мораль представляет собой сферу сущего поведения людей, с другой стороны, сферу должного. И только этика исследует феномен морали и со стороны сущего, и со стороны должного. Таким образом, предметом этической науки выступает единство этих двух сфер.

В рассмотрении в качестве предмета науки одной из сторон морали заключается методологическая ошибка узкого понимания предмета этики, сведения его к какой-либо одной стороне морали.

В исследовании своего предмета каждая наука использует определенные методы. Метод – это способ, путь познания. Среди методов, применимых в области этической науки важное место занимает универсальный метод познания – это метод, который применим во всех областях человеческого знания, в том числе и в исследовании морали. Таким универсальным методом выступает диалектика – метод, который рассматривает все явления в их развитии и взаимосвязях.


Наряду с диалектическим как универсальным методом познания в области этических исследований также применяются общие и частные научные методы. В изучении морали используются, к примеру, системный подход, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение, абстрагирование и др.

2.Мораль, как предмет этики, ее характеристика.

Мораль является основным предметом этики, осмыслением которого она занималась на протяжении всей истории своего развития. Тем не менее, как уже отмечалось, общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью, многоаспектностью этого феномена; различием в методологических установках различных направлений этической рефлексии и т.д. Понимая проблематичность любых дефинитивных опытов, все же следует предложить вариант рабочего определения морали, который может выглядеть следующим образом: мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Понятно, что такое определение никак нельзя считать исчерпывающим, однако в качестве начальной точки опоры для дальнейшего исследования и конкретизации оно вполне приемлемо.

Целесообразно вновь зафиксировать "регулятивную идею" или смысл морали (стабилизация человеческого сообщества и утверждение самоценности человека), который, вероятно, должен постоянно присутствовать "за кадром" структурно-функционального анализа этого своеобразного явления духовного бытия. Кроме того, необходимо еще раз оговориться, что понятия "мораль" и "нравственность" употребляются в книге как тождественные, хотя в истории этики встречались попытки (там, где для этого имелись языковые возможности) их разведения.

Проблема специфики морали (дискуссионная и незавершенная, как большинство этических проблем) связана, в первую очередь, с такими специфическими особенностями морали как ее внеинституциональный характер и отсутствие четкой локализации. Последнее, т.е. своего рода "вездесущность" морали, ее растворенность во всех видах человеческих отношений, особенно затрудняет попытки ее строго научного исследования. Осмысление специфики морали предполагает также изучение характеристик ее структурных компонентов и своеобразия функционирования, что, в совокупности, позволяет понять ее уникальность


3.Сущность морали, ее основные функции.

Общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип поведения человека, признаваемый обществом, как оптимальный на данный исторический момент.

Мораль (от латинского moralis – нравственный) – древнейшая форма общественного сознания, которая зародилась еще в первобытном обществе, социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека.1Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения. Причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей. Мораль носит исторический характер, развивается вместе с общественными отношениями.

Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, становясь неким образцом только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомненную пользу общему единству. Поэтому мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества.

Требования к индивиду в моральном сознании принимают различные формы:

- нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.);

- моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность);

- ценностные ориентации;

- морально-психологические механизмы самоконтроля личности

(долг, совесть).

Все это является элементами структуры нравственного сознания. Система учений о морали и нравственности называется этикой(от греч. еthos – обычай, нравственность). Нравственное сознание имеет ряд особенностей:

  • всеобъемлющий характер морали;

  • внеинституциональность морали;

  • императивность морали.


Всеобъемлющий характерморали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Эта особенность связана со спецификой требований и оценок морали, заключающейся во всеобщем, всечеловеческом характере, то есть каждый человек независимо от пола, возраста и профессии, должен оставаться человеком постоянно.

Внеинституциональность моралиозначает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей, то есть в обществе не существует таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

Еще одна особенностей - императивность морали– состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), то есть носит форму императива, прямого и безусловного повеления.

Сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, и т.д.), но мораль исполняет своеобразную социальную роль и имеет некоторые функции. Среди множества выполняемых моралью функций в основном принято считать следующие:

  • регулятивная;

  • оценочно – императивная;

  • познавательная;

  • воспитательная.

Регулятивная– главная функция морали. Потому что мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Этот способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и др.). Формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования.

По мере своего развития общество изобрело много других способов общественных отношений: правовой, административный, технический. Но моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Это происходит потому, что моральный способ регуляции не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д., а также потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой часть его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Поэтому такой регулятор самый надежный из всех возможных.


Другая функция морали, также выражающая ее сущность - оценочно – императивная.Суть этой функции в том, что нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основных категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни. Из утвержденной оценки разных фактов вытекает соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, так как это добро, и наоборот, воздерживайся от конкретных поступков, потому что это зло. Сформулированные на основе однозначных оценок императивы направляют нравственное поведение человека.

Познавательнаяфункция морали во многом производна от оценочной, с известной долей условности. Историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человеком наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или других социальных образований. Моральное возмущение или одобрение каким-либо стилем поведения часто является самым верным показателем того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или наоборот, выражает собой непривычный, но перспективный новый уклад жизни.

Воспитательная функция заключается в том, что мораль, обосновывая идеалы и образцы поведения. Формирует нравственный облик личности.

Мораль также выполняет и множество других функций:

  • ориентирующую;

  • прогностическую;

  • коммуникативную и другие.

Все вместе эти функции и определяют социальную роль морали.
4.Соотношение этики и морали.

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль.

Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним.

В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает