Файл: Профессиональная этика Этика, как наука о нравственности, ее предмет и методы. В истории научного познания имеют место два подхода на проблему соотношения понятий мораль и нравственность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правоохранительные органы в экстремальных условиях должны пресекать панику, распространение ложных слухов, массовые беспорядки, бороться с правонарушениями.
В экстремальных условиях этика делового общения требует от сотрудников психологической уравновешенности, такта, способности вести переговоры, знания особенностей поведения людей в экстремальной ситуации.
Вместе с тем экстремальные условия понижают у большинства людей способность к самоуправлению, активизируют отрицательные эмоции. У некоторых людей появляется чувство страха, отчаяния, безнадежности, гнева. В этом случае на поведение людей трудно воздействовать рассудочными доводами и аргументами, поэтому сотрудникам в таких условиях необходимо обладать хладнокровием, способностью сдерживать себя и других, высоким моральным состоянием.
Однако профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов чаще всего протекает в сфере применения запретительных норм права и связана с правонарушителями, общение с которыми не вызывает ни сочувствия, ни симпатии. Но служебный и нравственный долг обязывает каждого сотрудника общаться с любым человеком тактично, объективно, беспристрастно, контролируя и корректируя свое эмоциональное состояние.
Одним из основных видов общения в экстремальной ситуации являются переговоры. Способ организации переговоров лицом к лицу является самым эффективным как в отношении психологического воздействия на собеседника, так и выдержки смыслового контекста диалога. Между людьми, ведущими диалог, отношения должны строиться на равных. Сотрудник должен четко излагать свои мысли, контролируя громкость и тембр голоса, выразительность жестов, эмоциональность речи, мимику лица.
От умелого применения тактических приемов ведения переговоров, индивидуального подхода зависит итог переговоров.
Если же переговоры ведутся не лицом к лицу, отсутствует зрительный контакт, то необходимо учитывать следующие особенности:
-
сотрудник, ведущий переговоры, должен обладать хорошо поставленным голосом, говорить громко, понятными предложениями; -
аргументы должны произноситься убедительным тоном с чувством собственного достоинства.
Социально-психологическая, коммуникативная и этическая компетентность сотрудника послужит успешному решению сложных оперативно-служебных задач в экстремальных условиях.
№59 Специфика служебного этикета в юридической деятельности
Этикет (фр. 'etiquette- ярлык, этикетка) - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола).
Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).
Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определённые официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жёстко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:
Чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела. Чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках. Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
-
повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.); -
специфические формы служебного общения (руководитель и подчинённые, между коллегами); -
экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.д.); -
невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.
Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.
Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.
Любезность - готовность оказать услугу тому, то в этом нуждается.
Точность - своевременность выполнения, обещанного или порученного дела.
Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.
Формула успеха юриста может быть представлена так:
G = (x + y + z) K,
где G - успех,
х - компетентность (профессионализм),
у - работоспособность,
z - умение быть сдержанным,
К - коэффициент такта (обаяния).
Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.
№60 Общая характеристика кодексов профессиональной этики (сотрудника органов внутренних дел, прокурорского работника, адвоката, судьи)
Сотрудник ОВД
Служба в органах внутренних дел предъявляет повышенные требования к моральному, профессионально-этическому облику сотрудника, признавая особую ответственность органов внутренних дел перед государством и обществом.
Ничто не должно порочить деловую репутацию, авторитет сотрудника, поведение которого всегда и при любых обстоятельствах должно оставаться безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка.
Надо ли говорить, что соответствующие требования (стандарты) служебного поведения должны быть известны и понятны каждому сотруднику. Свод таких требований сформулирован в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138).
Документ определил нравственный эталон поведения сотрудника органов внутренних дел. Наряду с Присягой Кодекс является основным деонтологическим наставлением, обращенным к сознанию и совести сотрудника.
Главный его замысел направлен на формирование единства убеждений и взглядов сотрудников органов внутренних дел по ключевым вопросам профессиональной этики, служебного этикета и культуры поведения, способствующих эффективному выполнению оперативно служебных и служебно-боевых задач.
В Кодексе закреплены: моральные принципы и профессионально-этические нормы, являющиеся нравственной сутью (основой) правоохранительной деятельности; основные правила поведения сотрудников при выполнении своих служебных обязанностей и вне службы; обязанности должностных лиц по обеспечению неукоснительного соблюдения положений Кодекса; порядок разрешения этических конфликтов и ответственность за нарушение профессионально-этических норм и правил поведения.
Кодекс служит основой для формирования содержания должной профессиональной морали в подразделениях органов внутренних дел; он призван помочь сотруднику правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, конфликтных и иных ситуациях, обусловленных особенностями его службы; он также выступает как инструмент общественного контроля над поведением сотрудников.
Принципиально важным является положение о том, что гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в органы внутренних дел
, должен быть ознакомлен с содержанием Кодекса. Это в свою очередь должно серьезно повлиять на личный профессиональный выбор гражданина. Сознательность и добровольность возлагаемых на себя будущих профессиональных прав, обязанностей и ограничений составляют основу свободы морального выбора каждого кандидата на службу в органы внутренних дел.
Понимание требований Кодекса, их соблюдение поможет сотруднику органов внутренних дел честно жить и работать, открыто смотреть в глаза людям, всегда помнить, что, служа закону, он служит своему народу.
Кодекс не претендует на исчерпывающее изложение общих и ситуативных рекомендаций должного профессионального поведения сотрудника органов внутренних дел, основанного не только на правовой грамотности сотрудника, но и на его профессионально-этической, деонтологической подготовленности. Сотрудник, как и любой человек, конечно, не может быть застрахован от вероятности этической ошибки или морального конфликта. Но в интересах дела он всегда должен руководствоваться нравственным правилом, что лучше ошибиться по совести, чем быть правым вопреки ей.