Файл: Занятие 3 Обучающийся Решетникова Ангелина Александровна Преподаватель.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Психология
Практическое занятие №3
Выполнил:
Обучающийся Решетникова Ангелина Александровна
Преподаватель:
Беликова Татьяна Валентиновна
Задание 1.
Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э.М. Александровской
В данной методике адаптации ребенка к школе оценивается с точки зрения четырех параметров: эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие.
Первые три критерия содержат две шкалы, четвертый критерий представлен одной шкалой. Каждая шкала описывает различные, формы поведения ученика и оценивается в баллах (от 0 до 5). Педагог (или психолог) заполняет схему наблюдения за поведением первоклассников на основе наблюдения.
Я считаю, что данная методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Также данная методика помогает педагогу систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе.
Задание 2.
Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
Основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике, это:
- Непонимание позиции детей
- Неумение наладить контакт с каждым и со всем классом
- Механический перенос чужого стиля общения и действия
- Подчеркивание позиции собственного превосходства
- Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических ситуаций
- Сложности в управлении группой и собственным состоянием
- Боязнь педагогических ошибок
1. Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте "сигналы конфликта" у детей:
- стычки между воспитанниками;
- нарушения дисциплины;
- обзывания;
- нарушения правил в играх;
- отчуждение ребенка от группы людей;
- затянувшееся выяснение отношений;
2. Используйте методы профилактики:
- сюжетно-ролевая игра;
- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;
- беседы;
- коммуникативные игры;
3. Внедряйте в практику стратегию преодоления трудностей:
Шаг №1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту).
Шаг №2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.
Шаг №3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлимые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
Шаг №4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.
Шаг №5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.
Используйте технику активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например "что-то случилось..", "он тебя толкнул и тебе очень больно...", "ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить...";
- в беседе с ребенком держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
5. Используйте технику позитивных сообщений.
Примерная схема:
1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка).
2) Может случиться, что (описание возможного результата).
3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения).
6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Будьте внимательны к деталям.
Предлгайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик.
Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у товарища нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.
Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его "побочные эффекты": ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны,; ребенок понимает, что вы его поддерживаете, ребенок выразил свои негативные эмоции и почувстовал себя раскрепощенным.
В завершении разговора наметье план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.
Варантов много:
- воздержаться от того, что по-видимому, нервирует товарища.
- игнорировать ситуацию, конфликт;
- попросить прощения;
- не создавать "революционную ситуацию", а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем;
- не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сограть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаяньем;
Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения.
Для эффективного взаимодействия общения нужны такие качества как:
- способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность);
- сопереживание (эмпатия);
- справедливость;
- способность к сотрудничеству;
- доброжелательность;
- терпение;
- вежливость;
Задание 3.
Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).
1. Для начала нужно провести диагностику уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей
2. Определить цели, задачи, которые будут достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
3. Следующим этапом будет согласование с родителями и обучающимися о времени, которое необходимо затратить обучающимуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.
4. Далее нужно определить роль родителей обучающегося в реализации маршрута. Предусмотреть участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.
5. Разработать учебно-тематический план (почасовой). Педагог совместно с воспитанником и родителями должен подобрать темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.
6. Дальше нужно определить содержание учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
Одна из главных задач начальной школы - формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающийся среде, готовой к самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из базовых компетентностей обучающегося является учебно-познавательная компетенция, включающая в себя компетенции ученика в сфере самостоятельной позавательной деятельности (в общеучебной деятельности, во внеурочной деятельности по предметам, в общественной активности ребенка). При этом каждый обучающийся получает возможность для формирования индивидуальной образовательной траектории через построение индивидуального образовательного маршрута - специально разработанной программы (совместно с обучающимся и его родителями), где учитель оказывает обучающимуся всесторонюю помощь в самоопределении и успешной самореализации. Чтобы обеспечить потребности обучающихся в саморазвитии, требуется создание особых условий, чему предшествуют такие этапы организационной работы:
этап - диагностический. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей обучающихся. Эти данные можно получить в ходе диагностирования. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько диагностик. Если диагностику проводят психологи, социальные педагоги или другие специалисты
- обязательно прописываются рекомендации. Рекомендуемые диагностики:
Карпова Г.А. «Учебная мотивация»
Климов Е.А. «Карта интересов»
Опросник Г.Айзенка «Личностные особенности (для младших школьников)»
Дж. Морено «Социометрия» и т.д.
2 этап. Определение функциональных возможностей обучающегося. На данном этапе проводится анализ общеучебных умений ученика, его успеваемости, участие и результативность в олимпиадах, конкурсах, акциях, конференциях различного уровня, оговариваются возможные технологии, методы, формы и приемы работы.
3 этап. Разработка индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе работы планируется содержание деятельности обучающегося с выбором форм, методов, способов обучения, которые будут способствовать развитию познавательных интересов ребенка, его самореализации. Их выбор зависит от потребностей, возможностей и интересов ребенка, родительских ожиданий, пердметно-пространственной среды школы и т.д. Обязательно оговаривается планируемый результат.
4 этап. Оценка и самооценка успехов обучающегося. Этот этап очень важен. Нужно заранее договориться с обучающимся о переодичности анализа результатов продвижения по маршруту, определения того, что получилось достичь, а чего нет. При необходимости, проводится корректировка маршрута.
К разработанному ИОМ прикладывается лист достижений обучающегося по предмету за предыдущие учебные годы.
При реализации образовательного маршрута обучающийся осваивает учебное содержание на оптимальном для него уровне, выбирает пути, способы, методы постановки и достижения цели. При этом решается проблема занятости детей во внеурочное время, организуется целесообразная деятельность ребенка по саморазвитию и самосоаершенствованию, происходит углубление знаний по предметам, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки.
В методике реализации данного маршрута используются различные формы учебной деятельности. Основная форма - индивидуальные и групповые занятия, где применяются такие методы обучения: