Файл: Занятие 3 Обучающийся Решетникова Ангелина Александровна Преподаватель.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 3. «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходнные фигуры все одинаковы. Основная трудностьпри выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основные показатели креативности:
- продуктивность (беглость, скорость) - отражает способность к порождениюбольшого числа идей, выраженных словестно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответсвующих требованиям задания;
- гибкость - характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность - предпологает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит.» Ребенку поочередно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевленными, так и неодушевленными (например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д) Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает. При оценке данного задания используется трехбальная система: высокий уровень - образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень - переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный; низкий уровень - образ не воспринят; выразительность отсутствует.
Творческое задание «Три краски». Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.
Творческое задание «Озвучь роль». Детям предлагается поиграть в театр - озвучить роли в кукольном спектакле "Руковичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувстование образа.
Творческое задание «Соотнеси музыку». Детям предлагается 3-4 карточки с различными героями и 3-4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку. Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л.Беккер). В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Минимальное количество набранных баллов - 17, максимальное - 85.
Низкий уровень: 17-34 балла;
Средний уровень: 35-60 баллов;
Высокий уровень: 61-85 баллов.
Ряд исследователей в области психологии и педагогики включает творчество как важный компонент в структуру одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.) По мнению Л.С. Выготского, несмотря на то, что дошкольник еще не создавать что то принципиально и общественно ценное, но субъективно для ребенка его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение для развития его личности и творчества. В творчестве ребенок создает себя. Однако, в развитии творческих способностей дошкольников особая роль принадлежит и педагогу. Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных лииний педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и практического преобразования. Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, связанные с развитием творчества. Такой подход помогает программу педагога сделать программой ребенка (Л.С. Выготский). Очень значим при этом стиль деятельности и общения педагога с детьми.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования,соответсвие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по
-разному, у кого-то - в большей степени, у кого-то в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Что такое творческие способности?
Творческие способнсти - комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: стремление к познанию; умение познавать новое; живость ума; умение в привычных вещах; явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять на практике; в жизни полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия и интуиция; в результате которых появляются изобретение; открытия; что-то новое.
Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?
Очевидно, что если у человека в детстве с творчеством было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, какбы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они простореализуются и совершенствуются. Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка необходимо с раннего детства. Очень часто детские "небылицы" родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии взрослыми даже грубо пересекаются. На самом деле фантазирование - это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к нам приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких "воображалках" рождается творчество. Взрослым необходимо знать, что пик творчества у детей наступает в три-четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься, как вообще такое можно придумать.
Диагностика творческих способностей дошкольников.
Целью диагностики является установить, какой вид дятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. Это можно сделать с помощью психологов, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение также можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела
- с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей.
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят ученые и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всесотороннему развитию, то есть развивать литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Развитие творческих способностей старших дошкольников.
Если творческое развитие малышей происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, то развитие более взрослых детей происходит при помощи попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. Проще говоря, стадия наблюдения постепенно переходит в действие. Поэтому способы и методы развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям. Лучше всего в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста. Особенно полезными для детей будут занятия в театральном кружке, т.к театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Дети не только учатся исполнять заданные роли, участия в театральных представлениях развивает воображение, художественное видение, умение воспринимать целостность произведений, способность к импровизации. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка в кружке и играть с ним в развиаающие игры дома.
Развитие художественно творчесих способностей дошкольников.
По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразитльному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действоать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.