Файл: Занятие 3 Обучающийся Решетникова Ангелина Александровна Преподаватель.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-активатор «Печатная машинка»;
2. Беседа «Что такое эмоции и чувства»;
3. Упражнение «Классификация чувств»;
4. Упражнение «Угадай эмоцию»;
5. Упражнение «Передай с чувством»;
6. Подведение итогов занятия.
5.
«Чего мы боимся?»
Изучить с воспитанниками понятие «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.
1. Упраженение-активатор «Коллективный хлопок»;
2. Беседа «Что такое волнение и страх»;
3. Упражнение «Путаница»;
4. Упражнение «Рисунок на спине»;
5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;
6. Упражнение «Импульс»;
7. Подведение итогов занятия.
6.
«Как быть уверенным, но не самоуверенным»
Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.
1. Упраженение-активатор «Ритмичные хлопки»;
2. Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;
3. Упражнение «Пластилин-силач»;
4. Упражнение «Паутинка»;
5. Подведение итогов занятия.
7.
«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку.
1. Упраженение-активатор «Импульс»;
2. Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки
»;
3. Упражнение «Волшебная рука»;
4. Упражнение «Движения наоборот»;
5. Упражнение «Комплименты»;
6. Подведение итогов занятия.
8.
«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.
1. Упраженение-активатор «Контакт»;
2. Беседа «Кто такой смелый человек?»;
3. Упражнение «Луноход»;
4. Упражнение «Стул желаний»;
5. Упражнение «Пахвалилки»;
6. Подведение итогов занятия.
9.
«Ледяное сердце»
Выявить уровень сплоченности детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.
1. Введение в игровую ситуацию группы;
2. Упражнение «Скульптура», «Зимние забавы»;
3. Упражнение «Загадки»;
4. Упражнение «Чувства-антонимы»;
5. Упражнение «Шифровка»;
6. Подведение итогов занятия.
10.
«Спокойствие, только спокойствие»
Научить воспитанников приемлимым способам выражения гнева.
1. Упраженение-активатор «А я еду»;
2. Упражнение «Рисунок гнева»;
3. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
4. Упражнение-релаксация «Драка»;
5. Упражнение «Менялки»;
6. Упражнение «Подарок»;
7. Подведение итогов занятия.
11.
«Скажи себе STOP»
Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
1. Упраженение-активатор «Контакт»;
2. Беседа «Как я чувствую, что злюсь
»;
3. Упражнение «Толкалки»;
4. Упражнение «STOP»;
5. Упражнение-релаксация «Драка»;
6. Подведение итогов занятия.
12.
«Расслабься»
Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.
1. Упраженение-активатор «Блохи»;
2. Упражнение «Бумажные мячики»;
3. Упражнение «Сумка»;
4. Упражнение «Пластилин-силач»;
5. Подведение итогов занятия.
Задание 6.
Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество - залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:
1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка - его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребенка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребенком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребенка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлеченность);
инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразние, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребенка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулии, Р. Хартман).
- проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы;
- предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
- свободно высказывает свое мнение, иногда найстойчиво и энергично отстаивает его;
- склонен к рискованным действиям;
- обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием; улучшением общества, предметов, систем;
- обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
- чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеритки вещей, предметов;
- не боится отличаться от других;
Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутвие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребенка.
2. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:
- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;
- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;
-
оценивать не столько результат, сколько процесс;
- педагог может быть участником игрового процесса;
- для снятия напреженности обязателен настрой или подготовительный период;
- стараться не ограничивать ребенка во времени.
4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувтсвам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.
6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
Методика оценки сочиненной ребенком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребенку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибальной шкале с учетом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов - отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл - пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла - внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла - в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;
4 балла - полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;
5 баллов - развернутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Ребенок выполняет 3 задания, на выполнениекаждого отвожится по 10 минут.
Задание 1. «Нарисуй картинку» предпологает использование тестовой фигуры (форма А - фигура напоминает каплю; форма В - фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребенок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание 2. «Незавершенные фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовывать их. Десять разных незавершенных фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребенка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребенок дает название.
2. Беседа «Что такое эмоции и чувства»;
3. Упражнение «Классификация чувств»;
4. Упражнение «Угадай эмоцию»;
5. Упражнение «Передай с чувством»;
6. Подведение итогов занятия.
5.
«Чего мы боимся?»
Изучить с воспитанниками понятие «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.
1. Упраженение-активатор «Коллективный хлопок»;
2. Беседа «Что такое волнение и страх»;
3. Упражнение «Путаница»;
4. Упражнение «Рисунок на спине»;
5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;
6. Упражнение «Импульс»;
7. Подведение итогов занятия.
6.
«Как быть уверенным, но не самоуверенным»
Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.
1. Упраженение-активатор «Ритмичные хлопки»;
2. Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;
3. Упражнение «Пластилин-силач»;
4. Упражнение «Паутинка»;
5. Подведение итогов занятия.
7.
«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку.
1. Упраженение-активатор «Импульс»;
2. Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки
»;
3. Упражнение «Волшебная рука»;
4. Упражнение «Движения наоборот»;
5. Упражнение «Комплименты»;
6. Подведение итогов занятия.
8.
«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.
1. Упраженение-активатор «Контакт»;
2. Беседа «Кто такой смелый человек?»;
3. Упражнение «Луноход»;
4. Упражнение «Стул желаний»;
5. Упражнение «Пахвалилки»;
6. Подведение итогов занятия.
9.
«Ледяное сердце»
Выявить уровень сплоченности детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.
1. Введение в игровую ситуацию группы;
2. Упражнение «Скульптура», «Зимние забавы»;
3. Упражнение «Загадки»;
4. Упражнение «Чувства-антонимы»;
5. Упражнение «Шифровка»;
6. Подведение итогов занятия.
10.
«Спокойствие, только спокойствие»
Научить воспитанников приемлимым способам выражения гнева.
1. Упраженение-активатор «А я еду»;
2. Упражнение «Рисунок гнева»;
3. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
4. Упражнение-релаксация «Драка»;
5. Упражнение «Менялки»;
6. Упражнение «Подарок»;
7. Подведение итогов занятия.
11.
«Скажи себе STOP»
Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
1. Упраженение-активатор «Контакт»;
2. Беседа «Как я чувствую, что злюсь
»;
3. Упражнение «Толкалки»;
4. Упражнение «STOP»;
5. Упражнение-релаксация «Драка»;
6. Подведение итогов занятия.
12.
«Расслабься»
Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.
1. Упраженение-активатор «Блохи»;
2. Упражнение «Бумажные мячики»;
3. Упражнение «Сумка»;
4. Упражнение «Пластилин-силач»;
5. Подведение итогов занятия.
Задание 6.
Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество - залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:
1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка - его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребенка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребенком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребенка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлеченность);
инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразние, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребенка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулии, Р. Хартман).
- проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы;
- предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
- свободно высказывает свое мнение, иногда найстойчиво и энергично отстаивает его;
- склонен к рискованным действиям;
- обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием; улучшением общества, предметов, систем;
- обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
- чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеритки вещей, предметов;
- не боится отличаться от других;
Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутвие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребенка.
2. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:
- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;
- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;
-
оценивать не столько результат, сколько процесс;
- педагог может быть участником игрового процесса;
- для снятия напреженности обязателен настрой или подготовительный период;
- стараться не ограничивать ребенка во времени.
4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувтсвам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.
6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
Методика оценки сочиненной ребенком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребенку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибальной шкале с учетом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов - отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл - пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла - внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла - в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;
4 балла - полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;
5 баллов - развернутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Ребенок выполняет 3 задания, на выполнениекаждого отвожится по 10 минут.
Задание 1. «Нарисуй картинку» предпологает использование тестовой фигуры (форма А - фигура напоминает каплю; форма В - фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребенок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание 2. «Незавершенные фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовывать их. Десять разных незавершенных фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребенка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребенок дает название.