Файл: 1. Понятие о психологии воспитания Воспитание, наряду с обучением, является основным предметом изучения педагогической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют две стадии социальной дезаптации:

педагогическая запущенность– характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и др.

социальная запущенность– дети не только плохо учатся, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них не сформированы к-л полезные практические умения и навыки, профессиональная направленность. Для них характерна отчужденность от семьи и школы. Они формируются под воздействием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Социальные отклонения: беспризорничество, бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное и асоциальное поведение, проституция.

В психолого-педагогической литературе под социально-педагогической запущенностьюпонимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности длительный процесс, проходящий несколько стадий.

Первая стадиясвязана с возникновением предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков).

Вторая стадияхарактеризуется появлением начальных форм отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

На третьей стадиинеблагоприятные тенденции в поведении школьника стабилизируются. Это характерно для подростков 10-13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать его, но невсегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.


Четвертая стадиясвязана с возникновением устойчивых признаков асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.

Вместе с тем, социальная дезадаптация - обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Вспомним опыт работы с трудновоспитуемыми детьми А.С. Макаренко.

Пути предупреждения социально-педагогической запущенности: изучение учащихся, определение видов отклонений, их причин; просветительская работа не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением; работа в микросреде, где живет ребенок; организация лечебной работы, если это необходимо; привлечение учащихся к видам деятельности, исходя из доминанты их отклонений.

Таким образом, детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать им необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими заболеваниями и ослабленным здоровьем могут быть переведены на полное или частичное домашнее обучение.

Дети с акцентуациями характера имеют тенденцию к социально-положительному развитию при правильном отношении к ним воспитателей и адекватном влиянии на них всего социального окружения. В противном случае развитие может быть социально-отрицательным.

Акцентуация характера(по К. Леонгарду) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Основные типы акцентуации характера: а)астенический(быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность); б)циклоидный(чередование фаз хорошего и плохого настроения); в)гипертимный(приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимая до конца); г)лабильный(резкая смена настроения в зависимости от ситуации); д)сензитивный(повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность); е)психастенический

(высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления); ж)эпилептоидный(склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности); и)застревающий(повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»; к)истероидный(демонстративный – притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих); л)дистимный (подавление, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни); м)неустойчивый(склонность поддаваться влиянию окружающих, к поискам новых впечатлений, компании, контактов); н)конформный (подверженность групповому влиянию).

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей. Существует много подходов к классификации причин неуспеваемости. Одна из главных причин – это педагогическая запущенность. Кроме того, отсутствие педагогической помощи и контроля при слабых интеллектуальных возможностях учащихся приводит к пробелам в знаниях и к стойкой неуспеваемости. Есть дети с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся. Это может быть вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями.

Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы;

4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные школы. К общим мерам можно отнести 
тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

«Сопротивление воспитанию» характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника – подростка или старшеклассника. Преодоление «сопротивления воспитанию» требует особых условий воспитания или перевоспитания (в т.ч. возможно в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).

В повседневной педагогической практике можно наблюдать конкретные проявления «сопротивления воспитанию». Согласно Л.И. Маленковой (2002), к ним можно отнести:

- общение фазическое– бессодержательное общение ради самого процесса общения (установление контактов, обмен информацией, позициями, эмоциональными переживаниями, психическими состояниями и пр.). В числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «ходить по улице», «тусоваться в беседке» и т.п.;

деморализацию –моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины и т.п.;

- комплекс неполноценности– синдром, заключающийся в стойких переживаниях

человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результатом его может стать деформация естественного развития личности;

- девиантное поведение– поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (озорство-хулиганство, кражи («взял без спросу»), драки, другие преступления против личности);

- дистимию– подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

- отчуждение– система отношений человека с окружающей действительностью, при которой все социальные ценности (дружба, культура, образование, воспитание и их носители, в т.ч. педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я».

Каковы возможные пути преодоления «сопротивления воспитанию»? Продуктивно выполнять, например, следующие правила.

1. Придерживайтесь следующей логики: принять воспитанника таким, каков он есть – понять природу возникновения негативных явлений, изучив их причины – найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход и пр.).


2. Используйте в воспитании явление (метод) сублимации: переноса, переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.

3. Начинайте с простого, легкого, но с более быстро ощутимым результатом.

4. Используйте имеющиеся позитивные знания, умения и навыки для формирования новых.

5. Не критикуйте, не низвергайте, а возвышайте, внушайте оптимизм.

6. Используйте приемы похвалы, одобрения, положительных авансов, косвенного неодобрения, шутки, но не насмешки и пр. У каждого человека своя потребность в одобрении. Не советуют хвалить за природные способности, легко дающиеся хорошие результаты в чем-либо, за достигнутое не своим трудом, больше двух раз за одно и тоже, из жалости, из желания понравиться. Очень важно хвалить в случае сформировавшегося комплекса неполноценности.

7. Помогите найти друга, близкого по духу (или животное).

11. История становления детской психотерапии. Основные методы работы

Детская психотерапия включает в себя методики и подходы для лечения детей и подростков с различными психическими заболеваниями. Данная терапия имеет положительное влияние на ребенка и его окружение. Она проходит в несколько этапов. Вначале психотерапевт должен установить доверительные взаимоотношения с ребенком и снять острую симптоматику. Детский психотерапевт осуществляет диагностику психических расстройств и постановку целей для дальнейшей работы. Психотерапевт контролирует полученный терапевтический результат и проводит сессии, направленные на предотвращение возможных рецидивов.

Для детей и взрослых обычно используют различные виды терапии. Например, психоанализ часто применяется для взрослых, но редко для детей. Причиной этого является то, что ребенок не может понять и точно описать свое состояние словами. Поэтому в детской психотерапии используют игровые приемы, которые позволяют оценить состояние пациента. Во время игровой терапии ребенок учится строить отношения. Ее проводят при таких проблемах, как: фобии, замкнутость, нарушения поведения и пр.

Также для работы с детьми применяется клиент-центрированная психотерапия. Она проводится с целью самопознания и обучения ребёнка навыкам самоуправления. Во время сессии он может играть по своему усмотрению. Специалист в это время не управляет ребенком, а способствует его раскрытию. Детский психотерапевт проводит работу не только с ребенком, но и с его семьей.