Файл: 1. Понятие о психологии воспитания Воспитание, наряду с обучением, является основным предметом изучения педагогической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для построения эффективной работы детскому психотерапевту необходимо учитывать целый ряд факторов:

  • ситуативные проблемы,

  • семейные проблемы,

  • поведенческие и когнитивные проблемы,

  • нарушения эмоционального поведения,

  • личностные расстройства,

  • биологические отклонения.

Учитывая все перечисленные факторы, детский психотерапевт комплексно использует вариации психотерапевтических подходов в рамках одной формы психотерапии с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выделяют несколько периодов развития:

  1. становления личности (от 2,5 до 4 лет),

  2. застенчивости (от 4 до 7 лет),

  3. адаптации в школе (от 7 до 8 лет),

  4. адаптации в коллективе (от 9 до 11 лет),

  5. подростковый (11−20 лет).

С учётом этих периодов также подбираются определённые психотерапевтические техники. Специалисты отмечают, что чем младше ребенок, тем менее дифференцированы его психические расстройства. Психические расстройства у детей труднее поддаются коррекции.

В период самоутверждения и становления личности, кроме лечебно-психологической коррекции поведения, включают игровую психотерапию, которая направлена на формирование коммуникативных навыков при общении с ровесниками.

Детский психотерапевт подбирает темы занятий в период застенчивости индивидуально с учетом конкретного психического расстройства ребенка. При этом расширяется среда психотерапевтического влияния, и проводятся индивидуальные и групповые занятия.

Психотерапия в период адаптации направлена на обучение преодолению трудностей, возникающих в процессе коммуникации. Кроме различных видов психотерапии применяются поведенческие методы.


Психотерапия подростков переориентируется с личностно-ориентированной на семейную и групповую. Поведенческие методы становятся менее значимыми.

В современной медицине при лечении психических расстройств обязательно применяют семейную психотерапию. На данных сессиях родителей обучают тому, что на здоровье ребёнка оказывает влияние также и поведение окружающих. Сеансы семейной психотерапии благотворно влияют не только родителей, но и на детей. Психолог моделирует ситуацию, на которую все члены семьи могут посмотреть изнутри, и помогает выбрать решение. Из вышеуказанного следует, что выбор метода детской психотерапии зависит от нервно-психического периода развития ребенка, а также его индивидуальных особенностей.

12. Особенности психотерапии в работе с детьми
 П. Ванн Дамм, один из представителей детской гештальт-терапии, выделяет специфические особенности детской психики, которые необходимо учитывать в процессе терапии:

        1. Дети, страдающие психосоматическими расстройствами или невротическими проявлениями, мобилизуют большую часть времени на сопротивление, которое называют ретрофлексия (удовольствие или агрессивность не могут выйти наружу).

        2. Ребенок – существо, зависящее от семейного и социального окружения. Он не просился на прием к психологу, есть всегда третий, кто сопровождает его. Он не примыкает к терапевтическому проекту (альянсу) сразу и вся работа доверия и предконтакта необходима для того, чтобы организовать терапевтический альянс и пространство, где ребенок находит удовольствие в регулярной встрече со взрослым.

        3. Ребенок и семье – единое целое. Всякое изменение ребенка отражается на семейной жизни. Вмешательство родителей необходимо, чтобы обеспечить изменения, позволить им противопоставить себя воображаемым изменениям, которые могут влиять на реального ребенка и изменять его.

        4. Взаимодействие между психологом и ребенком проходит через творческую подгонку двух языков: ребенка и взрослого. Каждый пытается общаться с другим через привилегированные средства: игра, артистическое и графическое творчество, крики, музыка, танец в зависимости от возраста и патологии ребенка.

        В. Оклендер, анализируя свой опыт, отмечает следующие особенности психотерапии в работе с детьми:



        1. Зачастую позднее обращение за помощью со стороны родителей, воспитателей, школы и т.п. К тому времени, когда родители впервые обращаются за помощью к психологу, ситуация уже достаточно сложна как для ребенка, так и для родителей. Ребенок в редких случаях сам просит о помощи. Исключение составляют подростки – инициатива такого рода исходит чаще.

        Многие родители обнаруживают особенности поведения, указывающие на наличие проблем. И все же большинство родителей не спешат обращаться за помощью. Причину этого В. Оклендер видит в том, что родители не хотят верить. Что проблемы, возникающие у их детей, требуют профессиональной помощи. Они говорят себе: «Это всего лишь этап, ребенок перерастет его». Кто в состоянии допустить, что недостаточно хорошо справляется с ролью родителя? Кроме того многих пугает стоимость лечения и время, которое необходимо затратить. Определенные опасения связаны и с тем, что может выявиться в процессе терапии. Некоторые родители чувствуют в глубине души, что помощь требуется им самим, а это трудно признать.

        2. Часто привод ребенка к психологу связан с каким-либо необычным событием (смерть или заболевание близких, болезнь самого ребенка, глубокие потрясения и т.д.).

        3. Еще одной особенностью детской психотерапии является ее непродолжительность.

        4. Некоторые дети, в особенности маленькие, вовсе не обязательно испытывают потребность вербализовать свои открытия и осознание всех «что» и «как» своего поведения.

        5. Личность самого психолога. Он должен быть абсолютно нейтрален по отношению к тому, что он раньше знал или читал о ребенке.  Есть большой соблазн составить определенное отношение к ребенку, поговорив с его родителями, воспитателями либо услышав другие отзывы и оценки. «Я должна начинать работу с ребенком с того момента, в котором мы находимся, невзирая ни на что из того, что я слышала, читала или даже диагностировала сама… Когда ребенок вступает в контакт с кем-то, кто готов принять его таким, каков он в этот момент, не опираясь на предвзятые суждения, он может показать себя с другой стороны, со стороны, которую ему трудно было обнаружить перед родителями или другими взрослыми».

        Говоря о личности психолога, работающего с детьми, следует особо отметить, что он должен быть открыт для восприятия полета детской фантазии и не пытаться втиснуть ее в ложе здравого смысла. То, что для ребенка наполнено смыслом и может помочь его лечению, иногда кажется мелочью с взрослой колокольни. Воображение является для ребенка как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и неразрешенных проблем.


        6. Терапия с детьми включает и обучающий компонент – некоторые дети не знают названия чувств, и психолог объясняет, какие бывают эмоции, зачем они нужны, чем отличаются друг от друга, как они связаны с телом и выражаются с помощью мимики и мышц.

        7. В работе с детьми основной задачей является осознание и свободное проявление своих желаний и потребностей. То, какие чувства, какие реакции вызывают у окружающих желания ребенка – то есть его прямое заявление о своих потребностях – во многом определяет способ обращения ребенка со своими желаниями. Он может их увидеть или спрятать, проигнорировать, испугаться, застыдиться.

        Ребенок не в состоянии узнать содержание своей потребности, до той поры, пока он не встретиться с ней, пока не испытает удовлетворение, пока не узнает ситуацию, в которой ему хорошо, не выделит в своем сознании предмет, человека или отношение, которое приносит удовольствие, и не познакомиться таким образом со своим желанием. Его чувства говорят ему о том, что чего-то ему хочется, чего-то не хватает. В теле возникает напряжение, дискомфорт, беспокойство. Ребенок выхватывает взглядом какой-то предмет – ага, вот то, что мне нужно, вот этого мне не хватало, без этого мне так плохо! Или вспоминает какую-то прошлую ситуацию, когда было хорошо, и пытается вернуться в нее или воспроизвести ее в текущий момент. Хорошо, если это совпадает с реальным желанием ребенка, тогда действительно наступает удовлетворение и встреча со своей потребностью. Куда как хуже, если на самом деле желание было другим. Тогда ребенок получает желанный предмет, но остается неудовлетворение, остается напряжение и раздражение, которое прорывается через благополучие слезами, криком, обидой или другими способами. И тогда взрослые начинают жаловаться на капризы. Происходит нарушение контакта между ребенком и окружающим миром.

        В терапии и в консультировании приходится встречаться с случаями, когда ребенок испытывает желания, но не осознает их, не владеет эффективными способами обращения со своими желаниями. В таком случае необходимым, а иногда основным содержанием работы становится работа с выявлением подлинного желания ребенка, спрятанного за послушанием, безразличием или бурным капризом. Работа психолога похода на перевод крика «Хочу луну» с детского языка на родительский.

Методы, методики и техники


в работе с детьми и подростками

        В детской психотерапии выделяют две принципиальные ориентации:

        - работа непосредственно с ребенком;

        - работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом).

        По форме работы выделяют индивидуальные и групповые методы.

        Преимущество группы в работе с детьми заключается в том, что она представляет собой своеобразные островки мира, в котором можно исследовать поведение и опробовать его новые формы. Групповая работа создает идеальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. В группе ребенок может осознать, как он взаимодействует с другими детьми, научиться брать на себя ответственность за свои поступки, испробовать новые формы поведения. Кроме того, каждый ребенок нуждается в связи с другими детьми, чтобы убедиться, что и другие испытывают сходные чувства и сталкиваются со сходными проблемами.

        Детский психотерапевт К. Бремс описывает следующие группы методов работы с детьми:

        - игровая терапия;

        - рассказывание историй;

        - графические и скульптурные художественные методы;

        - поведенческие техники.

В. Оклендер выделяет следующие методы и формы:

        - рисуночные методы (рисование на заданную тему, на свободную тему, групповой рисунок, рисование с помощью пальцев, ног);

        - скульптурные методы (поделки из глины, пластическое моделирование, поделки из теста, дерева, коллажи и т.п.);

        - сочинение рассказов, поэзия;

        - методы по развитию сенсорного опыта;

        - драматургическое творчество (разыгрывание сцен, релаксация, медитация, движения тела);

        - игровая терапия (игры с песком, куклами и т.п.).

В. Оклендер не рассматривает поведенческие методы и особо выделяет драматургическое творчество и методы по развитию сенсорного опыта, так как они наиболее приближены к основной задаче психотерапии – помощь в осознании того, что с ним происходит «здесь и сейчас», осознавании себя, своих чувств и потребностей.

        Согласно В. Оклендер, «драматургическое творчество (разыгрывание сцен, ролевые игры, пантомима) помогает детям становиться ближе к самим себе, потому что позволяет выйти за пределы самих себя. В ролевых играх дети никогда не покидают самих себя по-настоящему: опыт импровизации позволяет им в большей степени выразить себя». Драматургия превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего Я и выразить их, что способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе.