Файл: Рабочая программа учителяЖерновой С. Ф по курсу Математическая грамотность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа Реутов
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №5»
____________И.К.Евдокимова
«_____» ________2021 г.
Рабочая программа учителяЖерновой С.Ф..
по курсу «Математическая грамотность»
4-А класс
2021-2022 учебный год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математическая грамотность» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа «Математическая грамотность» предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель:развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -
расширять математические знания в области чисел; -
содействовать умелому использованию символики; -
правильно применять математическую терминологию; -
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая -
внимание на количественных сторонах; -
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 30 часов в год, 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД
- готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
-контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
-контролировать выполнение задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
Познавательные УУД:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.
Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
-объяснять свои действия;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-решать задачи в 3-5 действий; находить разные способы решения задачи;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа. Арифметические действия. Величины. 10 ч. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Мир занимательных задач. 14 ч. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая мозаика. 6 ч. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы | Кол-во часов |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 10 |
2. | Мир занимательных задач | 14 |
3. | Геометрическая мозаика | 6 |
| Итого | 30 |
Формы организации
Преобладающие формы организации занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных, сказки на математические темы, конкурсы.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | План. дата | Факт. дата | Примечание |
| Интеллектуальная разминка | 20.09-24.09 | | |
| Числа-великаны | 27.09-01.10 | | |
| Мир занимательных задач | 11.10-15.10 | | |
| Кто что увидит? | 18.10-22.10 | | |
| Римские цифры | 25.10-29.10 | | |
| Числовые головоломки | 01.11-05.11 | | |
| Секреты задач | 08.11-12.11 | | |
| В царстве смекалки | 22.11-26.11 | | |
| Математический марафон | 29.11-03.12 | | |
| «Спичечный» конструктор | 06.12-10.12 | | |
| Выбери маршрут | 13.12-17.12 | | |
| Интеллектуальная разминка | 20.12-24.12 | | |
| Математические фокусы | 10.01-14.01 | | |
| Занимательное моделирование | 17.01-21.01 | | |
| Математическая копилка | 24.01-28.01 | | |
| Какие слова спрятаны в таблице? | 31.01-04.02 | | |
| «Математика — наш друг!» | 07.02-11.02 | | |
| Решай, отгадывай, считай | 14.02-18.02 | | |
| В царстве смекалки | 28.02-04.03 | | |
| В царстве смекалки | 07.03-11.03 | | |
| Числовые головоломки | 14.03-18.03 | | |
| Мир занимательных задач | 21.03-25.03 | | |
| Мир занимательных задач | 28.03-01.04 | | |
| Математические фокусы | 11.04-15.04 | | |
| Интеллектуальная разминка | 18.04-22.04 | | |
| Блиц-турнир по решению задач | 25.04-29.04 | | |
| Математическая копилка | 03.05-06.05 | | |
| Геометрические фигуры вокруг нас | 10.05-13.05 | | |
| Математический лабиринт | 16.05-20.05 | | |
| Математический праздник | 23.05-31.05 | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС
№ | Дата | Тема | Содержание занятий |
1 | | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2 | | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? |
3 | | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
4 | | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
5 | | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
7 | | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
8 | | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) |
9 | | Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
10-11 | | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
| |||
12 | | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
13 | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
14 | | Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. |
15-17 | | Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
| |||
| |||
18 | | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
19 | | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. |
20 | | «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 | | Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
22-23 | | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
| |||
24 | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
25-26 | | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. |
| |||
27 | | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
28-29 | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30 | | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
31 | | Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач |
32 | | Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
33 | | Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
34 | | Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
Итого: 34 ч |