ВУЗ: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Информатика
Добавлен: 02.02.2019
Просмотров: 943
Скачиваний: 26
Министерство здравоохранения республики казахстан
РГП на ПХВ «Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»
Кафедра ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Силлабус
Дисциплина: ИНФОРМАТИКА
Код дисциплины: Inf 1105
Специальность: 5В110300- «Медико-профилактическое дело»
Объем учебных часов/кредитов*:135/3
Курс и семестр изучения: 1 курс 1-2 семестр
Актобе, 2013 г
Силлабус (рабочая программа студента) составлена кафедрой естественно-научных дисциплин курса информатики на основании типовых учебных программ циклов социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин высшего профессионального образования, утвержденных приказом МОиН РК от 12 июля 2005 года № 480
Обсуждена на заседании кафедры от «_29_»_августа____2013г.
Протокол №_______
Руководитель кафедры__________________ Изтлеуов М.К.
Сведения о преподавателях:
Изтлеуов Марат Капенович, доктор медицинских наук, профессор, руководитель кафедры.
Нургалиева Дарига Утебаевна, магистр, старший преподаватель
Емжарова Гульмира Уахитовна, старший преподаватель
Ахметова Айнур Болатовна, магистр, старший преподаватель
Байменшина Раушан Мырзагалиевна магистр, преподаватель информатики.
Жумашева Алмагуль Колганатовна магистр, преподаватель информатики.
Самбаева Санимгуль Сериковна, магистр, старший преподаватель
Алпысбаева Гүлнұр Қозыбаққызы магистр, преподаватель информатики.
Сакыпова Дана Сериккаликызы магистр, преподаватель информатики
Умирзакова Жанат Серикбаевна магистр, преподаватель информатики
Контактная информация:
Ул.Маресьева,70,УЛК-2, кафедра естественно-научных дисциплин,телефон:56-48-66.
Политика дисциплины:
Информатика является обязательной дисциплиной для изучения студентами медицинских вузов. Вне зависимости от сферы профессиональной деятельности врач должен обладать достаточными знаниями методических подходов, используемых в информатике, ориентироваться в большом разнообразии различных прикладных программ общего и специального назначения, знать основы компьютерных методов статистической обработки медико-биологических данных, автоматизированных медицинских систем учета, анализа и диагностики. Поэтому в систему обучения специалиста информатика вводится как обязательная дисциплина, вне зависимости от избранной медицинской или фармацевтической специальности. Необходимые навыки для будущей профессиональной деятельности и теоретические знания студенты получают на практических занятиях. К экзамену допускаются студенты, окончившие три кредита и не имеющие задолженностей по практическим занятиям и по СРС вне аудиторным заданиям.
1. Введение: В связи с широкой информатизацией здравоохранения наступила необходимость подготовки будущих врачей, знающих основы информатики и информатизации медицинской науки, а также знакомых с новыми компьютерными технологиями.
2. Цель дисциплины: Ознакомление студентов медицинских вузов с основами информатики и методами информатизации здравоохранения, новыми компьютерными технологиями, а также формирование умений и навыков по использованию в практической деятельности имеющихся возможностей информатизации на современном уровне.
3. Задачи обучения:
-
формирование способности использовать современные компьютерные программы в своей профессиональной деятельности;
-
применение пакета программ «Медицинской статистики» в медико-биологических исследованиях;
-
формирование умений и навыков алгоритмизации и программирования медико-биологических задач;
-
ознакомление студентов с целями и задачами Программы формирования «Электронного правительства» в РК, анализом современного состояния информатизации государственных органов, основными направлениями и механизмом реализации программы;
-
формирование способности использовать локальные сети и Internet.
4. Конечные результаты обучения:
-
Студент должен знать:
-
основы организации своего труда;
-
необходимые сведения о компьютерах;
-
основы компьютерного метода сбора, хранения и обработки информации, необходимой специалисту в сфере профессиональной деятельности;
-
основы алгоритмизации и программирования;
-
новые компьютерные технологии;
-
примеры использования пакетов прикладных программ;
-
примеры обработки медико-биологической информации с помощью ЭВМ;
-
основы методов сбора и анализа информации о состоянии здоровья населения (региона, производственных коллективов, детских учреждений).
-
Студент должен уметь:
-
запускать компьютер в работу;
-
обращаться с новыми технологиями;
-
составлять простейшие алгоритмы решения задач медико-биологического содержания;
-
писать простейшие программы для решения задач медико-биологического содержания;
-
работать со стандартными и прикладными программами.
-
Студент должен владеть навыками:
-
работы с компьютером, использования прикладных программ;
-
пользования ресурсами Internet;
-
применения статистических методов анализа;
-
пользования электронными услугами, предоставляемыми «Электронным правительством»;
-
использования телемедицины и других коммуникационных технологий.
5. Пререквизиты:
Для повышения эффективности освоения дисциплины необходимо знание базового школьного курса информатики, физики, математики
Постреквизиты:
Применение основ информатики при изучении многих дисциплин, например «Биостатистика», «Общая гигиена».
6. Краткое содержание дисциплины.
Информатика как единство науки и технологии. Структура современной информатики. Информация, её виды и свойства. Носители данных. Операции с данными. Булева алгебра. Графы и деревья. Логические элементы компьютера. Организация машины: принципы фон Неймана, управляющее устройство, системы команд и типы команд. Ввод/ вывод и прерывания. Устройство памяти компьютера. Устройства ввода-вывода. Стратегии решения задач и поиск решений. Концепции и свойства алгоритмов, реализации алгоритмов. Блок- схемы как графическая реализация алгоритмов. Конечные автоматы. Машина Тьюринга итмашина Поста. Основные конструкции программирования. Обзор современного прикладного программного обеспечения. Средства обработки информации. Табличные процессоры. Издательские системы. Системы управления базами данных. Графические редакторы. Мультимедийные приложения. Основные концепции операционных систем. Сети и телекоммуникации. Технологии разработки web-приложений. Информационная безопасность и ее составляющие. Антивирусные программы. Информационно-коммуникационные технологии. Инфраструктура «электронного правительства». Технологии построения и анализа бизнес- процессов. Принципы разработки технических заданий. Основы электронного обучения «E-Learning». Методы электронного обучения. Основные компоненты «E-Learning». Методики оценивания знаний. Современные технологии создания дистанционных курсов в среде «E-Learning».
7. Тематический план занятий: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельных под руководством преподавателя*, задания самостоятельной работы).
Тематический план практических занятий
1 – семестр
№ |
Тема практического занятия |
Кол-во часов |
Дни недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Введение в информатику. Предмет, объект и составные части информатики. |
2 |
1 |
2. |
Архитектура современной вычислительной техники. |
2 |
2 |
3. |
Алгоритмы и алгоритмические структуры. |
2 |
3 |
4. |
Программа и языки программирования. Современные языки высокого уровня. |
2 |
4 |
5 |
Описание линейных и разветвляющихся алгоритмов на языке Turbo Pascal. |
2 |
5 |
6 |
Описание циклических алгоритмов на языке Turbo Pascal. |
2 |
6 |
7 |
Программирование на языке Turbo Pascal. Массивы и подпрограммы. |
2 |
7 |
8 |
Основы языка программирования HTML. |
2 |
8 |
|
Рубежный контроль |
|
|
9 |
Создание web страниц |
2 |
9 |
10 |
Объектно-ориентированное программирование на языке Delphi. |
2 |
10 |
11 |
Создание приложений на языке Delphi. |
2 |
11 |
12 |
Основы программы SAS (Stastical Analysis System). |
2 |
12 |
13 |
Организация ввода данных в программу SAS |
2 |
13 |
14 |
Статистическая обработка медико-биологических данных. |
2 |
14 |
15 |
Антивирусные программы. Архиваторы. |
2 |
15 |
|
Рубежный контроль |
|
|
|
Всего |
30 |
|
Тематический план самостоятельных работ под руководством преподавателя
№ |
Тема практического занятия |
Кол-во часов |
Дни недели |
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Введение в информатику. Предмет, объект и составные части информатики. |
2 |
1 |
2. |
Архитектура современной вычислительной техники. |
2 |
2 |
3. |
Алгоритмы и алгоритмические структуры. |
2 |
3 |
4. |
Программа и языки программирования. Современные языки высокого уровня. |
2 |
4 |
5 |
Описание линейных и разветвляющихся алгоритмов на языке Turbo Pascal. |
2 |
5 |
6 |
Описание циклических алгоритмов на языке Turbo Pascal. |
2 |
6 |
7 |
Программирование на языке Turbo Pascal. Массивы и подпрограммы. |
2 |
7 |
8 |
Основы языка программирования HTML. |
2 |
8 |
|
Рубежный контроль |
|
|
9 |
Создание web страниц |
2 |
9 |
10 |
Объектно-ориентированное программирование на языке Delphi. |
2 |
10 |
11 |
Создание приложений на языке Delphi. |
2 |
11 |
12 |
Основы программы SAS (Stastical Analysis System). |
2 |
12 |
13 |
Организация ввода данных в программу SAS |
2 |
13 |
14 |
Статистическая обработка медико-биологических данных. |
2 |
14 |
15 |
Антивирусные программы. Архиваторы. |
2 |
15 |
|
Рубежный контроль |
|
|
|
Всего: |
30 |
|
Тематический план практических занятий
2 семестр
№ |
Тема практического занятия |
Кол-во часов |
Дни недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Программное обеспечение компьютера. Операционные системы. |
|
1 |
2 |
Прикладное программное обеспечение. Текстовый процессор. |
|
2 |
3 |
Текстовый процессор. Работа с текстом, форматирование и редактирование |
|
3 |
4 |
Текстовый процессор. Создание и редактирование таблиц. |
|
4 |
5 |
Текстовый процессор. Работа с формулами. Создание форм. |
|
5 |
6 |
Прикладное программное обеспечение. Табличный процессор |
|
6 |
7 |
Табличный процессор. Работа с мастером функций. |
|
7 |
|
Рубежный контроль |
|
|
8 |
Табличный процессор. Создание диаграмм. |
|
8 |
9 |
Табличный процессор. Проведение статистической обработки данных. |
|
9 |
10 |
Прикладное программное обеспечение. Программа создания презентации. |
|
10 |
11 |
Создание шаблонов презентации с применением мультимедиа. |
|
11 |
12 |
Прикладное программное обеспечение. Система управления базами данных. |
|
12 |
13 |
Система управления базами данных. Использование конструктора таблиц. |
|
13 |
14 |
Информационно-коммуникационные технологии. Интернет. |
|
14 |
15 |
Инфраструктура «Электронного правительства Казахстана». Электронная администрация. |
|
15 |
|
Всего: |
15 |
|
Тематический план самостоятельных работ под руководством преподавателя
№ |
Тема практического занятия |
Кол-во часов |
Дни недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Программное обеспечение компьютера. Операционные системы. |
|
1 |
2 |
Прикладное программное обеспечение. Текстовый процессор. |
|
2 |
3 |
Текстовый процессор. Работа с текстом, форматирование и редактирование |
|
3 |
4 |
Текстовый процессор. Создание и редактирование таблиц. |
|
4 |
5 |
Текстовый процессор. Работа с формулами. Создание форм. |
|
5 |
6 |
Прикладное программное обеспечение. Табличный процессор |
|
6 |
7 |
Табличный процессор. Работа с мастером функций. |
|
7 |
|
Рубежный контроль |
|
|
8 |
Табличный процессор. Создание диаграмм. |
|
8 |
9 |
Табличный процессор. Проведение статистической обработки данных. |
|
9 |
10 |
Прикладное программное обеспечение. Программа создания презентации. |
|
10 |
11 |
Создание шаблонов презентации с применением мультимедиа. |
|
11 |
12 |
Прикладное программное обеспечение. Система управления базами данных. |
|
12 |
13 |
Система управления базами данных. Использование конструктора таблиц. |
|
13 |
14 |
Информационно-коммуникационные технологии. Интернет. |
|
14 |
15 |
Инфраструктура «Электронного правительства Казахстана». Электронная администрация. |
|
15 |
|
Всего: |
15 |
|
8.Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план самостоятельной работы студента
№ |
Наименование темы занятия |
Кол-во часов |
|
Кредит №1. |
|
1. 1 |
Система классификации и кодировки в здравоохранении. |
7 |
2. 2 |
Основы дискретной математики Логические элементы компьютера. |
6 |
3 |
Организация машины: принцип фор Неймана, управляющие устройства, системы команд и типы команд. Конечные автоматы. Машина Тьюринга и машина Поста. |
7 |
|
Кредит №2 |
|
4 |
Управление информацией этических и правовых концепции в системе здравоохранения |
6 |
5 |
Системы искусственного интелекта. Экспертные системы |
7 |
|
Кредит №3 |
|
6 |
Основы электронного дистанционного обучения «E-Learning». |
6 |
7 |
Медицинские информационные системы. |
6 |
|
Всего: |
45 |
План организации самостоятельной работы студента (СРС)
1 семестр
№ |
Тема/подметы СРС |
Задания/формы проведения СРС |
Формы контроля СРС |
График контролия СРС |
1 |
Система классификации и кодировки в здравоохранении. |
Классификация системы здравоохранения. Системы кодирования. |
Реферат |
На 3 неделе |
2 |
Основы дискретной математики. Логические элементы компьютера. |
Функции, отношения и множества. Основы логики, логика высказываний, логические связки, таблицы истинности. Графы и деревья: деревья, неориентированные графы, ориентированные графы, стратегии обхода графов. |
Презентация |
На 5неделе |
3 |
Организация машины: принцип фон Неймана, управляющие устройства, системы команд и типы команд. Конечные автоматы. Машина Тьюринга и машина Поста. |
Организация машины: принципы фон Неймана, управляющее устройство, системы команд и типы команд. Ввод/ вывод и прерывания. Устройство памяти компьютера. Устройства ввода-вывода. Конечные автоматы. |
Презентация |
На 9 неделе |
4 |
Управление информацией этических и правовых концепции в системе здравоохранения |
Основные понятия, используемые в Государственной программе формирования «Электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы: э- правительство,иэ-услуга, государственная услуга, ИКТ,иэ- банкинг, информационное неравенство, поставщик э-услуг. Нормативная правовая база создания э- правительство: закон РК «об электронном документе и электронной цифравой подписи», закон РК «об информатизации». Архитектура «Электронного правительства». Услуг «Электронного правительства»: образование, наука и здравоохранение. |
презентация |
На 11 неделе |