Файл: По развитию звукослогового анализа и синтеза у воспитанников подготовительной группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Система работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у воспитанников подготовительной группы»

2 сл. Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности.

Таким образом, решение проблемы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза по воспитанникам подготовительной группы широко востребована в практике работы детских садов, но недостаточно рассматривается и требует своей дальнейшей разработки.

3 сл. Надлежит обратить внимание на требования ФГОС ДО[25] по подготовке к грамоте (на слайде):

  • достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;

  • развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);

  • правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

  • выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

4 сл. Также в связи с введением единой ФОП ДО[26], стоит обратить внимание на следующие требования по подготовке к грамоте (на слайде):

Воспитатель:

  • формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте;

  • учит понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи;

  • формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими;

  • обучает сравнивать слова по протяженности.

  • помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

5 сл. Исходя из этого, цель нашего исследования изучить особенности организации системы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза с воспитанниками подготовительной группы

Объект исследования
(на слайде) система работы детского сада по подготовке детей к обучению грамоте.

Предмет исследования (на слайде): система работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза с воспитанниками подготовительной группы детского сада.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что возможно повышение уровня развития умений звуко-слогового анализа и синтеза у воспитанников подготовительной группы в том случае, если:

  1. создана система работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза, включающая занятия и игры в совместной деятельности воспитателей с детьми;

  2. при создании игр и упражнений используются средства цифровой педагогики (компьютеры).

6 сл. Задачи исследования. (на слайде)

    1. Изучить, систематизировать и обобщить научно-теоретические основы системы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза с воспитанниками подготовительной группы детского сада.

    2. Обследовать уровень развития умений звуко-слогового анализа и синтеза детей 6-7 лет.

    3. Разработать и апробировать систему работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза с воспитанниками подготовительной группы детского сада.

    4. Повторно изучить уровень развития умений звуко-слогового анализа и синтеза детей 6-7 лет.

    5. Провести сравнительный анализ результатов исследовательской деятельности и сделать выводы об эффективности проведённой работы.

7 сл. Методы исследования (на сладе):

  • теоретические:

  • эмпирические:

  • статистические:


8 сл. Теоретические основы исследования

Фонетические особенности описаны в исследованиях таких ученых, как Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.

Зависимость между уровнем речевого развития и возможностями ребёнка овладения грамотой проводили ученые: Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др

9 сл. Экспериментальная база исследования

Реализация формирующего этапа разработанной системы проходила на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 160» города Нижнего Новгорода Ленинского района, в исследовании принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). В

экспериментальную и контрольную группы входило по 15 дошкольников. В исследовании принимали участие дети, часто посещающие детский сад.

Эксперимент проводился с целью выявления эффективности разработанной экспериментальной методики и состоял из трёх этапов(на слайде):

10 сл. Экспериментальная база исследования: состав экспериментальной и контрольной групп представлены на экране.

11 сл. Констатирующий этап

цель которого, выявить первоначальный уровень сформированности языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет.

Задачи на экране

12 сл. Была использована в практической части методика Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Экспресс-методика изучения уровня сформированности языкового анализа и синтеза и готовности к языковому анализу».

13 сл. (схемы на слайде) По окончании проведенной первоначальной диагностики была проведена обработка данных и проведена оценка уровня сформированности умений языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет. Таким образом, видно, что по результатам исследования первоначальный уровень сформированности языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет различен. Исходя из полученных результатов, мы определили уровни развития уровня языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет в контрольной и экспериментальной группах.

14 сл. Формирующий эксперимент

Цель: Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили необходимость разработать систему работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с использованием игр и упражнений с применением средств цифровой педагогики (компьютерные игры).

15 сл. На этапе формирующего эксперимента работы решались следующие задачи (на слайде)
16 сл. Этапы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза представлены на экране

Работа с родителями проводилась следующая:

- проведение консультаций (обсуждение проблем развития речи у старших дошкольников);

- проведение бесед (знакомство родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях);

- мастер-класс (знакомство родителей с компьютерными играми по звуко-слоговому анализу и синтезу)

Проведено анкетирование родителей на тему: «Речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста»..
17-18 сл. Нами был проведён подбор комплекса игр для детей
старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ по сборнику «Игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза» (работа с интерактивной доской).
Проведённый нами формирующий эксперимент носил целенаправленный характер и был направлен на создание необходимых условий для развития уровня языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет.

19 сл. Контрольный этап

Цель - провести повторную диагностику для определения развития языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет.

Задачи на данном этапе работы( на слайде):

20 сл. Повторная диагностика проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. При оценке уровня сформированности умений языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет использовались те же критерии, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты контрольного обследования показали общую, итоговую картину развития языкового анализа и синтеза у детей.

21 сл. Можно сделать вывод, что экспериментальная группа дошкольников продемонстрировала значительную положительную динамику, в то время как у контрольной группы ситуация не изменилась.

Выводы, полученные в результате этого исследования, подтверждают эффективность использования средств цифровой педагогики (компьютеры) для развития языковых навыков дошкольников подготовительной группы.

Можно сделать вывод о том, что гипотеза подтверждена, а цель исследования достигнута.

Словарь понятий по теме: формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

  • Фонематическийанализ- мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение - слова - слога - звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

  • Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга

  • Навыкавтоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

  • Языковая структура – множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующие определенное единство и целостность.

  • Языковой анализ – совокупность приемов, систематически применяемых при изучении всех сторон языка: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики – с целью выявления структуры, типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использования в тексте и пр.

  • Синтез – логическая операция мышления; процесс воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое; необходимый этап познания.


  • Языковойанализисинтез- предполагает анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез, анализ и синтез структуры предложения.

  • Слоговойанализисинтез- предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Он помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой единицей, делится на звуки.

  • Фонематическийанализисинтез- предполагает умение выделять звуки на фоне слова. Опыт показывает, что у детей с нарушениями интеллекта именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдаёт.

  • Принцип (от латинского «принципиум»- начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека. Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации нарушения речи.

  • Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

  • Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

  • Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

  • Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.