Файл: 1 понятие, предмет, метод и источники предпринимательского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА № 1: «ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА».

 

Понятие и сущность предпринимательства.

Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности предприятия, особое место принадлежит предпринимательству. Еще недавно этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях административно-командной системы вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, иногда даже уничтожались. Сегодня, когда общество движется к рынку, каждый должен без всякой предвзятости осмыслить, что же такое предпринимательство.

Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства — в силу той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как «экономику свободного предпринимательства».

В Гражданском кодексе РФ (ст. 2, ч.З) предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

— предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

— предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

— предприниматель — это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела; — предприниматель — это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив.


Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, т. е. обладать быстрой реакцией, обладать склонностью и умением принимать нестандартные решения, разбираться в людях, точно оценивать их достоинства и недостатки. Все эти свойства включаются в столь сложный «сплав», что он становится сравним с талантом. Обстоятельства могут раскрыть предпринимательский талант, а могут и загубить его.

А какую роль играет образование в формировании предпринимательских способностей? Вопрос, не имеющий однозначного ответа. Во всяком случае, профессиональные экономические знания помогают с большей степенью вероятности оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать большее число вариантов этих решений и их последствий, обеспечивают более широкий экономический кругозор, т. е. то, что представляет собой необходимое условие предпринимательской деятельности.

Но что особенно важно, тем более для современных российских предпринимателей, и что не дается ни природой, ни образованием, а есть не что иное, как продукт воспитания (и не только семейного, но и общественного) и самовоспитания, так это зтика деловых отношений. Ее требования — обязательность, ответственность и честность. На них опираются все правила поведения подлинного предпринимателя в современном значении этого понятия. Как утверждают сами предприниматели, в бизнесе быть честным выгодно. Обмануть партнера дано только раз, так как за этим потянется уничтожающая предпринимателя «слава». И наоборот, честное, неукоснительное соблюдение своих обязательств рождает репутацию надежности, открывает «кредит» доверия.

Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора» (ст. 1, п. 2 ГК РФ), то вторая форма предпринимательства — коллективная — предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий.



Понятие, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права.

Предпринимательское право — отрасль российского права. Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированнные нормами предпринимательского права.

Методы правового регулирования

Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

  • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)

  • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения) Используются следующие методы: 

  • Метод автономных решений — метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.

  • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

  • Метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

  • Метод запретов. Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Источники предпринимательского права.

Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

 Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:

1. Конституция РФ, которая:

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:


- в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);

- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9);

- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

-  равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);

-  гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);

-  возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).

  1. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

  2. Федеральные законы.

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности;

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

 г) федеральные законы, регулирующие   отдельные виды предпринимательской деятельности:

  1. Подзаконные акты:

а)  указы Президента РФ;

б)  постановления Правительства РФ;

в)  нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

  1. Нормативные правовые акты субъектов РФ.  

  2. Муниципальные правовые акты.

  3. Обычаи делового оборота.  

  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.




продолжить

ТЕМА № 2: «СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА».

 

Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательского права – это гражданепредприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, муниципальные образования. Субъекты предпринимательского права могут длительное время не вступать ни в какие правоотношения, в том числе и предпринимательские. Однако, вступив в предпринимательские правоотношения, субъект становиться субъектом предпринимательского правоотношения.

Субъект предпринимательского правоотношения всегда конкретен. Субъекты предпринимательских правоотношений – это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые субъективными правами и юридическими обязанностями в сфере хозяйствования.

Нормативное определение субъекта предпринимательского права в статьях 25 (предпринимательская деятельность гражданина), 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.

В них указывается, что хозяйствующие субъекты – это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Рассмотрим признаки субъектов предпринимательского права.

  1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

  2. Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.