Файл: Взаимосвязь физкультуры и спорта студента и его образ жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмо-

циями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и полу-

чить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет на-

правленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности.

Можно выделить следующие мотивы:

* физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить

темпы собственного, развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания и уважения

* дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с

друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

* долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по

физической культуре, выполнять требования учебной программы;

* соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвер-

диться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым,

достичь как можно большего;

* подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто дос-

тиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

* спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значи-

тельных результатов;

* процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате

деятельности, а на самом процессе занятий;

* игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, от-

дыха;

* комфортности, определяющий желание заниматься физическими уп-

ражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом

важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когдауровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес— познакомиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства.


Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина по

требности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др.

Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его при

годности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором

средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его пока

зателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической

культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. Вповеденческом

компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные

способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведен-

ческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализован-

ными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физ-

культурно-спортивной деятельности, которые связаны:

* с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональ-

ность, новизна, разнообразие, общение и др.);

* с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навы-

ков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя,

улучшение результата и др.);

« с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное раз-

витие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-

спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и

личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-

положительное,пассивноположительное,индифферентное,пассивноотрицательное и активно отрицательное отношения.

При активно положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми моти-



вами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивныхмероприяти-

ях. Индифферентное отношение — это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к

физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее

глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть/быстро возникающее,стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект(быстровозникающеекратковременное эмоциональное состояние,вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях фнзкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соот-

ветствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, тобуду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость,т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувствобоязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании


несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решитель

ность, характеризуемая минимальным временем принятия решени взначимой

для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение..

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воз-

действие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, че-

ловек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физиче

ских возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ейнаиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-

трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динами-

ческое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной, структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты

— один их эффективных механизмов слияния общественного и личного инте

ресов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребно-

стей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическуюи духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат.


Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направ-

лениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности,

т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности,тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая

культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизиро-

вать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно

реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни,

профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокуль-

турной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образова-

тельного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства

и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с куль-

турой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, на-

правленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их куль

турным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния,при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования,самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.