Файл: 1. Краткая характеристика деятельности банка Организация расчетнокассового обслуживания клиентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это стало возможным благодаря утверждению Приказа Минфина России и МНС России от 23.05.2003 N 46н/БГ-3-10/266 (с изм. и доп. от 10.10.2003) "Об обмене информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации".

Главными препятствиями на пути завершения работы по централизации операций по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, нам представляются:

  1. отсутствие электронного документооборота УФК с учреждениями Банка России в УФК по Республике Дагестан, Ингушской и Чеченской Республикам и электронного документооборота в платежной системе Банка России на территориях этих субъектов Российской Федерации;

  2. плохое качество заполнения платежных документов, поступающих для учета и распределения доходов в УФК, в результате чего большой объем платежей в доход бюджета, попадая в невыясненные поступления, задерживается на счетах УФК;

  3. поступление в УФК от РКЦ Банка России и полевых банков платежных документов на бумажном носителе, например инкассовых поручений и платежных ордеров банков. В том же виде ГУФК передает их в УМНС, что сильно затрудняет обработку и контроль платежей. Банк России в настоящее время уделяет внимание этой проблеме, и по полевым банкам уже завершена подготовительная работа по их подключению к электронной системе межрегиональных расчетов. Со своей стороны УМНС и УФК совместно работают по этому вопросу с банками, которые формируют неполноформатные электронные платежные документы;

  4. затянувшееся решение вопроса со АО Россельхозбанком России об обеспечении автоматизированного формирования его структурными подразделениями платежных документов, а также группировке платежных документов форм N ПД (налог) и N ПД-4сб (налог) в разрезе трех показателей - ИНН налогового органа, кода бюджетной классификации (КБК) и кода муниципального образования по ОКАТО;

  5. отсутствие в некоторых регионах единого потока местных, региональных и федеральных налогов на счет органа федерального казначейства. Если повсеместно удастся соединить потоки региональных и местных налогов с потоком федеральных налогов, направив их на счет органа федерального казначейства, то это будет удобно и налогоплательщикам, и налоговым органам. Во многих регионах такое объединение уже произошло. Однако не все региональные органы исполнительной власти согласны с подобным подходом, а без их согласия УФК не могут закрыть дополнительные счета по учету региональных налогов и сборов, распределяемых органами федерального казначейства.


Устранение всех названных недостатков - задача нынешнего и предстоящего года.

При условии закрытия до конца этого года всех счетов ОФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, с 1 января 2003 г. можно будет закрыть промежуточные банковские счета УФК по учету доходов федерального бюджета и доходов и иных поступлений федерального бюджета, направляемых на осуществление платежей из федерального бюджета, которые задерживают на один день возможность использования полученных федеральных доходов. В ближайшее время необходимо также формализовать в банковских платежных документах поля, содержащие необходимую информацию для Минфина России и МНС России. Это играет важную роль в снижении трудоемкости обработки информации о доходах органами федерального казначейства и правильности распределения доходов.

Сегодня принимаются меры для ускорения обработки выписок со счетов УФК и распределения доходов по установленным нормативам между соответствующими бюджетами и перечисления их по назначению в тот же день. Это нелегкая задача, так как в день в некоторых УФК бывает около 30 тыс. платежей (например, по Нижнему Новгороду), а в Москве в день ожидается около 60 тыс. операций.

В настоящее время ГУФК и МНС работают над внесением изменений в нормативные документы, регулирующие порядок учета и распределения доходов, а также в совместные приказы, регулирующие обмен информацией между УФК и УМНС. Так, с 1 сентября 2002 г. введена ежедневная отчетность УФК по доходам федерального бюджета, представление которой при централизации доходных операций на едином счете не составляет больших трудностей. ГУФК, ежедневно получая информацию по доходам, будет ее консолидировать в день получения и еще до получения выписки банка точно знать, какими средствами оно будет располагать завтра на счете по учету средств федерального бюджета не только в целом, но и в разрезе кодов бюджетной классификации и регионов, что очень важно в целях точного прогнозирования исполнения федерального бюджета.

Кроме того, Минфином России разработан новый ежемесячный отчет по поступлениям в консолидированный бюджет Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, введенный с 1 октября 2002 г. Указаниями Минфина России от 09.08.2002 N 03-01-01/08-332. Это совершенно новый отчет, в составе которого предусмотрена информация, ранее не обобщаемая в казначейской системе. В нем отражены все налоговые и неналоговые поступления в бюджетную систему, которые учитываются органами федерального казначейства. В развернутом виде показываются зачеты, возвраты, учтенные льготы, а также отражаются фактические перечисления во все уровни бюджетов, т.е. банковские и внебанковские операции. Эти ценные сведения могут быть получены УФК при введении единого счета по учету налогов и сборов, распределяемых органами федерального казначейства, практически на следующий день после окончания месяца и должны сверяться по остаткам на счетах с отчетом банка. Минфин России имеет возможность ежемесячно проверять по этому отчету соблюдение нормативов распределения доходов.



В настоящее время ход реализации Концепции функционирования ЕКС можно охарактеризовать следующим образом.

Счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства". В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации завершена централизация операций по учету доходов федерального бюджета на уровне управлений федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации.

Все налоги и сборы, за исключением региональных и местных налогов в недотационных регионах, зачисляются на счета N 40101, открытые управлениям федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в учреждениях только Банка России (за исключением Эвенкийского АО, в котором отсутствуют учреждения Банка России; счета УФК по Эвенкийскому АО открыты в АО Россельхозбанке России), что ускорило получение отчетности по исполнению доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы и позволило обеспечивать соблюдение нормативов распределения доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также создало максимальные удобства для налогоплательщиков этих регионов в части обеспечения их права на своевременное получение из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации сумм излишне уплаченных налогов и сборов, а также налогов, подлежащих возврату в установленных законодательством Российской Федерации случаях (например, при возврате НДС по экспортной продукции). Ежедневно все федеральные доходы, поступившие за вчерашний день, перечисляются на ЕКС ГУФК.

Счет N 40105 "Средства федерального бюджета". По состоянию на текущую дату в 81 управлении федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации полностью внедрены элементы ЕКС в части исполнения федерального бюджета по расходам. Кроме того, 8 УФК по субъектам Российской Федерации осуществляют поэтапное внедрение элементов ЕКС N 40105.

Необходимо отметить, что опыт централизации безналичных операций на уровне управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в части средств федерального бюджета в настоящее время применяется и при осуществлении органами федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что также позволяет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления получать оперативную и достоверную информацию о состоянии средств региональных и местных бюджетов для принятия эффективных управленческих решений.

5. Организация межбанковских расчётов
Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:

1) централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР;

2) децентрализованный – основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.

В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ).

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.

Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).

Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт).

Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции.

Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.

Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа.


КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов.

Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров (ВЦ).

КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета.

Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО».

Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента.

Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега).

В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность:

1) о порядке установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документопробега;

2) о правилах обмена документами (на бумажном носителе, в виде электронного документа) и форме реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа);

3) об обязательствах банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корсчету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой;

4) о порядке действий банков при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;

5) об обязательствах банка-респондента по пополнению корсчета для оплаты расчетных документов, предъявленных к этому счету;

6) о кредитовании счета банком-корреспондентом;

7) об условиях расторжения договора, включая случай неисполнения банком-респондентом обязательств по пополнению своего счета.