Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебников в этот период не было. Изложение учителем учебного материала, считалось отсталым методом. Для советской трудовой школы считался приемлемым лишь один «исследовательский метод». Детям не сообщались «готовые знания», а они сами должны были исследовать поставленные учителем задачи в результате выполнения школой какого-либо «комплекса» и сами же делать вывод. В результате учащиеся получали лишь отрывочные знания. Школа не обеспечивала в достаточной степени подготовку для дальнейшего обучения в вузах. Дальнейшее обучение по «Комплексным» и «Проектно-комплексным» программам становилось невозможным, поскольку привело к тому, что школа перестала выполнять свои основные задачи. Она не давала необходимых знаний учащимся и не готовила их к практической деятельности. В 1932 г. было опубликовано второе постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», где были отмечены недочеты проектов программ, разработанных после первого постановления. Здесь же были даны указания о применении разнообразных методов обучения в зависимости от содержания, а не только одного универсального «исследовательского метода», как это практиковалось ранее. В результате выполнения постановлений о начальной и средней школе был разработан новый учебный план по естествознанию, включающий последовательное изучение ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и эволюционного учения. Все программы по биологии строились на основе принципа исторического развития органического мира и заканчивались курсом эволюционного учения. Такой принцип построения естествознания обеспечивал учащимся систематические знания, которые являлись неотъемлемой частью коммунистического воспитания учащихся. Были подготовлены новые стабильные учебники: учебник ботаники — Б. В. Всесвятским, учебник зоологии — М. Я. Цузмером, учебник анатомии и физиологии человека — А. Н. Кабановым, учебник по основам эволюционного учения — М. М. Беляевым.
Таким образом, постановления ЦК ВКП (б) 1931-1932 гг. о школе положили конец прожектерству и недооценке среднего образования. Началась борьба за систематические и прочные знания. В конце 60-тых – в 70-тых годах поставлен вопрос о перестройке школы в целом, о введении политехнического обучения, знаменующего новую эпоху в истории советской школы на основе осуществления марксистско-ленинского принципа соединения обучения с общественно-полезным трудом учащихся. Поставлены задачи дальнейшего повышения уровня народного образования: совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества подготовки и
уровня квалификации педагогических кадров, усиление работы по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах и другие вопросы учебно-воспитательного характера.
4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.
Содержание дисциплины последовательно выражается в:
- ГОСТе среднего образования по биологии;
-программах по биологии для средней школы;
-методических целях, определяемых учителем при изучении глав, разделов, тем уроков и других форм организации обучения.
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
-равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
-единства образовательного пространства в Российской Федерации;
-защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
-преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
-социальной защищенности обучающихся;
-социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
-прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
-основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям
, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
-разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
-объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
-объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
-определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
-установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
-установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 178-02)), а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по естествознанию представлен в виде набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы среднего (полного) общего образования по естествознанию. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной темы в рамках учебной программы.
Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и целями изучения естествознания.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения естествознания учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов по естествознанию для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
Методика обучения биологии как учебная дисциплина педагогического вуза имеет первостепенное значение для подготовки учителей биологии средней школы. В процессе ее изучения формируются профессиональные знания, умения и навыки студентов, что обеспечивает в будущем эффективное обучение биологии учащихся средней школы.
Как педагогическая область знаний данная методика характеризует процесс обучения учащихся с учетом закономерностей его осуществления. При этом рассматриваются внешние и внутренние закономерности обучения биологии.
К внешним закономерностям относятся: социальная обусловленность целей, задач обучения биологии в школе; содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития биологии и ее востребованностью в современном обществе; степень подготовленности выпускников школы к участию в жизни общества. Внутренние закономерности процесса обучения - зависимость результативности обучения учеников от методов и средств преподавания биологии; выбор методов, средств, форм и типов обучения биологии; взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе; зависимость движения и развития процесса обучения от степени овладения знаниями и умениями учащимися, их умственного развития и формирования отношений.