Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебников в этот период не было. Изложение учителем учебного материала, считалось отсталым методом. Для советской трудовой школы считался приемле­мым лишь один «исследовательский метод». Детям не сообща­лись «готовые знания», а они сами должны были исследовать поставленные учителем задачи в результате выполнения шко­лой какого-либо «комплекса» и сами же делать вывод. В ре­зультате учащиеся получали лишь отрывочные знания. Школа не обеспечивала в достаточной степени подготовку для даль­нейшего обучения в вузах. Дальней­шее обучение по «Комплексным» и «Проектно-комплексным» программам становилось невозможным, поскольку привело к тому, что школа перестала выполнять свои основные задачи. Она не давала необходимых знаний учащимся и не готовила их к практической деятельности. В 1932 г. бы­ло опубликовано второе постановление ЦК ВКП (б) «Об учеб­ных программах и режиме в начальной и средней школе», где были отмечены недочеты проектов программ, разработанных после первого постановления. Здесь же были даны указания о применении разнообразных методов обучения в зависимости от содержания, а не только одного универсального «исследовательского метода», как это практиковалось ранее. В результате выполнения постановле­ний о начальной и средней школе был разработан новый учебный план по естествознанию, включающий последовательное изучение ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и эволю­ционного учения. Все программы по биологии строились на основе принципа исторического развития органического мира и заканчивались курсом эволюционного учения. Такой принцип построения естествознания обеспечивал учащимся систематические знания, которые являлись неотъемлемой частью коммунистиче­ского воспитания учащихся. Были подготовлены новые ста­бильные учебники: учебник ботаники — Б. В. Всесвятским, учебник зоологии — М. Я. Цузмером, учебник анатомии и фи­зиологии человека — А. Н. Кабановым, учебник по основам эволюционного учения — М. М. Беляевым.

Таким образом, постановления ЦК ВКП (б) 1931-1932 гг. о школе положили конец прожектерству и недооценке среднего образования. Началась борьба за систематические и прочные знания. В конце 60-тых – в 70-тых годах поставлен вопрос о перест­ройке школы в целом, о введении политехнического обучения, знаменующего новую эпоху в истории советской школы на ос­нове осуществления марксистско-ленинского принципа соеди­нения обучения с общественно-полезным трудом учащихся. Постав­лены задачи дальнейшего повышения уровня народного образования: совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества подготовки и
уровня квалификации педагогических кадров, усиление работы по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонностей молодежи и пот­ребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах и другие вопросы учебно-воспитательного характера.
4.Содержание и особенности биологических предметов в средней общеобразовательной школе. Стандарт биологического образования.

Содержание дисциплины последовательно выражается в:

- ГОСТе среднего образования по биологии;

-программах по биологии для средней школы;

-методических целях, определяемых учителем при изучении глав, разделов, тем уроков и других форм организации обучения.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

-равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

-единства образовательного пространства в Российской Федерации;

-защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

-преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

-социальной защищенности обучающихся;

-социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

-прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

-основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям

, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

-разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

-объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

-объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

-определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

-установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

-установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 178-02)), а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.


Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по естествознанию представлен в виде набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы среднего (полного) общего образования по естествознанию. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной темы в рамках учебной программы.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и целями изучения естествознания.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения естествознания учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов по естествознанию для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.

Методика обучения биологии как учебная дисциплина педагогического вуза имеет первостепенное значение для подготовки учителей биологии средней школы. В процессе ее изучения формируются профессиональные знания, умения и навыки студентов, что обеспечивает в будущем эффективное обучение биологии учащихся средней школы.

Как педагогическая область знаний данная методика характеризует процесс обучения учащихся с учетом закономерностей его осуществления. При этом рассматриваются внешние и внутренние закономерности обучения биологии.

К внешним закономерностям относятся: социальная обусловленность целей, задач обучения биологии в школе; содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития биологии и ее востребованностью в современном обществе; степень подготовленности выпускников школы к участию в жизни общества. Внутренние закономерности процесса обучения - зависимость результативности обучения учеников от методов и средств преподавания биологии; выбор методов, средств, форм и типов обучения биологии; взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе; зависимость движения и развития процесса обучения от степени овладения знаниями и умениями учащимися, их умственного развития и формирования отношений.