Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существенную часть работы на учебно-опытном участке составляет опытничество. Опыт ведет группа человек, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. В летнее время ведется индивидуальная работа. Рекомендуется вести дневник опыта - тетрадь, в которой отражают состояние опытных растений.
Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.
38. Экологическое образование и воспитание в процессе обучения биологии.
Большинство экологических понятий, входящих в структуру школьного курса биологии, имеют междисциплинарный характер. Для их всестороннего изучения и осмысления необходима интеграция знаний физики, химии, географии, биологии, астрономии, истории, обществоведения.
Поэтому учитель сможет эффективно управлять формированием экологического сознания и поведения учащихся, если будет реализовывать идеи междисциплинарности и межпредметный подход при формировании экологических понятий.
Разнообразие явлений, изучаемых экологией, объясняет ее широкие связи со многими естественными и гуманитарными науками. Популяционная экология, например, связана с генетикой, этологией, биогеографией, систематикой и демографией.
С другой стороны, большое влияние на экологию оказали достижения математики, физики, химии, философии. В свою очередь, экология выдвигает свои новые задачи перед математикой (особенно в сфере статистики и моделирования).
В рамках школьной программы экология связана с такими предметами, как химия, физика, география, природоведение, история, литература, математика, обществоведение.
К профессионально-педагогическим умениям будущего учителя, бесспорно, относятся способность самостоятельно ориентироваться в экологических терминах и понятиях, умение видеть их сложную структуру, включающую в себя знания различных школьных дисциплин. На лабораторных занятиях по методике преподавания биологии студенты имеют возможность убедиться, что в процессе преподавания основ экологии целесообразнее формировать у учащихся умение самостоятельно вычленять межпредметные и внутрипредметные связи, используя метод дедукции и индукции, то есть: а) определив какое-либо экологическое понятие или проблему, вычленить (заполнив, например, следующую таблицу) из него понятия, относящиеся к различным предметам школьного курса:
Ведущее | | Сведения из курсов | |||
экологическое понятие | | химия | физика | природо-ведение | биология |
Проблема шума в городах | | ? | ? | ? | ? |
Таким образом, осуществляется переход от общего понятия к частным, если условно принять за общее экологическое понятие экологическую проблему. При этом применяется принцип дедукции, а обнаруженные при этом межпредметные или внутрипредметные связи называются дедуктивными;
б) с другой стороны, если сформулировать какое-либо понятие, относящееся к определенной школьной дисциплине, и составить исходя из этого понятия, определенную экологическую ситуацию, проблему или вычленить экологическое понятие, то произойдет переход от частного определения к общему, что соответствует принципу индукции; обнаруженные при этом внутрипредметные и межпредметные связи называются индуктивными. При этом таблица будет выглядеть следующим образом:
Ведущее | | Сведения из курсов | ||
экологическое понятие | | зоологии | физики | природоведения |
? | | Класс Корненожки. Обыкновен-ная амеба | ? | ? |
39. Блочно-модульная форма обучения.
Блок-модуль – это новая форма обучения, которая состоит из трех элементов:
I элемент – теоретическая часть.
Сюда относится теоретическое обоснование темы блока-модуля, в которое входит изучение законов и закономерностей, теорий и фактических данных, выступающих в роли примеров и иллюстраций. Работа в данном случае организуется путем объяснения учителя и самостоятельной обработки учащимися литературных источников. Наиболее приемлемыми формами обучения являются лекции (для старших классов), уроки-объяснения, уроки изучения нового материала, уроки-конференции, работа с учебной и научной литературой;
II элемент – проверка знаний.
Несомненно, что полученные теоретические знания необходимо закрепить, проверить, подкорректировать в случае неудовлетворительного усвоения. Этот процесс происходит во второй части блока-модуля, и проводится он в форме учетно-проверочных уроков, уроков-обобщений, семинаров, конференций, контрольных работ и т. д.;
III элемент – практикование знаний.
Формы, в которых может происходить процесс практикования знаний, могут быть самыми разнообразными: работа на пришкольном участке или в микрорайоне школы, практикум по решению задач, работа в экологической лаборатории (в школе или в другом, внешкольном, учреждении). Но наиболее преемлемым и эффективным считается экологический практикум.
Методика составления программы и организация блока-модуля включает несколько этапов:
1 этап – определение темы, цели и задачи блока-модуля. Тема выбирается учителем исходя из требований стандарта. Учитель определяет, какие знания согласно стандарту необходимо иметь учащимся конкретного класса и в случае отсутствия таковых в программе предметов естественнонаучного цикла предлагает тему. Например, для учащихся 7 класса это может быть тема «Беспозвоночные животные – биоиндикаторы загрязнения среды» (биология, 7 кл.), «Мониторинг воздушной среды» (химия, 8 кл.), «Экология города» (биология, 11 кл.);
2 этап – составление программы и тематического плана занятий. Оптимальное количество часов
, отводимых для проведения занятий по программе блока-модуля, колеблется от 10 до 16 – в зависимости от возраста учащихся. Программа составляется согласно типовым требованиям;
3 этап – организация занятий по программе блока-модуля. Такие занятия проводятся за счет резервного времени или времени, высвобожденного в результате пересмотра программы основного предмета, по согласию с администрацией, в рамках учебного плана и расписания. Для проведения занятий по III части блока-модуля (экологического практикума) можно специально скорректировать расписание с завучем школы.
40. Технология модульного обучения биологии.
Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.
Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.
В модуль входят:
- план действий с указанием конкретных целей;
- банк информации;
-методическое руководство по достижению указанных целей.
Модульное обучение характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности. Работа по усвоению учебного содержания осуществляется дифференцированно, с учетом разных уровней усвоения. Все это создает возможность выбора для учителя и ученика типа, объема, глубины изучения учебного материала, а также обеспечивает возможность для самообразования и профессионального роста. По оценкам специалистов, модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины на 30 % без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Модульное обучение реализует идеи дифференциации обучения.
Структура модульного обучения содержит следующие элементы:
1) учебные ситуации, или задачи;
2) учебные действия;
3) контроль;
4) оценка.
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса отличается от традиционной системы следующими показателями:
а) содержание обучения представляется в виде законченных, самостоятельных модулей;
б) вышеназванные модули являются одновременно банком информации (содержанием) и методическим руководством по его применению.
Существует большое разнообразие в оформлении модульной системы обучения. Наиболее распространенной считается табличная форма (табл. 6, 7).
Таблица 6
Структура модуля (по П. И. Третьякову и И. Б. Сенновскому)
Номер учебного элемента (у. э.) | Название учебного элемента | Управление обучением (содержание, формы, методы) |
1.К.0. | Цели и задачи модуля | Необходимые знания и умения |
1.К.1. | Учебные элементы | Пояснения к учебному материалу |
. . . . . | Обобщение (резюме) | Источники информации, алгоритмы решения задач |
1.К.L. | Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) | Ответы, методы и формы организации деятельности, внутрипредметные связи |
Таблица 7
Структура учебного элемента
Порядковый номер в учебном элементе | Учебный материал | Управление обучением (содержание, формы, методы) |
0 | Цели и задачи УЭ | Необходимые знания и умения |
1 | Содержание учебного материала | Пояснения к учебному материалу, источники информации |
… … … | Обобщение (резюме) | Алгоритмы решения задач, ответы |
L | Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням | Методы и ФОПД, внутрипредметные связи |