Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существенную часть работы на учебно-опытном участке составляет опытничество. Опыт ведет группа человек, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. В летнее время ведется индивидуальная работа. Рекомендуется вести дневник опыта - тетрадь, в которой отражают состояние опытных растений.

Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.
38. Экологическое образование и воспитание в процессе обучения биологии.

Большинство экологических понятий, входящих в структуру школьного курса биологии, имеют междисциплинарный характер. Для их всестороннего изучения и осмысления необходима интеграция знаний физики, химии, географии, биологии, астрономии, истории, обществоведения.

Поэтому учитель сможет эффективно управлять формированием экологического сознания и поведения учащихся, если будет реализовывать идеи междисциплинарности и межпредметный подход при формировании экологических понятий.

Разнообразие явлений, изучаемых экологией, объясняет ее широкие связи со многими естественными и гуманитарными науками. Популяционная экология, например, связана с генетикой, этологией, биогеографией, систематикой и демографией.

С другой стороны, большое влияние на экологию оказали достижения математики, физики, химии, философии. В свою очередь, экология выдвигает свои новые задачи перед математикой (особенно в сфере статистики и моделирования).

В рамках школьной программы экология связана с такими предметами, как химия, физика, география, природоведение, история, литература, математика, обществоведение.

К профессионально-педагогическим умениям будущего учителя, бесспорно, относятся способность самостоятельно ориентироваться в  экологических терминах и понятиях, умение видеть их сложную структуру, включающую в себя знания различных школьных дис­циплин. На  лабораторных занятиях по методике преподавания биологии студенты имеют возможность убедиться, что в процессе преподавания основ экологии целесообразнее формировать у учащихся умение самостоятельно вычленять межпредметные и внутрипредметные связи, используя метод дедукции и индукции, то есть: а) определив какое-либо экологическое понятие или проблему, вычленить (заполнив, например, следующую таблицу) из него понятия, относящиеся к различным предметам школьного курса:


 

 

Ведущее

 

Сведения из курсов

экологическое понятие

 

химия

физика

природо-ведение

биология

Проблема шума
в городах

 

 

?

?

?

?

 

 

Таким образом, осуществляется переход от общего понятия к частным, если условно принять за общее экологическое понятие экологическую проблему. При этом применяется принцип дедукции, а обнаруженные при этом межпредметные или внутрипредметные связи называются дедуктивными;

б) с другой стороны, если сформулировать какое-либо понятие, относящееся к определенной школьной дисциплине, и составить исходя из этого понятия, определенную экологическую ситуацию, проблему или вычленить экологическое понятие, то произойдет переход от частного определения к общему, что соответствует принципу индукции; обнаруженные при этом внутрипредметные и межпредметные связи называются индуктивными. При этом таблица будет выглядеть следующим образом:

 

Ведущее

 

Сведения из курсов

экологическое

понятие

 

зоологии

физики

природоведения

?

 

 

 

 

Класс

Корненожки.

Обыкновен-ная амеба

 

?

 

?

 


39. Блочно-модульная форма обучения.

Блок-модуль – это новая форма обучения, которая состоит из трех элементов:

I элемент – теоретическая часть.

Сюда относится теоретическое обоснование темы блока-модуля, в которое входит изучение законов и закономерностей, теорий и фактических данных, выступающих в роли примеров и иллюстраций. Работа в данном случае организуется путем объяснения учителя и самостоятельной обработки учащимися литературных источников. Наиболее приемлемыми формами обучения являются лекции (для старших классов), уроки-объяснения, уроки изучения нового материала, уроки-конференции, работа с учебной и научной литературой;

II элемент – проверка знаний.

Несомненно, что полученные теоретические знания необходимо закрепить, проверить, подкорректировать в случае неудовлетворительного усвоения. Этот процесс происходит во второй части блока-модуля, и проводится он в форме учетно-проверочных уроков, уроков-обобщений, семинаров, конференций, контрольных работ и т. д.;

III элемент – практикование знаний.

Формы, в которых может происходить процесс практикования знаний, могут быть самыми разнообразными: работа на пришкольном участке или в микрорайоне школы, практикум по решению задач, работа в экологической лаборатории (в школе или в другом, внешкольном, учреж­дении). Но наиболее преемлемым и эффективным считается экологический практикум.

Методика составления программы и организация блока-модуля включает несколько этапов:

1 этап – определение темы, цели и задачи блока-модуля. Тема выбирается учителем исходя из требований стандарта. Учитель определяет, какие знания согласно стандарту необходимо иметь учащимся конкретного класса и в случае отсутствия таковых в программе предметов естественнонаучного цикла предлагает тему. Например, для учащихся 7 класса это может быть тема «Беспозвоночные животные – биоиндикаторы загрязнения среды» (биология, 7 кл.), «Мониторинг воздушной среды» (химия, 8 кл.), «Экология города» (биология, 11 кл.);

2 этап – составление программы и тематического плана занятий. Оптимальное количество часов
, отводимых для проведения занятий по программе блока-модуля, колеблется от 10 до 16 – в зависимости от возраста учащихся. Программа составляется согласно типовым требованиям;

3 этап – организация занятий по программе блока-модуля. Такие занятия проводятся за счет резервного времени или времени, высвобожденного в результате пересмотра программы основного предмета, по согласию с администрацией, в рамках учебного плана и расписания. Для проведения занятий по III части блока-модуля (экологического практикума) можно специально скорректировать расписание с завучем школы.

40. Технология модульного обучения биологии.

Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

В модуль входят:

- план действий с указанием конкретных целей;

- банк информации;

-методическое руководство по достижению указанных целей.

Модульное обучение характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности. Работа по усвоению учебного содержания осуществляется дифференцированно, с учетом разных уровней усвоения. Все это создает возможность выбора для учителя и ученика типа, объема, глубины изучения учебного материала, а также обеспечивает возможность для самообразования и профессионального роста. По оценкам специалистов, модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины на 30 % без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Модульное обучение реализует идеи дифференциации обучения.


Структура модульного обучения содержит следующие элементы:

1) учебные ситуации, или задачи;

2) учебные действия;

3) контроль;

4) оценка.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса отличается от традиционной системы следующими показателями:

а) содержание обучения представляется в виде законченных, самостоятельных модулей;

б) вышеназванные модули являются одновременно банком информации (содержанием) и методическим руководством по его применению.

Существует большое разнообразие в оформлении модульной системы обучения. Наиболее распространенной считается табличная форма (табл. 6, 7).

Таблица 6

Структура модуля (по П. И. Третьякову и И. Б. Сенновскому)

Номер учебного элемента (у. э.)

Название учебного элемента

Управление обучением (содержание, формы,
методы)

1.К.0.

Цели и задачи модуля

Необходимые знания

и умения

1.К.1.

Учебные элементы

Пояснения к учебному

материалу

. . . . .

Обобщение (резюме)

Источники информации, алгоритмы решения задач

1.К.L.

Контроль (самоконтроль

и выходной контроль по трем уровням)

Ответы, методы и формы организации деятельности, внутрипредметные связи

Таблица 7

Структура учебного элемента

Порядковый номер

в учебном элементе

Учебный материал

Управление обучением

(содержание, формы, методы)

0

Цели и задачи УЭ

Необходимые знания

и умения

1

Содержание учебного материала

Пояснения к учебному материалу, источники информации

… … …

Обобщение (резюме)

Алгоритмы решения задач, ответы

L

Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням

Методы и ФОПД, внутрипредметные связи