Файл: Контрольная работа по дисциплине Метеорологическое обеспечение полетов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ А.А.НОВИКОВА

Кафедра №__

Регистрационный №___________

Дата регистрации _____________

Контрольная работа
по дисциплине Метеорологическое обеспечение полетов

(наименование дисциплины)
тема №2 и №12









Выполнил:

студент ЗФО

__2 курс__ ЛЭГВС 1921.0055

(курс) (профиль, шифр)

_____________Гайнуллин Р.Э.

(подпись) (фамилия, и. о.)
Проверил:

_____________

(ученая степень, звание, должность)

_____________ _______________

(подпись) (фамилия, и. о.)
______________________________

(оценка)


Санкт-Петербург

2023 г.

Содержание





Введение 3

1.Нормативные документы ИКАО, Всемирный метеорологической организации (ВМО), Российской Федерации по метеообеспечению полетов в ГА 4

2.Штормовые предупреждения об опасных для авиации явлениях и условиях погоды на аэродромах ГА 9

Заключение 15

Список источников 16


Введение



Метеорологическое обеспечение является одним из важнейших элементов безопасной деятельности авиации и выполнения ее общественно полезных функций. Процессы, происходящие в атмосфере, являются предметом специальной науки – метеорологии.

Авиационная метеорология возникла с появлением самолетов, это «прикладная отрасль метеорологии, изучающая влияние метеорологических величин и атмосферных явлений на авиационную технику и деятельность авиации и разрабатывающая теоретические основы метеорологического обеспечения полетов.

Подготовка и выполнение полетов в гражданской и экспериментальной авиации (ГиЭА) осуществляется на основании международных и федеральных правил, где прогнозирование метеорологических полетных условий (МПУ) является одной из главных задач, решение которой уменьшает риск возможных негативных явлений снижающих обеспечение безопасности полета.


Главной задачей авиационной метеорологии является разработка вопросов обеспечения безопасности полетов, регулярности движения воздушных судов и эффективного применения авиационной техники в различных условиях погоды.
  1. Нормативные документы ИКАО, Всемирный метеорологической организации (ВМО), Российской Федерации по метеообеспечению полетов в ГА



В современных условиях целью метеорологического обслуживания гражданской авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам воздушных судов, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.

Метеорологическая информация, предназначенная для авиационных потребителей, должна быть своевременной, максимально краткой и легко интерпретируемой. Непосредственное метеорологическое обеспечение гражданской авиации осуществляется аэродромными метеорологическими органами, ответственными за предоставление авиационным потребителям сводок погоды, прогнозов, данных аэрологических и радиолокационных наблюдений, спутниковых и других данных в объемах, согласованных с потребителями.

Правовое регулирование деятельности по метеорологическому обеспечению гражданской авиации в Российской Федерации осуществляется международными договорами, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В России общепризнанным источником права является нормативный правовой акт.

В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов Российской Федерации можно представить (не имея в виду международные договоры) следующим образом:

1) Конституция Российской Федерации;

2) федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации;

3) указы Президента Российской Федерации; 4) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; 5) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Следует отметить, что в некоторых федеральных законах содержатся прямые нормы, касающиеся отношений по авиаметеообеспечению.



Например, согласно п. 1 ст. 69 «Обеспечение полетов воздушных судов» Воздушного кодекса Российской Федерации, предоставление метеорологической информации, являющееся частью аэронавигационного обслуживания, осуществляется на всех этапах полета воздушного судна.

Важную роль играют акты Правительства Российской Федерации. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2008 г. № 652 утверждена Федеральная целевая программа «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 гг.)». Названной программой определено, что мероприятия по направлению «Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации» позволят повысить качество и оперативность метеорологического обеспечения аэронавигации, что, в свою очередь, увеличит пропускную способность и эффективность использования воздушного пространства Российской Федерации и обеспечит безопасность полетов авиации в метеорологическом отношении.

Весьма важным является установление Правительством Российской Федерации компетенции соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, метеорологического обслуживания гражданской и экспериментальной авиации.

Существенное значение имеют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать акты в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Акты, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации, в ином случае они не влекут правовых последствий.


Следует отметить, что особую группу источников правового регулирования деятельности по метеорологическому обеспечению гражданской авиации образуют международные договоры Российской Федерации, в частности, акты специализированных международных организаций.

Первый многосторонний международный договор в области авиации был заключен 13 октября 1919 г., когда в Париже была подписана Конвенция Лиги Наций, которая регулировала вопросы воздушных сообщений и представляла собой обширный сборник постановлений, насчитывающий до 173 отдельных статей. Конвенция состоит из двух частей: сама Конвенция и технические приложения к ней. Что примечательно, впервые встречается упоминание о метеорологическом обеспечении авиации, чему и посвящено Приложение G («О собирании и рассылке метеорологических сведений») этой Конвенции Лиги Наций. Однако СССР не являлся участником Конвенции.

В декабре 1944 г. заключена Конвенция о международной гражданской авиации и создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО), а в октябре 1947 г. - Конвенция Всемирной метеорологической организации (ВМО). Существенно, что согласно ст. 2 целями Конвенции ВМО является, в частности, содействие применению метеорологии в авиации. Издаваемые ИКАО и ВМО документы имеют важное значение для правового регулирования предоставления авиационной метеорологической информации.

Важно при этом, что в соответствии со Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата), утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 1458-р, предусматривается переработка и развитие нормативных правовых актов в области метеорологического обеспечения аэронавигации, которые в максимальной степени должны соответствовать международным стандартам и рекомендуемой практике международных организаций.

Нормативные документы РФ:

  1. Положение о проведении оценки компетентности авиационного метеорологического персонала от 16.09.2021

  2. Информационное письмо ФГБУ «НПО ТАЙФУН» от 24.05.2021 № 01-46/1173

  3. Информация Минтранса России о НГЭА-92 СССР.

  4. Совместное письмо Росгидромета и Росаэронавигации от 29.10.2008 г. № 140-3604/АВ-185а «Об изменениях правил составления и распространения прогнозов по аэродромам (TAF)» с изменениями от 30.12 2009 № 1

  5. Приказ Росгидромета от 14.09.2011 № 491 «О введении в действие кода WAREP для оперативной передачи данных об опасных гидрометеорологических явлениях, неблагоприятных гидрометеорологических явлениях (

  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.04.1997 г. № 494-р о назначении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды полномочным метеорологическим органом.

  7. Положения о порядке организации метеорологического обеспечения полетов на аэродромах совместного базирования и совместного использования (утв. приказом Росгидромета от 12.09.2002 № 183).

  8. Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР). Издание третье, дополненное. 1992 г.

  9. Соглашение № С-04-10/С-140-1 от 02.04.2007 между ФАНС и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по метеорологическому обеспечению аэронавигационного обслуживания пользо

  10. Перечень документов Российской Федерации по практике метеорологического обеспечения гражданской и экспериментальной авиации.

  11. ФАП «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационный.

  12. ФАП «Требования, предъявляемые к гражданским аэродромам» (утв. приказом Минтранса России 25.08.2015 № 262).

  13. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138).

  14. ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128).

  15. ФАП № 60 Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов.

  16. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.




  1. Штормовые предупреждения об опасных для авиации явлениях и условиях погоды на аэродромах ГА



Штормовым предупреждением называется прогноз возникновения (сохранения, усиления) опасного для авиации явления погоды.

Штормовое оповещение - это разовая метеорологическая информация любого метеорологического органа о начавшемся (усилившемся) опасном для авиации явлении погоды. 

Предупреждения выпускаются аэродромным метеорологическим органом и передаются в службы аэропорта в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на данном аэродроме.

Штормовое оповещение и предупреждение командиров, руководителей полетов, расчетов КП и летного состава ор­ганизуется в целях обеспечения безопасности полетов и своевременного принятия мер по сохранению авиационной техники на аэродромах от воздействия опасных явлений по­годы.

Опасными для авиации явлениями погоды называются ' такие явления или значения метеорологических элементов, которые угрожают безопасности полетов или сохранности авиационной техники на аэродромах.

К гидрометеорологическим явлениям относятся:

- метеорологические явления - природные процессы и явления, возникающие в нижней части атмосферы;

- гидрологические явления - природные процессы и явления, возникающие в гидросфере (за исключением акватории морей и океанов);

- агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции;

- морские гидрометеорологические явления - метеорологические и гидрологические явления или их сочетания, возникающие на акваториях морей и океанов, а также в морских устьях рек.

Предупреждения по аэродрому выпускаются в связи с фактическим или ожидаемым возникновением одного или нескольких нижеследующих явлений и условий:

- тропического циклона;

- грозы;

- града;

- снегопада с продолжительностью более 2 часов;

- замерзающих (переохлажденных) осадков (гололедица);

- шквала, смерча;

- песчаной или пыльной бури;

- ветра со скоростью 15 м/с и более (с учетом порывов) независимо от направления;

- понижения температуры до -30°С и ниже, ее повышения до +40°С и выше (в зависимости от региона могут устанавливаться другие критерии по соглашению между метеорологическим органом и потребителем), в зависимости от региона