Файл: Литература как школьный предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задача курса девятого класса - подытожить все прочитанное, освоенное ранее. Поэтому изучение произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тур­генева, Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова, Пастернака сочетается в девятом классе с повторе­нием на качественно новом уровне. Это открывает новые, прежде недоступные пласты в ранее прочи­танных произведениях. Такой подход позволяет заинтересовать детей, дать достаточно целостное представление о творчестве каждого писателя, во­шедшего в «золотой фонд» нашей литературы, при­общиться к их духовному миру, открывает пер­спективу послешкольного чтения; читатель учится находить наслаждение при перечитывании от постижения нового в уже, казалось бы, известном. В девятом классе на смену одной точно обозна­ченной идее построения курса приходит принцип монографического изучения произведения, осно­ванный на множественности подходов к тексту. В программе представлен один из возможных вари­антов тематического построения курса, в центре которого - изучение творчества Пушкина, а весь материал рассматривается как допушкинский, пушкинский и послепушкинский.

Аналитическая и литературно-творческая дея­тельность девятиклассников становится более мно­гомерной и разнонаправленной. Учитель может полнее, чем прежде, учитывать возможности и склонности отдельного ученика, поскольку накоп­ленный читательский опыт позволяет каждому раскрыть свой эмоциональный, интеллектуальный, творческий потенциал. Задания и вопросы макси­мально индивидуализируются.

МЕСТО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Художественная литература - один из видов ис­кусства, следовательно, она должна рассматривать­ся в контексте предметов эстетического цикла. С пер­вых шагов школьного литературного образования с помощью системы аналитических и творческих зада­ний формируется представление о преображении слова информативного в слово художественное и о принципиально иной его функции в произведении искусства.

Так формируется представление о достоверности искусства слова, отличной от достоверности науч­ного или публицистического текста. Важно дать почувствовать ребенку, что истинность событий, образов, переживаний героев лежит не в сфере со­отнесения их с жизненным или историческим ма­териалом, а заключена во внутренней гармонии, в художественной убедительности. Вся работа в этом направлении как раз подчинена выяснению истин­ности для читателей мира произведения, понима­нию средств, которыми она достигается. В этом ко­ренное отличие литературы от любого другого гу­манитарного учебного предмета. Именно поэтому литература рассматривается в контексте предметов эстетического цикла. Она развивает, помимо про­чих, и художественные способности детей, эстети­ческое отношение к действительности.


Особое место литературного образования в школе объясняется тем, что литература, являясь предме­том эстетического цикла, становится базой для са­мых разных видов учебной деятельности. Во-пер­вых, опыт общения с искусством слова формирует эмоциональную отзывчивость, культуру поведения и чувств. Во-вторых, постижение литературного про­изведения требует аналитической, интеллектуальной деятельности, способствует развитию логичес­кого мышления, аналитических умений, кото­рые необходимы при освоении дисциплин есте­ственнонаучного, гуманитарного, математического и коммуникативного циклов. Мысль и чувство не­разделимы при изучении литературного произведе­ния, они взаимно дополняют и обогащают друг друга. В-третьих, именно на эти уроки падает ос­новная нагрузка по развитию речи. Здесь литерату­ра сближается с предметами гуманитарного цикла, на которых эта работа продолжается.

Постоянная взаимосвязь литературы, изобрази­тельного искусства, музыки, кино на уроках дис­циплин эстетического цикла, определяется многими точками их соприкосновения: эмоциональными, мотивными, тематическими, жанровыми, принад­лежностью к определенному направлению и т. д. Такой сопоставительный анализ преследует двоя­кую цель: во-первых, выявить присущие разным искусствам общие черты и закономерности, во-вторых, показать специфику каждого отдельного искусства. Для этого работа и ведется в двух на­правлениях: с одной стороны, учитель обращает­ся к сферам соприкосновения различных ис­кусств, а с другой - к многоплановости самого процесса художественного мышления. Так фор­мируется представление о художественном языке разных искусств, готовится база для понимания истории искусства в старших классах.

Особое место в предлагаемом курсе уделено изу­чению языка на уроках литературы, взаимосвязи литературы и языка. Прежде всего, это выражает­ся в том обостренном внимании к слову, на воспи­тание которого нацелена программа в целом, в на­блюдение над тем, как слово становится словом художественным. Работа с лучшими образцами ху­дожественного слова приводит учеников к понима­нию, что язык - это вечно живое и вечно творимое, что каждый носитель языка - его творец. Такой литературный материал и вся система работы с ним воспитывают уважение к слову и ответствен­ное отношение к нему. Четко выделяя на уроках родного языка две функционально различные, но взаимодействующие сферы - обучение практической грамотности и освоение языка, особенностей употребления различных стилей, практических на­выков работы со словарями и т. д., авторы диффе­ренцируют связи школьной литературы с каждой из этих сфер. Обучение практической грамотности может вестись на изучаемых текстах, что поз­воляет связать курсы языка и литературы.



Понимание литературы как предмета эстетичес­кого цикла не снимает вопроса о взаимоотношени­ях литературы и истории. Историзм мышления школьников формируется курсом литературы в не ­меньшей степени, нежели на уроках истории, по­скольку именно литература формирует конкретно-чувственное представление о жизни, облике, мыс­лях и эмоциях людей разных эпох. Однако для нас важнее другой подход к литературе и к истории литературы. История литературы - не столько ис­тория отражаемой действительности, сколько исто­рия характера постижения жизни. И поэтому в программе на первый план выступает историческая поэтика.

Считая принципиально невозможным и ненуж­ным создавать специальный историко-литератур­ный курс в среднем звене школьного литературно­го образования, авторы программы полагают, что историко-литературные представления, возникаю­щие при чтении и анализе художественных тек­стов, становятся естественным, а не привнесенным результатом самостоятельных наблюдений школь­ников.

В движении от литературы к истории возраста­ет ценность исторического комментария: от толко­вания непонятных слов до объяснения особеннос­тей человеческих отношений, быта, костюмов и т. п. При этом появляется возможность, обращаясь к одной и той же эпохе в разных классах и на раз­личных этапах обучения, постоянно углублять представления о ней и обнаруживать, как то или иное миропонимание воплощается в искусстве и в других сферах общественного сознания. Это, по нашему убеждению, позволяет приблизиться к отве­ту на самый сложный вопрос истории - каким бы­ло изучаемое время для отдельного человека.

Так, географический комментарий к отдельным литературным произведениям позволяет не только выяснить особенности взаимодействия человека, времени и пространства, но и увидеть своеобразие освоения пространства в художественных произве­дениях, что помогает формированию многоплано­вого представления о мире.

Курс литературы X-XI классов, в отличие от курса V-IX классов, построен как историко-лите­ратурный: последовательно, от античности к со­временности, рассматриваются различные исто­рико-культурные эпохи, представленные в про­грамме некоторыми наиболее характерными про­изведениями.

К основным задачам историко-литературного курса, предлагаемого для старших классов, можно отнести следующие: формирование у учащихся ис­торического взгляда на развитие литературы и культуры, а также углубление представлений о на­циональной литературе, которая начинает воспри­ниматься не изолированно, а в контексте мирового литературного процесса.


Настоящая программа включает произведения литературы, характерные для рассматриваемых ис­торико-культурных эпох и одновременно отвечаю­щие высоким художественным требованиям, а так­же те произведения западноевропейской литерату­ры, которые оказали особенное влияние на рус­скую культуру.

В среднем звене школы главную задачу курса мы видим в том, чтобы научить школьников вдум­чивому, «вопрошающему» чтению. Этим объяс­няется повышенное внимание, уделяемое поэтике произведения, ибо размышления над особенностя­ми художественной формы помогают восприятию художественно-содержательного своеобразия произведения. К девятому классу ученики готовы монографически анализировать художественный текст.

В старших классах методика изучения литерату­ры несколько меняется: определяющим оказывается историко-литературный подход. В курсе рассмат­риваются вопросы исторической поэтики: учитель стремится показать ученику, как последующая эпоха наследует не только темы, но и художествен­ные формы эпохи предыдущей, при этом трансфор­мируя их. Владение основными понятиями теории литературы, освоенными учениками к десятому классу в ходе монографического анализа, помогает им в осознании своеобразия каждой историко-культурной эпохи и динамики историко-литератур­ного процесса в целом.

К десятому классу читательские умения в основ­ном сформировываются, и потому работа с текстом может и не всегда быть такой же подробной на уро­ке, как в средней школе. Сформированность чита­тельских умений дает возможность значительно быстрее, при сохранении уровня восприятия и ана­лиза текста, читать даже значительные произведе­ния крупных форм. Именно поэтому в старших классах уменьшается число бесед, на которых был построен курс V-IX классов, семинарские занятия соединяются с лекционными, в программу включа­ются обзорные темы.

Вместе с тем принцип блоков, использованный нами в средней школе, частично сохраняется в курсе десятого и особенно одиннадцатого классов. Историко-литературный подход к предмету не про­тиворечит этому принципу, а при изучении литера­туры XX века объединение произведений в блоки дает дополнительные возможности, так как позволяет столкнуть различные (мировоззренческие и эстетические) позиции художников, отражавших одни и те же исторические события. В курсе лите­ратуры одиннадцатого класса блоки сформиро­ваны по историко-тематическому принципу. Этот принцип может сочетаться с монографическим под­ходом к творчеству писателя.


Предлагаемая программа литературного образо­вания в X-XI классах является вариативной и мо­жет быть использована в школах разного профиля. Произведения, помеченные звездочкой, рекоменду­ются для самостоятельного чтения с последующим обсуждением в классе, либо для факультативного изучения.

В качестве приложения к программе по литера­туре для V-XI классов мы предлагаем программу для школ с гуманитарной специализацией.