ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача курса девятого класса - подытожить все прочитанное, освоенное ранее. Поэтому изучение произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова, Пастернака сочетается в девятом классе с повторением на качественно новом уровне. Это открывает новые, прежде недоступные пласты в ранее прочитанных произведениях. Такой подход позволяет заинтересовать детей, дать достаточно целостное представление о творчестве каждого писателя, вошедшего в «золотой фонд» нашей литературы, приобщиться к их духовному миру, открывает перспективу послешкольного чтения; читатель учится находить наслаждение при перечитывании от постижения нового в уже, казалось бы, известном. В девятом классе на смену одной точно обозначенной идее построения курса приходит принцип монографического изучения произведения, основанный на множественности подходов к тексту. В программе представлен один из возможных вариантов тематического построения курса, в центре которого - изучение творчества Пушкина, а весь материал рассматривается как допушкинский, пушкинский и послепушкинский.
Аналитическая и литературно-творческая деятельность девятиклассников становится более многомерной и разнонаправленной. Учитель может полнее, чем прежде, учитывать возможности и склонности отдельного ученика, поскольку накопленный читательский опыт позволяет каждому раскрыть свой эмоциональный, интеллектуальный, творческий потенциал. Задания и вопросы максимально индивидуализируются.
МЕСТО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОДЕРЖАНИИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Художественная литература - один из видов искусства, следовательно, она должна рассматриваться в контексте предметов эстетического цикла. С первых шагов школьного литературного образования с помощью системы аналитических и творческих заданий формируется представление о преображении слова информативного в слово художественное и о принципиально иной его функции в произведении искусства.
Так формируется представление о достоверности искусства слова, отличной от достоверности научного или публицистического текста. Важно дать почувствовать ребенку, что истинность событий, образов, переживаний героев лежит не в сфере соотнесения их с жизненным или историческим материалом, а заключена во внутренней гармонии, в художественной убедительности. Вся работа в этом направлении как раз подчинена выяснению истинности для читателей мира произведения, пониманию средств, которыми она достигается. В этом коренное отличие литературы от любого другого гуманитарного учебного предмета. Именно поэтому литература рассматривается в контексте предметов эстетического цикла. Она развивает, помимо прочих, и художественные способности детей, эстетическое отношение к действительности.
Особое место литературного образования в школе объясняется тем, что литература, являясь предметом эстетического цикла, становится базой для самых разных видов учебной деятельности. Во-первых, опыт общения с искусством слова формирует эмоциональную отзывчивость, культуру поведения и чувств. Во-вторых, постижение литературного произведения требует аналитической, интеллектуальной деятельности, способствует развитию логического мышления, аналитических умений, которые необходимы при освоении дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, математического и коммуникативного циклов. Мысль и чувство неразделимы при изучении литературного произведения, они взаимно дополняют и обогащают друг друга. В-третьих, именно на эти уроки падает основная нагрузка по развитию речи. Здесь литература сближается с предметами гуманитарного цикла, на которых эта работа продолжается.
Постоянная взаимосвязь литературы, изобразительного искусства, музыки, кино на уроках дисциплин эстетического цикла, определяется многими точками их соприкосновения: эмоциональными, мотивными, тематическими, жанровыми, принадлежностью к определенному направлению и т. д. Такой сопоставительный анализ преследует двоякую цель: во-первых, выявить присущие разным искусствам общие черты и закономерности, во-вторых, показать специфику каждого отдельного искусства. Для этого работа и ведется в двух направлениях: с одной стороны, учитель обращается к сферам соприкосновения различных искусств, а с другой - к многоплановости самого процесса художественного мышления. Так формируется представление о художественном языке разных искусств, готовится база для понимания истории искусства в старших классах.
Особое место в предлагаемом курсе уделено изучению языка на уроках литературы, взаимосвязи литературы и языка. Прежде всего, это выражается в том обостренном внимании к слову, на воспитание которого нацелена программа в целом, в наблюдение над тем, как слово становится словом художественным. Работа с лучшими образцами художественного слова приводит учеников к пониманию, что язык - это вечно живое и вечно творимое, что каждый носитель языка - его творец. Такой литературный материал и вся система работы с ним воспитывают уважение к слову и ответственное отношение к нему. Четко выделяя на уроках родного языка две функционально различные, но взаимодействующие сферы - обучение практической грамотности и освоение языка, особенностей употребления различных стилей, практических навыков работы со словарями и т. д., авторы дифференцируют связи школьной литературы с каждой из этих сфер. Обучение практической грамотности может вестись на изучаемых текстах, что позволяет связать курсы языка и литературы.
Понимание литературы как предмета эстетического цикла не снимает вопроса о взаимоотношениях литературы и истории. Историзм мышления школьников формируется курсом литературы в не меньшей степени, нежели на уроках истории, поскольку именно литература формирует конкретно-чувственное представление о жизни, облике, мыслях и эмоциях людей разных эпох. Однако для нас важнее другой подход к литературе и к истории литературы. История литературы - не столько история отражаемой действительности, сколько история характера постижения жизни. И поэтому в программе на первый план выступает историческая поэтика.
Считая принципиально невозможным и ненужным создавать специальный историко-литературный курс в среднем звене школьного литературного образования, авторы программы полагают, что историко-литературные представления, возникающие при чтении и анализе художественных текстов, становятся естественным, а не привнесенным результатом самостоятельных наблюдений школьников.
В движении от литературы к истории возрастает ценность исторического комментария: от толкования непонятных слов до объяснения особенностей человеческих отношений, быта, костюмов и т. п. При этом появляется возможность, обращаясь к одной и той же эпохе в разных классах и на различных этапах обучения, постоянно углублять представления о ней и обнаруживать, как то или иное миропонимание воплощается в искусстве и в других сферах общественного сознания. Это, по нашему убеждению, позволяет приблизиться к ответу на самый сложный вопрос истории - каким было изучаемое время для отдельного человека.
Так, географический комментарий к отдельным литературным произведениям позволяет не только выяснить особенности взаимодействия человека, времени и пространства, но и увидеть своеобразие освоения пространства в художественных произведениях, что помогает формированию многопланового представления о мире.
Курс литературы X-XI классов, в отличие от курса V-IX классов, построен как историко-литературный: последовательно, от античности к современности, рассматриваются различные историко-культурные эпохи, представленные в программе некоторыми наиболее характерными произведениями.
К основным задачам историко-литературного курса, предлагаемого для старших классов, можно отнести следующие: формирование у учащихся исторического взгляда на развитие литературы и культуры, а также углубление представлений о национальной литературе, которая начинает восприниматься не изолированно, а в контексте мирового литературного процесса.
Настоящая программа включает произведения литературы, характерные для рассматриваемых историко-культурных эпох и одновременно отвечающие высоким художественным требованиям, а также те произведения западноевропейской литературы, которые оказали особенное влияние на русскую культуру.
В среднем звене школы главную задачу курса мы видим в том, чтобы научить школьников вдумчивому, «вопрошающему» чтению. Этим объясняется повышенное внимание, уделяемое поэтике произведения, ибо размышления над особенностями художественной формы помогают восприятию художественно-содержательного своеобразия произведения. К девятому классу ученики готовы монографически анализировать художественный текст.
В старших классах методика изучения литературы несколько меняется: определяющим оказывается историко-литературный подход. В курсе рассматриваются вопросы исторической поэтики: учитель стремится показать ученику, как последующая эпоха наследует не только темы, но и художественные формы эпохи предыдущей, при этом трансформируя их. Владение основными понятиями теории литературы, освоенными учениками к десятому классу в ходе монографического анализа, помогает им в осознании своеобразия каждой историко-культурной эпохи и динамики историко-литературного процесса в целом.
К десятому классу читательские умения в основном сформировываются, и потому работа с текстом может и не всегда быть такой же подробной на уроке, как в средней школе. Сформированность читательских умений дает возможность значительно быстрее, при сохранении уровня восприятия и анализа текста, читать даже значительные произведения крупных форм. Именно поэтому в старших классах уменьшается число бесед, на которых был построен курс V-IX классов, семинарские занятия соединяются с лекционными, в программу включаются обзорные темы.
Вместе с тем принцип блоков, использованный нами в средней школе, частично сохраняется в курсе десятого и особенно одиннадцатого классов. Историко-литературный подход к предмету не противоречит этому принципу, а при изучении литературы XX века объединение произведений в блоки дает дополнительные возможности, так как позволяет столкнуть различные (мировоззренческие и эстетические) позиции художников, отражавших одни и те же исторические события. В курсе литературы одиннадцатого класса блоки сформированы по историко-тематическому принципу. Этот принцип может сочетаться с монографическим подходом к творчеству писателя.
Предлагаемая программа литературного образования в X-XI классах является вариативной и может быть использована в школах разного профиля. Произведения, помеченные звездочкой, рекомендуются для самостоятельного чтения с последующим обсуждением в классе, либо для факультативного изучения.
В качестве приложения к программе по литературе для V-XI классов мы предлагаем программу для школ с гуманитарной специализацией.