Файл: Литература как школьный предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курс базового литературного образования пред­полагает объединение произведений, связанных об­щей учебной целью. Такие структурные компонен­ты программы (блоки) подчинены определенной внутренней логике и композиции курса отдельного года обучения.

Наряду с блоковым принципом группировки ли­тературного материала в программе использован так называемый вертикальный принцип взаимо­связи произведений: творчество наиболее значи­тельных русских писателей изучается с пятого по девятый класс, что позволяет с самого начала изу­чения творчества писателя в школе найти ключ к постижению его художественного мира, творческой манеры. Обращение в каждом следующем классе к новому для учеников произведению данного автора расширяет представления о его творчестве и вмес­те с тем позволяет проследить, как единство худо­жественного мира писателя по-разному проявляет­ся в его произведениях.

При всей безусловной свободе учителя и откры­тости программы подобный подход представляется в высшей степени желательным, поскольку обеспе­чивает необходимый минимальный корпус «обще­го» материала, владение которым дает возмож­ность вести диалог в классе. Кроме того, не имея сколько-нибудь надежного рецепта воспитания ин­тереса к чтению, авторы полагают, что только са­мые совершенные произведения способны вызвать этот интерес, именно они формируют художествен­ный вкус, делают чтение жизненной потребностью школьника.

Совершенствованию вкуса способствует посто­янное, из урока в урок, обращение к особенностям языка произведений. Поэтому программой преду­смотрено взаимодействие курсов литературы и русского языка. Ученик проверяет, уточняет, кор­ректирует свои впечатления с помощью лингвис­тического анализа. Это, в свою очередь, увеличива­ет интерес к теоретическим знаниям по русскому языку, которые в данном случае обнаруживают свою практическую значимость.

Самостоятельный курс «Мировая литература» одновременно выступает и основным компонентом интегрированного курса «История мирового искус­ства», предполагающего изучение по отдельным эпохам и художественным направлениям истории литературы, изобразительного искусства, музыки, архитектуры, театра, кино. Основная задача такого курса - дать возможность старшекласснику «про­жить» эпохи художественной культуры человече­ства (с естественным приоритетом национальной культуры), выяснить, как общие закономерности проявляются в произведениях разных искусств.


Интегрированный курс основан на взаимосвязи и взаимодополнении уроков, посвященных отдель­ным искусствам, в том числе и литературе. Однако вне зависимости от того, позволяют ли конкретные условия осуществить в школе такой интегрированный курс, литература остается самостоятельным предметом. Несмотря на значительное число лите­ратурных произведений в программе X-XI клас­сов, многие из них - это материал для повторения. Так, весь курс X-XI классов опирается на изучен­ное в среднем звене школы. Ученики, воспитанные на многократном обращении к одним и тем же про­изведениям по различным учебным поводам и в разном возрасте, в старших классах, по сути, про­должают работу, начатую в среднем звене школы. И в методологическом смысле интегрированный курс уже подготовлен предшествующим эстетическим образованием: постоянное обращение к другим видам искусства на уроке литературы выработало привычку рассматривать литературное произведе­ние в широком художественном контексте. Чем шире осваивается художественный контекст анализируемого произведения, тем глубже оно постигается, тем выше эффект его художест­венного воздействия. Поэтому школьная и вне­школьная начитанность как фактор расширения литературного контекста является одним из ве­дущих критериев оценки литературного образо­вания. Тем более что именно начитанность - по­казатель интереса и любви к книге.

Единство нравственных, методических, литера­туроведческих задач определяет характер учебных целей, отбор и расположение материала в каждом классе среднего звена. Однако при желании четко следовать определенным принципам авторы по­стоянно заботились и о разнообразии литературно­го материала.

В пятом классе (первом классе средней школы) решается конкретная нравственно-философская за­дача - выяснить взаимоотношения характеров и обстоятельств, факторов, определяющих движение жизни в координатах добра и зла. На литератур­ном материале, доступном и интересном пятиклас­сникам, формируются нравственные категории, такие, как сострадание ближнему, негодование на тех, кто несет зло, желание жить по правде и спра­ведливости.

Знакомясь с литературоведением, учащиеся об­ращаются к изучению сюжета и характеров героев, принципов сюжетосложения. Так как направления этой работы теснейшим образом связаны, то, ра­зумеется, в реальной практике нравственная проблематика и анализ сюжета и характеров ге­роев составляют одно целое. Пятиклассники со­поставляют собственную нравственную оценку поведения героев и оценку авторскую с катего­риями судьбы и воли, предопределенности и неза­висимости поведения человека. В то же время именно в пятом классе формируются коренные представления о правде искусства. Еще раз под­черкнем, что ответ на этот вопрос ученики ищут не в «похожести» произведения на действитель­ность, а в его внутренней логике.



В методическом отношении в пятом классе за­кладывается фундамент всей системы работы, ос­нованной на максимальном внимании к читатель­ской реакции, на выработке умения проверить адекватность собственного чувства авторскому за­мыслу путем анализа художественного текста. При этом ученики с помощью учителя выводят и формулируют основные необходимые понятия теории литературы. Основная цель работы учителя в пятом классе, которая становится определяющей и для всего последующего курса, - создать оптимальные усло­вия раскрытия перед детьми художественного мира автора во всей его красоте и неповтори­мости.

В шестом классе ученики переходят от выяс­нения взаимодействия героев и сюжета к осмысле­нию восприятия стиля литературного произве­дения. В нравственно-философском отношении де­лается следующий шаг: дети задумываются над тем, что и как утверждает художник самим харак­тером повествования, как характер повествования связан с темой произведения.

Творческие задания и анализ литературных про­изведений в шестом классе нацелены на то, чтобы выявить особенности стиля, определяемые авторской художественной задачей. И аналитические, и лите­ратурные творческие задания позволяют проникнуть в стиль художественного произведения, освоить раз­личные стилистические приемы и средства, осознать их в качестве носителей художественного содержа­ния, необходимых, чтобы ярко, точно, выразительно донести мысль, чувство, переживание.

Шестой класс является определяющим в курсе развития речи: речь как акт мышления, в том чи­сле и художественного, осваивается повседневным учебным опытом учеников. Очень важно, что ше­стиклассники встречаются на уроках с самым раз­ным материалом - лирикой, эпическими произве­дениями, впервые знакомятся с драмой; так испод­воль формируется фундамент освоения родовой и жанровой обусловленности стиля. Но в центре внимания остается авторский стиль. Знакомство со стилистической манерой разных художников соз­дает представление о стиле различных школ и на­правлений, о жанровой обусловленности.

В шестом классе, как и раньше, русский язык и литература как предметы школьного образования изучаются в тесном взаимодействии. Так, задания, выполняемые на уроках русского языка, соотно­сятся с изучаемым литературным материалом. На примере литературных текстов рассматриваются особенности использования различных лексичес­ких, грамматических, стилистических средств и форм языка. Это помогает учащимся различать два аспекта понимания стиля - языковой и художест­венный. Кроме того, конкретизируются пути их взаимодействия.


Особое место в освоении стиля как эстетической категории принадлежит заданиям, посвященным анализу стиля литературных произведений в кон­тексте произведений других искусств. Именно та­кие задания расширяют и углубляют представле­ния о стиле как о широкой, покрывающей различ­ные виды искусства категории, как о категории искусствоведческой.

Взаимосвязь сюжета, героя, темы, с одной сто­роны, и стиля - с другой, дает возможность на следующем этапе литературного образования - в седьмом классе, обратиться к изучению катего­рии жанра. В психологическом и дидактическом аспектах это становится возможным, поскольку развившиеся в этом возрасте способности к аб­страктному мышлению позволяют связать вполне конкретные категории сюжета и стиля с гораздо более отвлеченной литературоведческой катего­рией жанра. Понимание этой категории как глу­боко содержательной вырастает из непосредствен­ного читательского опыта, из опыта анализа. Ученики самостоятельно формулируют основные, необходимые для понимания характера произве­дения теоретико-литературные понятия, включа­ющие в себя как представления об исторической устойчивости родов и жанров, так и восприятие их конкретно-исторической, индивидуальной трактовки. Так, категория жанра дает возмож­ность показать взаимосвязь индивидуального и исторического. Серьезное внимание уделяется изучению наиболее характерных для определен­ного направления жанров.

Литература, предлагаемая для изучения, позво­ляет показать, как один и тот же жизненный мате­риал перевоплощается в произведениях различных жанров, как определяется жанровый код, как эво­люционируют жанры в соответствии с внутренни­ми закономерностями развития литературы, с од­ной стороны, и под влиянием времени - с другой. Литературный жанр предстает как категория не отвлеченная, сугубо литературоведческая, а в ши­роком жизненном контексте. Самое существенное состоит в том, что учебные цели согласуются с воз­растными и индивидуальными читательскими ин­тересами школьников. Как и раньше, в пятом и шестом классах, историзм мышления формируется путем постоянного сопоставления произведений разных жанров.

С углублением аналитической деятельности ус­ложняется и характер творческих заданий семи­классникам - от пересказа сюжета в иной жанро­вой форме до создания собственных произведений в определенном жанре (рассказа, очерка, басни, притчи и т. п.).


В восьмом классе категория направления - са­мая сложная из необходимых для анализа - осва­ивается на достаточно изученном учениками материале. Ее понимание вырастает как бы «снизу», формируется постепенно, но с учетом особенностей сюжета, характеров героев, стиля, жанровой специфики произведения. При этом особенно важно единство индуктивного и дедуктивного подходов.

Произведения, изучаемые в восьмом классе, наиболее показательны для крупных литератур­ных эпох и направлений. Анализ этих произведе­ний углубляет читательский интерес, при этом совершенствуется и восприятие художественного текста. Учащиеся приходят к мысли, что каждое художественное направление имеет безусловную ценность. Особое внимание уделяется концепции мира и человека, которая принципиально по-раз­ному воплотилась в произведениях самых значи­тельных направлений искусства слова.

В восьмом классе в гораздо большей мере ис­пользуется музыкальный, изобразительный, архитектурный материал, рассматриваемый во взаимосвязи с материалом литературным. Наблю­дения, которые сопутствовали изучению литера­туры в пятом - седьмом классах, обобщаются и систематизируются.

Учебной задачей литературного образования в девятом классе является формирование основных умений и навыков монографического анализа на основе ранее сформированных умений и знаний. Если для курса пятых - восьмых классов предлага­ется конкретный анализ произведения (с точки зрения сюжета, героев, мотивации, стиля и т. д.), то работа в девятом классе основывается на поиске наиболее простой и естественной формы осмысле­ния литературного произведения. Новое качество чтения, обогащенное аналитическими знаниями и читательскими умениями, является, таким обра­зом, итогом базового литературного образования в среднем звене школы.

Представленные в курсе девятого класса произ­ведения отвечают и конкретным задачам литера­турного образования, и нравственным потребностям юного читателя. Задача курса - целостное мировоз­зренческое постижение жизни средствами искус­ства слова. Этим объясняется большой удельный вес в курсе сложных, насыщенных философской проблематикой, открытых самым разным вариантам прочтения произведений. Художественная литерату­ра убеждает, что ценность жизни - в самой жизни, а не в холодном, умозрительном философствовании. Таким образом, художественная литература стано­вится школой воспитания чувств и мысли, трепет­ного и серьезного отношения к жизни.