ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курс базового литературного образования предполагает объединение произведений, связанных общей учебной целью. Такие структурные компоненты программы (блоки) подчинены определенной внутренней логике и композиции курса отдельного года обучения.
Наряду с блоковым принципом группировки литературного материала в программе использован так называемый вертикальный принцип взаимосвязи произведений: творчество наиболее значительных русских писателей изучается с пятого по девятый класс, что позволяет с самого начала изучения творчества писателя в школе найти ключ к постижению его художественного мира, творческой манеры. Обращение в каждом следующем классе к новому для учеников произведению данного автора расширяет представления о его творчестве и вместе с тем позволяет проследить, как единство художественного мира писателя по-разному проявляется в его произведениях.
При всей безусловной свободе учителя и открытости программы подобный подход представляется в высшей степени желательным, поскольку обеспечивает необходимый минимальный корпус «общего» материала, владение которым дает возможность вести диалог в классе. Кроме того, не имея сколько-нибудь надежного рецепта воспитания интереса к чтению, авторы полагают, что только самые совершенные произведения способны вызвать этот интерес, именно они формируют художественный вкус, делают чтение жизненной потребностью школьника.
Совершенствованию вкуса способствует постоянное, из урока в урок, обращение к особенностям языка произведений. Поэтому программой предусмотрено взаимодействие курсов литературы и русского языка. Ученик проверяет, уточняет, корректирует свои впечатления с помощью лингвистического анализа. Это, в свою очередь, увеличивает интерес к теоретическим знаниям по русскому языку, которые в данном случае обнаруживают свою практическую значимость.
Самостоятельный курс «Мировая литература» одновременно выступает и основным компонентом интегрированного курса «История мирового искусства», предполагающего изучение по отдельным эпохам и художественным направлениям истории литературы, изобразительного искусства, музыки, архитектуры, театра, кино. Основная задача такого курса - дать возможность старшекласснику «прожить» эпохи художественной культуры человечества (с естественным приоритетом национальной культуры), выяснить, как общие закономерности проявляются в произведениях разных искусств.
Интегрированный курс основан на взаимосвязи и взаимодополнении уроков, посвященных отдельным искусствам, в том числе и литературе. Однако вне зависимости от того, позволяют ли конкретные условия осуществить в школе такой интегрированный курс, литература остается самостоятельным предметом. Несмотря на значительное число литературных произведений в программе X-XI классов, многие из них - это материал для повторения. Так, весь курс X-XI классов опирается на изученное в среднем звене школы. Ученики, воспитанные на многократном обращении к одним и тем же произведениям по различным учебным поводам и в разном возрасте, в старших классах, по сути, продолжают работу, начатую в среднем звене школы. И в методологическом смысле интегрированный курс уже подготовлен предшествующим эстетическим образованием: постоянное обращение к другим видам искусства на уроке литературы выработало привычку рассматривать литературное произведение в широком художественном контексте. Чем шире осваивается художественный контекст анализируемого произведения, тем глубже оно постигается, тем выше эффект его художественного воздействия. Поэтому школьная и внешкольная начитанность как фактор расширения литературного контекста является одним из ведущих критериев оценки литературного образования. Тем более что именно начитанность - показатель интереса и любви к книге.
Единство нравственных, методических, литературоведческих задач определяет характер учебных целей, отбор и расположение материала в каждом классе среднего звена. Однако при желании четко следовать определенным принципам авторы постоянно заботились и о разнообразии литературного материала.
В пятом классе (первом классе средней школы) решается конкретная нравственно-философская задача - выяснить взаимоотношения характеров и обстоятельств, факторов, определяющих движение жизни в координатах добра и зла. На литературном материале, доступном и интересном пятиклассникам, формируются нравственные категории, такие, как сострадание ближнему, негодование на тех, кто несет зло, желание жить по правде и справедливости.
Знакомясь с литературоведением, учащиеся обращаются к изучению сюжета и характеров героев, принципов сюжетосложения. Так как направления этой работы теснейшим образом связаны, то, разумеется, в реальной практике нравственная проблематика и анализ сюжета и характеров героев составляют одно целое. Пятиклассники сопоставляют собственную нравственную оценку поведения героев и оценку авторскую с категориями судьбы и воли, предопределенности и независимости поведения человека. В то же время именно в пятом классе формируются коренные представления о правде искусства. Еще раз подчеркнем, что ответ на этот вопрос ученики ищут не в «похожести» произведения на действительность, а в его внутренней логике.
В методическом отношении в пятом классе закладывается фундамент всей системы работы, основанной на максимальном внимании к читательской реакции, на выработке умения проверить адекватность собственного чувства авторскому замыслу путем анализа художественного текста. При этом ученики с помощью учителя выводят и формулируют основные необходимые понятия теории литературы. Основная цель работы учителя в пятом классе, которая становится определяющей и для всего последующего курса, - создать оптимальные условия раскрытия перед детьми художественного мира автора во всей его красоте и неповторимости.
В шестом классе ученики переходят от выяснения взаимодействия героев и сюжета к осмыслению восприятия стиля литературного произведения. В нравственно-философском отношении делается следующий шаг: дети задумываются над тем, что и как утверждает художник самим характером повествования, как характер повествования связан с темой произведения.
Творческие задания и анализ литературных произведений в шестом классе нацелены на то, чтобы выявить особенности стиля, определяемые авторской художественной задачей. И аналитические, и литературные творческие задания позволяют проникнуть в стиль художественного произведения, освоить различные стилистические приемы и средства, осознать их в качестве носителей художественного содержания, необходимых, чтобы ярко, точно, выразительно донести мысль, чувство, переживание.
Шестой класс является определяющим в курсе развития речи: речь как акт мышления, в том числе и художественного, осваивается повседневным учебным опытом учеников. Очень важно, что шестиклассники встречаются на уроках с самым разным материалом - лирикой, эпическими произведениями, впервые знакомятся с драмой; так исподволь формируется фундамент освоения родовой и жанровой обусловленности стиля. Но в центре внимания остается авторский стиль. Знакомство со стилистической манерой разных художников создает представление о стиле различных школ и направлений, о жанровой обусловленности.
В шестом классе, как и раньше, русский язык и литература как предметы школьного образования изучаются в тесном взаимодействии. Так, задания, выполняемые на уроках русского языка, соотносятся с изучаемым литературным материалом. На примере литературных текстов рассматриваются особенности использования различных лексических, грамматических, стилистических средств и форм языка. Это помогает учащимся различать два аспекта понимания стиля - языковой и художественный. Кроме того, конкретизируются пути их взаимодействия.
Особое место в освоении стиля как эстетической категории принадлежит заданиям, посвященным анализу стиля литературных произведений в контексте произведений других искусств. Именно такие задания расширяют и углубляют представления о стиле как о широкой, покрывающей различные виды искусства категории, как о категории искусствоведческой.
Взаимосвязь сюжета, героя, темы, с одной стороны, и стиля - с другой, дает возможность на следующем этапе литературного образования - в седьмом классе, обратиться к изучению категории жанра. В психологическом и дидактическом аспектах это становится возможным, поскольку развившиеся в этом возрасте способности к абстрактному мышлению позволяют связать вполне конкретные категории сюжета и стиля с гораздо более отвлеченной литературоведческой категорией жанра. Понимание этой категории как глубоко содержательной вырастает из непосредственного читательского опыта, из опыта анализа. Ученики самостоятельно формулируют основные, необходимые для понимания характера произведения теоретико-литературные понятия, включающие в себя как представления об исторической устойчивости родов и жанров, так и восприятие их конкретно-исторической, индивидуальной трактовки. Так, категория жанра дает возможность показать взаимосвязь индивидуального и исторического. Серьезное внимание уделяется изучению наиболее характерных для определенного направления жанров.
Литература, предлагаемая для изучения, позволяет показать, как один и тот же жизненный материал перевоплощается в произведениях различных жанров, как определяется жанровый код, как эволюционируют жанры в соответствии с внутренними закономерностями развития литературы, с одной стороны, и под влиянием времени - с другой. Литературный жанр предстает как категория не отвлеченная, сугубо литературоведческая, а в широком жизненном контексте. Самое существенное состоит в том, что учебные цели согласуются с возрастными и индивидуальными читательскими интересами школьников. Как и раньше, в пятом и шестом классах, историзм мышления формируется путем постоянного сопоставления произведений разных жанров.
С углублением аналитической деятельности усложняется и характер творческих заданий семиклассникам - от пересказа сюжета в иной жанровой форме до создания собственных произведений в определенном жанре (рассказа, очерка, басни, притчи и т. п.).
В восьмом классе категория направления - самая сложная из необходимых для анализа - осваивается на достаточно изученном учениками материале. Ее понимание вырастает как бы «снизу», формируется постепенно, но с учетом особенностей сюжета, характеров героев, стиля, жанровой специфики произведения. При этом особенно важно единство индуктивного и дедуктивного подходов.
Произведения, изучаемые в восьмом классе, наиболее показательны для крупных литературных эпох и направлений. Анализ этих произведений углубляет читательский интерес, при этом совершенствуется и восприятие художественного текста. Учащиеся приходят к мысли, что каждое художественное направление имеет безусловную ценность. Особое внимание уделяется концепции мира и человека, которая принципиально по-разному воплотилась в произведениях самых значительных направлений искусства слова.
В восьмом классе в гораздо большей мере используется музыкальный, изобразительный, архитектурный материал, рассматриваемый во взаимосвязи с материалом литературным. Наблюдения, которые сопутствовали изучению литературы в пятом - седьмом классах, обобщаются и систематизируются.
Учебной задачей литературного образования в девятом классе является формирование основных умений и навыков монографического анализа на основе ранее сформированных умений и знаний. Если для курса пятых - восьмых классов предлагается конкретный анализ произведения (с точки зрения сюжета, героев, мотивации, стиля и т. д.), то работа в девятом классе основывается на поиске наиболее простой и естественной формы осмысления литературного произведения. Новое качество чтения, обогащенное аналитическими знаниями и читательскими умениями, является, таким образом, итогом базового литературного образования в среднем звене школы.
Представленные в курсе девятого класса произведения отвечают и конкретным задачам литературного образования, и нравственным потребностям юного читателя. Задача курса - целостное мировоззренческое постижение жизни средствами искусства слова. Этим объясняется большой удельный вес в курсе сложных, насыщенных философской проблематикой, открытых самым разным вариантам прочтения произведений. Художественная литература убеждает, что ценность жизни - в самой жизни, а не в холодном, умозрительном философствовании. Таким образом, художественная литература становится школой воспитания чувств и мысли, трепетного и серьезного отношения к жизни.