Файл: Лекция Медицинская этика и деонтология. Искусство общения в медсестринстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента": Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность; Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций; Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу); Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения "медсестрa - врач": Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении; Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально; Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного; При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa": Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам; Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного; Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом; В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал": Соблюдать взаимоуважение; Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала; Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие; Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО И. ХАРДИ Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».

1. Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например, благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

3. Тип «нервной» сестры — эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.


4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благоприятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры — может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

5. Сестра материнского типа — выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры — неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненноепризвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Частой за­ботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.

6. Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любоз­нательность в определенной сфере профессиональной дея­тельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотера­пии, функциональной диагностики, различных лаборато­риях.

Общение в сестринском деле

Сестринская деонтология- наука о долге перед паци­ентом и обществом, профессиональном поведении медицин­ского работника, является частью сестринской этики.

Медицинскому работнику доверяемся самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физи­ческом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять сво­ими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

  1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, со­блюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

  2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

Основными качествами медицинского работника, при­чем качествами именно его внутренней культуры

, явля­ются:

Скромность - простота, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость - самая высокая добродетель меди­цинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости - это: «Никому не вредить и приносить, пользу обществу».

Честность - должна соответствовать всем делам меди­цинского работника. Она должна стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта - неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек - это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жался себя, помогает сло­вом и делом.

Что же такое внешняя культура медицинского работ­ника?

Прежде всего:

1. Внешний вид. Основное требование к одежде меди­ка - чистота и простота, отсутствие излишних украше­ний и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинско­го работника, степень его заботы, внимания к пациенту.

«Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украше­ниях. Она сама украшает человека, символизирует чисто­ту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицин­скому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небреж­ная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицин­ский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

  1. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться веж­ливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д.

Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, а у пациента вызывают нега­тивную реакцию. Основными принципами сестринском этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:


  1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

  2. Сострадание, доброжелательность.

  3. Бескорыстие, трудолюбие, учтивость и др.





Коммуникация имеет большое значение в жизни каждого человека, и тем более в работе медика, поскольку общение в медицине — это контакт человека с человеком, медика с паци­ентом и его родственниками. Даже если медсестра коммуника­бельна от природы, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.

Общение — сложный, многоплановый процесс установле­ния и развития контактов между людьми, порождаемый по­требностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

2.Общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физи­ческие или психологические трудности. Очевидно, что медсе­страм требуются специальные знания и умения, чтобы обще­ние оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.

Выделяют следующие компоненты и виды общения.

Компоненты:

  1. Коммуникативный — обмен информацией между сест­рой и пациентом.

  2. Перцептивный (перцепция — представление, понима­ние) — процесс восприятия и понимания собеседников при общении.

  3. Интерактивный (интеракция) — взаимодействие парт­неров для организации совместной деятельности и раз­работки общей линии поведения.

Виды общения:

  1. Деловое — общение партнеров по вопросам совместной деятельности.

  2. Ролевое — коммуникация людей определена социаль­ной ролью собеседников.

  3. Личностно-ориентированное — общение между партне­рами с учетом знаний индивидуальных особенностей лич­ности.

Уровни общения

  1. Внутриличностное (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, раз­работка идей, планирование действий.

  2. Межличностное — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.

  3. Общественное — взаимодействие одного человека с груп­пой людей, коллективом, большой аудиторией.

Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми


Американский исследователь Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса из пяти элементов.



отправитель — кто передает информацию; сообщение — посылаемая информация; канал — форма отправки сообщения (речь, жесты); получатель — кому посылается сообщение; подтверждение — эффективность сообщения.



Психологические типы собеседников

Для каждого пациента медсестра должна найти свой инди­видуальный подход, и только тогда возможно эффективное терапевтическое общение. В зависимости от конкретной ситуации это поможет ей быть более гибкой в понимании лю­дей. Классификация типов собеседников (А. Б. Добрович, оте­чественный психолог, 1987) поможет медикам определить психологический тип собеседника и оптимальную тактику для общения с ним.

Доминантный собеседник — человека не особенно инте­ресуют вопросы такта, своевременности, уместности обра­щения к собеседнику или вопросы взаимопонимания при об­щении, он настроен прежде всего на влияние и воздействие на собеседника, его желание — оставить впечатление своего превосходства — физического, психического или интеллек­туального. Это можно почувствовать по его мимике, осан­ке, взгляду.

В общении перебивает человека, но никогда не даст пере­бить себя, слушает только себя, не давая собеседнику вставить слово. Трудно признает свою неправоту, подсознательно ува­жает тех, кто способен проявить настойчивость и не поддаться его влиянию. Но если собеседник также является доминант­ным, то между ними может возникнуть серьёзное напряжение.

Амбициозный доминант часто невыносим, задача сест­ры — своевременно распознать этот психологический тип, про­явить выдержку и такт в общении с ним. Следует дать воз­можность проявить доминантность и деликатно склонить на свою сторону в определенной ситуации.

Недоминантный собеседник — полная противополож­ность доминантного типа собеседника. Обычно такой человек довольно застенчив, чувствует неловкость при обращении к другим людям. Деликатный, тактичный человек, предупре­дительный, чуткий по отношению к доминантному партнё­ру, уступчив и часто теряется при психологическом давлении на него, даже при условии, что он прав, а не собеседник. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо переносит лю­бые попытки перебить его самого. Любая ссора и конфликт тяготят такого человека.