Файл: Лекция Медицинская этика и деонтология. Искусство общения в медсестринстве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Недоминантному собеседнику необходимо поощрение, подбадривание и поддержка со стороны собеседника. Медсестра должна помнить об особенностях данного типа и учитывать их в общении с такими пациентами.
Мобильный собеседник — человек легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения и на собеседника. Но затем он так же легко может отвлечься от беседы и переключиться на какую-либо деятельность. В процессе общения живо участвует мимикой, жестами, интонациями, речь его, как правило, быстра и тороплива, непроизвольно торопит с ответом и своего партнёра по общению.
Если собеседник чрезвычайно мобилен, то медсестра должна знать, что лучше всего начать общение с ним с определённой «подстройки» под его темп и ритм, постепенно замедляя скорость и мягко направляя обсуждение проблемы в нужное русло.
Ригидный собеседник — данному типу необходимо определённое время для коммуникации. Основателен в общении, слушает партнёра внимательно, реагирует вдумчиво, объясняет свои мысли подробно, может обидеться, если его торопят с ответом. Трудно переключается с одного дела на другое, долго «прокручивает» в сознании все детали и нюансы беседы.
Медсестре необходимо запастись терпением в общении и не торопить его без крайней необходимости, мягко направляя беседу в нужное русло.
Экстравертивный собеседник — человек направлен на объект, на «другого». Он коммуникабелен и оценивает других людей по коммуникабельности. В общении — внимателен, дружелюбен, жаждет получить то же и от других, незлопамятен, в случае ссоры «не держит камень за пазухой». Особое восприятие мира. На свое здоровье мало обращает внимания. Большой круг знакомых, его собственное «я» и «я» другого человека идентичны, поэтому ему легко среди людей.
Экстраверту нужна постоянная смена впечатлений и партнёров. Его тяготит однообразие лиц и тем. Для привлечения внимания к себе он способен подчас на нетривиальные, эксцентричные выходки и высказывания. Общение медиков с такими людьми обычно не представляет сложности.
Интровертивный собеседник не склонен к внешним контактам, общению. Собственные ценности выше ценностей объекта, обращает внимание не на людей, а на свои чувства.
Узкий круг общения. Если он вам доверяет, то доверяет полностью. Не выносит поверхностного общения, ему проще «общаться» с книгами, вещами, чем с людьми. Ценит дружбу, не любит обсуждать свои и чужие личные дела. В общении с таким человеком следует быть особенно корректным и внимательным.
Средства общения
Вербальные | Невербальные |
язык | визуальные |
речь | акустические |
| тактильные |
| ольфакторные (обонятельные) |
Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопереживание, совместная радость в процессе излечения. Личная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как интонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.
Невербальные средства общения
Визуальные:
-
движения и жесты
-
движения (кинезика) — перемещение в пространстве всего тела, -
жесты — движение различных частей тела — в основном головы, плеч, рук (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность);
-
позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя излюбленная поза. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполеоновская»);
-
выражения лица, выражения глаз — мимика — определенный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотрите больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта — показатели жизненного тонуса личности, недаром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»; -
направление взгляда, визуальный контакт — экстраверты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интраверты; -
кожные реакции: покраснение, побледнение; -
вспомогательные средства общения:
-
особенности телосложения (признаки возраста, пола); -
средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);
-
проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.
Зоны комфорта
менее 15 см | 15-45 см | 0,46- 1,2 м | 1,2-3,6 м | более 3,6 м |
сверхинтиная | интимная | личная | социальная | общественная |
Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!
Акустические:
-
связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи; -
не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания.
Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца).
Ольфакторные (связанные с запахом):
-
естественные (приятные, неприятные); -
искусственные (духи, косметика).
У пациента могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, обычном разговоре.
То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта.
Основа коммуникации — мастерство общения медсестры:
1 — участие — внимание к чувствам другого человека.
Эмпатия («вчувствование») — способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
Для понимания эффективного общения сестры и пациента можно представить механизм общения в форме пазлов: когда контактные впадины и выступы одного человека совпадают с выступами и впадинами другого, происходит взаимопонимание.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это форма непосредственного пристрастного переживания человеком жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловлено тем, отвечают или нет объективные свойства этих явлений и ситуаций потребностям индивидуума.
Сестры должны помнить, что эмоции не должны их захватывать в межличностных контактах — это может привести к негативным последствиям, а чувства в общении сестры не только желательны, но и полезны. Чувства являются механизмом приспособления к работе с коллегами и пациентами и прочным элементом в системе эмоциональной безопасности;
2 открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку, оно предполагает взаимность;
3 — умение проявлять беспокойство, сопереживать;
4— умение слушать — это искусство, открытость миру мыслей и чувств других людей.
Выделяют 3 элемента активного слушания:
-
поощряющие невербальные аспекты; -
поощряющие вербальные аспекты; -
использование молчания.
К невербальным компонентам активного слушания относятся:
-
зрительный контакт; -
поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слушать; -
сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к пациенту; -
расстояние между собеседниками; -
кивки головой; -
выражение лица.
Вербальные компоненты:
-
восклицания по ходу беседы с пациентом; -
вопросы, показывающие заинтересованность сестры в пациенте.
Использование молчания: сестра должна уметь правильно использовать этот аспект — с одной стороны, молчание может тяготить пациента, с другой — оно позволяет человеку собраться с мыслями. Сестре не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает;
5 — искренность (или конгруэнтность) в общении — это совпадение трёх пластов коммуникации — вербального (что человек говорит), невербального (сопровождающие жесты) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих пластов всегда замечается партнёром;
6 — уважение',
7 — искусство задавать вопросы — вопросы могут быть общие, конкретные, наводящие, пробные, множественные.
Тип вопроса | Преимущество | Недостаток |
Общие Как дела? Как здоровье? | Полезны, так как способствуют самовыражению. Человек может описать собственными словами то, что для него важно | Трудно контролировать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников |
Конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес? | Позволяют быстро собирать конкретную информацию — точную и однозначную | Ограничены постановкой вопроса, ориентированы только на вопрос |
Наводящие Вы бросите курить, не так ли? Вы будете уделять больше внимания прогулкам на свежем воздухе после выписки? . | Наталкивают отвечающего на ответ, соответствующий нашему мнению | Ограничивают самовыражение отвечающего, могут вызывать гневную реакцию, если воспринимается как угрожающий |
Пробные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? За последние дниболи в области сердца участились? | Исследуют тему, которую спрашивающий считает важной; ответы могут давать конкретную информацию. Может застать отвечающего врасплох | Может пугать отвечающего, может вызвать гневную реакцию |
Множественные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? Она обладает достаточными умениями? Как она будет успевать при такой напряжённой работе? | Может демонстрировать интерес и энтузиазм | Приводит к замешательству, так как отвечающий не знает, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным |
Правила профессионального общения с пациентом
-
Представиться пациенту: указать имя-отчество, должность. -
Смотреть в глаза на одном уровне; если пациент лежит — сесть на стул. -
Проявлять доброжелательность. Создать приятную атмосферу общения. -
Обеспечить конфиденциальность беседы. -
Говорить на доступном для пациента языке. -
Поощрять пациента задавать вопросы. -
Уметь слушать.
РЕЗЮМЕ
Поведение медика — вербальное и невербальное — важное средство коммуникации. Профессионалы-медики должны знать, какие умения и качества необходимы для оказания помощи пациентам на межличностном уровне, и использовать это в своей работе.
Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый специалист. Общение позволяет установить необходимые и результативные контакты и связи как в личной, так и в деловой жизни.
Сестринское дело — это больше, чем доброжелательное, технически грамотное выполнение лечебных процедур и манипуляций, это общение человека с человеком, медсестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности.
-
Литература (основная, дополнительная)
-
КулешоваЛ.И., Пустоветова Е.В., Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 37 – 53 -
Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст]/ Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.-14-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с. 28 – 42.
-
Интернет- ресурсы -
https://ru.wikipedia.org/ - энциклопедические данные; -
www.consultant.ru/ - нормативные документы; -
www.med-pravo.ru/ – нормативные документы. -
ftp://ftp.medgum.ru/ - основы сестринского дела под ред. С.И. Двойникова
-
Глоссарий
Верба́льный (лат. verbalis «словесный») — термин, применяемый для обозначения знаков, слов и процессов оперирования знаками, словами.
Интеракция — взаимодействие.
Коммуникация — общение.
Конгруэнтность — искренность.
Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Кинесика- экспрессивно выразительные движения