Файл: Лекция Медицинская этика и деонтология. Искусство общения в медсестринстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Недоминантному собеседнику необходимо поощрение, под­бадривание и поддержка со стороны собеседника. Медсестра должна помнить об особенностях данного типа и учитывать их в общении с такими пациентами.

Мобильный собеседник — человек легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения и на собесед­ника. Но затем он так же легко может отвлечься от беседы и переключиться на какую-либо деятельность. В процессе об­щения живо участвует мимикой, жестами, интонациями, речь его, как правило, быстра и тороплива, непроизвольно торо­пит с ответом и своего партнёра по общению.

Если собеседник чрезвычайно мобилен, то медсестра дол­жна знать, что лучше всего начать общение с ним с опреде­лённой «подстройки» под его темп и ритм, постепенно замед­ляя скорость и мягко направляя обсуждение проблемы в нуж­ное русло.

Ригидный собеседник — данному типу необходимо опре­делённое время для коммуникации. Основателен в общении, слушает партнёра внимательно, реагирует вдумчиво, объяс­няет свои мысли подробно, может обидеться, если его торо­пят с ответом. Трудно переключается с одного дела на дру­гое, долго «прокручивает» в сознании все детали и нюансы беседы.

Медсестре необходимо запастись терпением в общении и не торопить его без крайней необходимости, мягко направляя беседу в нужное русло.

Экстравертивный собеседник — человек направлен на объект, на «другого». Он коммуникабелен и оценивает других людей по коммуникабельности. В общении — внимателен, дружелюбен, жаждет получить то же и от других, незлопамя­тен, в случае ссоры «не держит камень за пазухой». Особое восприятие мира. На свое здоровье мало обращает внимания. Большой круг знакомых, его собственное «я» и «я» другого человека идентичны, поэтому ему легко среди людей.

Экстраверту нужна постоянная смена впечатлений и парт­нёров. Его тяготит однообразие лиц и тем. Для привлечения внимания к себе он способен подчас на нетривиальные, экс­центричные выходки и высказывания. Общение медиков с такими людьми обычно не представляет сложности.

Интровертивный собеседник не склонен к внешним кон­тактам, общению. Собственные ценности выше ценностей объекта, обращает внимание не на людей, а на свои чувства.

Узкий круг общения. Если он вам доверяет, то доверяет пол­ностью. Не выносит поверхностного общения, ему проще «общаться» с книгами, вещами, чем с людьми. Ценит друж­бу, не любит обсуждать свои и чужие личные дела. В обще­нии с таким человеком следует быть особенно корректным и внимательным.


Средства общения

Вербальные


Невербальные

язык

визуальные

речь

акустические




тактильные




ольфакторные

(обонятельные)

Общение с пациентом — важнейший элемент процесса ле­чения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопе­реживание, совместная радость в процессе излечения. Лич­ная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как ин­тонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.

Невербальные средства общения

Визуальные:

  • движения и жесты

  • движения (кинезика) — перемещение в простран­стве всего тела,

  • жесты — движение различных частей тела — в ос­новном головы, плеч, рук (различают жесты при­ветствия, прощания, выражающие одобрение, рас­терянность);

  • позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя из­любленная поза. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполе­оновская»);

  • выражения лица, выражения глаз — мимика — опре­деленный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, стра­дание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контро­лируется нами больше, чем нижняя, поэтому смот­рите больше на рот, крылья носа, подбородок. Угол­ки рта — показатели жизненного тонуса личности, не­даром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;

  • направление взгляда, визуальный контакт — экстравер­ты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интраверты;

  • кожные реакции: покраснение, побледнение;

  • вспомогательные средства общения:

  • особенности телосложения (признаки возраста, пола);

  • средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);


  • проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

Зоны комфорта

менее 15 см

15-45 см

0,46- 1,2 м

1,2-3,6 м

более 3,6 м

сверх­интиная

интимная

личная

социальная

общественная

Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!

Акустические:

  • связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи;

  • не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания.

Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пуль­са, живота, перкуссия легких, сердца).

Ольфакторные (связанные с запахом):

  • естественные (приятные, неприятные);

  • искусственные (духи, косметика).

У пациента могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, обычном разговоре.

То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта.

Основа коммуникации — мастерство общения медсестры:

1 — участие — внимание к чувствам другого человека.

Эмпатия («вчувствование») — способность чувствовать эмо­циональное состояние другого человека.

Для понимания эффективного общения сестры и пациента можно представить механизм общения в форме пазлов: когда контактные впадины и выступы одного человека совпадают с выступами и впадинами другого, происходит взаимопонимание.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это форма непосредственного пристрастного переживания человеком жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловле­но тем, отвечают или нет объективные свойства этих явлений и ситуаций потребностям индивидуума.

Сестры должны помнить, что эмоции не должны их захва­тывать в межличностных контактах — это может привести к негативным последствиям, а чувства в общении сестры не только желательны, но и полезны. Чувства являются меха­низмом приспособления к работе с коллегами и пациентами и прочным элементом в системе эмоциональной безопасности;

2 открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку, оно предполагает взаимность;


3 — умение проявлять беспокойство, сопереживать;

4— умение слушать — это искусство, открытость миру мыслей и чувств других людей.

Выделяют 3 элемента активного слушания:

  • поощряющие невербальные аспекты;

  • поощряющие вербальные аспекты;

  • использование молчания.

К невербальным компонентам активного слушания отно­сятся:

  • зрительный контакт;

  • поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слу­шать;

  • сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к паци­енту;

  • расстояние между собеседниками;

  • кивки головой;

  • выражение лица.

Вербальные компоненты:

  • восклицания по ходу беседы с пациентом;

  • вопросы, показывающие заинтересованность сестры в пациенте.

Использование молчания: сестра должна уметь правильно использовать этот аспект — с одной стороны, молчание мо­жет тяготить пациента, с другой — оно позволяет человеку собраться с мыслями. Сестре не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает;

5 — искренность (или конгруэнтность) в общении — это со­впадение трёх пластов коммуникации — вербального (что че­ловек говорит), невербального (сопровождающие жесты) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих пластов всегда замечается партнёром;

6 — уважение',

7 — искусство задавать вопросы — вопросы могут быть об­щие, конкретные, наводящие, пробные, множественные.

Тип вопроса


Преимущество

Недостаток

Общие Как дела?

Как здоровье?

Полезны, так как спо­собствуют самовыра­жению.

Человек может опи­сать собственными словами то, что для него важно

Трудно контролиро­вать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников

Конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес?

Позволяют быстро собирать конкретную информацию — точ­ную и однозначную

Ограничены поста­новкой вопроса, ориентированы только на вопрос

Наводящие Вы бросите курить, не так ли?

Вы будете уделять больше внимания прогулкам на све­жем воздухе после выписки? .

Наталкивают отве­чающего на ответ, соответствующий нашему мнению

Ограничивают са­мовыражение отве­чающего, могут вызывать гневную реакцию, если вос­принимается как угрожающий

Пробные Вы говорите, что за вами будет ухажи­вать дочь?

За последние дниболи в области серд­ца участились?

Исследуют тему, ко­торую спрашивающий считает важной; отве­ты могут давать кон­кретную информацию. Может застать отве­чающего врасплох

Может пугать отве­чающего, может вызвать гневную реакцию

Множественные Вы говорите, что за вами будет ухажи­вать дочь? Она об­ладает достаточ­ными умениями? Как она будет успевать при такой напря­жённой работе?

Может демонстриро­вать интерес и энтузи­азм

Приводит к замеша­тельству, так как отвечающий не зна­ет, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным


Правила профессионального общения с пациентом

  1. Представиться пациенту: указать имя-отчество, долж­ность.

  2. Смотреть в глаза на одном уровне; если пациент лежит — сесть на стул.

  3. Проявлять доброжелательность. Создать приятную ат­мосферу общения.

  4. Обеспечить конфиденциальность беседы.

  5. Говорить на доступном для пациента языке.

  6. Поощрять пациента задавать вопросы.

  7. Уметь слушать.

РЕЗЮМЕ

Поведение медика — вербальное и невербальное — важное средство коммуникации. Профессионалы-медики должны знать, какие умения и качества необходимы для оказания по­мощи пациентам на межличностном уровне, и использовать это в своей работе.

Способность эффективно общаться — это искусство, кото­рым должен владеть каждый специалист. Общение позволяет установить необходимые и результативные контакты и связи как в личной, так и в деловой жизни.

Сестринское дело — это больше, чем доброжелательное, технически грамотное выполнение лечебных процедур и ма­нипуляций, это общение человека с человеком, медсестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологи­ческие трудности.

  1. Литература (основная, дополнительная)

  1. КулешоваЛ.И., Пустоветова Е.В., Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 37 – 53

  2. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст]/ Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.-14-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с. 28 – 42.



  1. Интернет- ресурсы

  2. https://ru.wikipedia.org/ - энциклопедические данные;

  3. www.consultant.ru/ - нормативные документы;

  4. www.med-pravo.ru/ – нормативные документы.

  5. ftp://ftp.medgum.ru/ - основы сестринского дела под ред. С.И. Двойникова



  1. Глоссарий

Верба́льный (лат. verbalis «словесный») — термин, применяемый для обозначения знаков, слов и процессов оперирования знаками, словами.

Интеракция — взаимодействие.

Коммуникация — общение.

Конгруэнтность — искренность.

Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Кинесика- экспрессивно выразительные движения