Файл: Курсовая работа по дисциплине Информатика и компьютерные технологии на транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Транспортно-технологические машины и процессы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Информатика и компьютерные технологии на транспорте»

Выполнил: студент группы 620991 ________________ А.Н. Юрьев

Допущен к защите

к.т.н., доц. кафедры ТТМиП ________________ В.А. Пышный


Оценочные показатели КР

Макс.

Баллы

Результаты

защиты

1. Качество работы

25




2. Оценка рецензента

5




3. Качество доклада

20




4. Уровень защиты КР

50




Итого

100




Состав комиссии:

Председатель________________ ________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Члены ________________ ________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

________________ ________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Тула 2022

Содержание


Введение 3

1. Описание городской транспортной системы 4

2. Подготовка исходных данных 5

3. Построение цифровой модели городской транспортной системы 6

3.1 Импорт растровой подосновы 7

3.2 Создание улично – дорожной сети 8

3.3 Назначение центров массового тяготения 12

Заключение 14

Список используемой литературы 15
Введение

В данной курсовой работе необходимо, применяя методы имитационного моделирования, построить транспортный граф, произвести районирование с использованием функционально-планировочной структуры территории, нагрузить транспортную сеть и определить проблемные места для дальнейшего распределения транспортных потоков. Имитационное моделирование  — метод 
исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности), с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Районирование — деление территории на внутренне однородные, но различающиеся между собой составные части — районы.

Целью данной работы является сбор информации, создание и анализ улично-дорожной сети города Воркута. Под анализом подразумевается изучение загруженности, интенсивности и скоростного режима движения автомобилей по городским дорогам.

1. Описание городской транспортной системы

Воркута расположена в Полярном Предуралье (таким образом, город географически находится в Европе), на реке Воркуте примерно в 150 километрах севернее полярного круга и всего в 180 километрах от побережья Северного Ледовитого океана. Находится в зоне распространения вечной мерзлоты. Расстояние по автодорогам (постоянной автодороги нет, поэтому в том числе по зимнику) до столицы Республики Коми — Сыктывкара — составляет от 1100 км. Относится к районам Крайнего Севера и входит в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ.

  • Протяженность дорог общего пользования местного значения составляет 119,9 км

  • Протяженность улично-дорожной сети – 112,1 км

  • Общая протяженность автодорог – 231,3 км

В городе есть железнодорожная станция Северной железной дороги, аэропорт Воркута. В городе имеется автобусное сообщение, в том числе коммерческое.

До 2011 года никакой автомобильной дороги до города не было. Единственным способом попасть в Воркуту на автотранспорте было остановиться в Ухте (Сосногорске, примерно 680 км до Воркуты) и там погрузить свои автомобили на ж/д платформы. На преодоление этого отрезка пути уходило около суток, а в связи с плохой организацией перевозок по железной дороге время в пути могло увеличиться до 8 суток, в сочетании со временем ожидания свободной платформы, составляющим до двух суток. В 2010 году, однако, в связи со строительством газопровода с полуострова Ямал, возникла необходимость его обслуживания, что привело к появлению зимника. Тем не менее проехать по нему возможно лишь на подготовленной внедорожной технике

[46].

Вместе с соседними поселками образует Воркутинское кольцо.

Регулярный общественный транспорт: автобусы и маршрутки (отправляются от площади Металлистов в центре Воркуты.)

Транспорт ходит по двум направлениям:

  • «по западу», то есть по часовой стрелке,

  • и «по северу» — против неё.

Большинство транспорта ходят только до Воргашора и Северного, тогда как на участке между ними жилых посёлков не осталось, и по всему кольцу целиком сообщение очень редкое.

2. Подготовка исходных данных

Рассматриваем город Воркута

Исходные данные – таблицы с характеристиками перегонов и пропускной способности


3. Построение цифровой модели городской транспортной системы

Работа в TRANSNET будет разделана на три этапа:

  • создание улиц дорожно-транспортной сети;

  • районирование и привязка к центрам тяготения;

  • создание и расчет матриц и расчет загрузки УДС.

3.1 Импорт растровой подосновы

Растровая подоснова — это набор растровых графических файлов (файлов BMP), содержащих отсканированные фрагменты карты. Как правило, векторная подоснова содержит более точные координаты объектов, и ее предпочтительно использовать для ввода дуг и узлов. Для начала работы с растровой подосновой нужно создать транспортную сеть. Для этого нужно открыть файл в меню слева сверху, затем создать сеть (ctrl+N). Далее нужно назвать сеть (расширение «tn»)

Затем нужно установить границы растровой подосновы в соответствии с границами города и масштабом.

3.2 Создание улично-дорожной сети

1) Открыть редактор “N” и выбрать пункт улично-дорожная сеть



2)Создать каталог магистральные и районные улицы



3)Выбрать параметры для каждого каталога (цвет, толщину линии)




4)Далее для созданных каталогов добавляем каталог линии.



5)Затем добавляем узлы линии для созданных перед этим линий.



6)После этого с помощью ПКМ для выбранных линий задаем параметры дуг линий (число полос, свободная скорость, пропускная способность)



Получаем растровую подоснову карты с улицами и их характеристиками




3.3 Назначение центров массового тяготения

Для создания районов необходимо определить границы районов города (вокруг центров тяготения), задать центры районов, соединить центры с узлами сети.

Транспортное районирование – способ агрегирования индивидуальных потребностей людей при использовании транспортной сети в некую общность по определенным параметрам для целей моделирования.

Транспортные районы выполняют в модели две основных функции: - отражают структуру распределения функционально-пространственного потенциала области моделирования - формируют основу агрегированного описания состояния транспортной системы области моделирования. При районировании в транспортной модели наиболее важным является расположение центров притяжения районов и примыканий (линий связи с УДС), геометрические границы второстепенны и служат для удобства восприятия.

При разбивке территории города на транспортные районы границы районов следует назначать с учетом предполагаемого распределения пассажиров по транспортной сети. В качестве границ расчетных районов принимаются: 1) границы города; 2) естественные и искусственные рубежи, препятствующие сообщению внутри города (реки, овраги, железнодорожные линии и т.п.) и 3) линии, равноудаленные от основных транспортных магистралей и разделяющие зоны тяготения одной транспортной магистрали от другой. Границы между районами проводятся внутри кварталов и микрорайонов. Нельзя назначать границы районов по транспортным магистралям.

Для создания районов нужно зайти в редактор и выбрать вкладку районы




После создания районов, нужно перевести их в векторное изображение



Затем добавляем районы как отдельный слой, чтобы они не совпадали с линиями улично-дорожной сети.



Заключение

В курсовой работе мы построили УДС города Воркута, провели ее анализ и сделали выводы о движении внутри города. Отметили, что городские улицы имеют низкую загруженность даже в "час пик", относительно высокую пропускную способность и относительно небольшую интенсивность движения. Также определили центры тяготения районов.

Список используемой литературы
  1. Тохиров Т.И. – Основы моделирование транспортных систем


  2. Виниченко В.А. , Савельев Д.А. - Формирование улично-дорожных сетей: мировой и российский опыт