Файл: Курсовая работа по дисциплине Информатика и компьютерные технологии на транспорте.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Политехнический институт
Кафедра «Транспортно-технологические машины и процессы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Информатика и компьютерные технологии на транспорте»
Выполнил: студент группы 620991 ________________ А.Н. Юрьев
Допущен к защите
к.т.н., доц. кафедры ТТМиП ________________ В.А. Пышный
Оценочные показатели КР | Макс. Баллы | Результаты защиты |
1. Качество работы | 25 | |
2. Оценка рецензента | 5 | |
3. Качество доклада | 20 | |
4. Уровень защиты КР | 50 | |
Итого | 100 | |
Состав комиссии:
Председатель________________ ________________________
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Члены ________________ ________________________
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
________________ ________________________
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Тула 2022
Содержание
Введение 3
1. Описание городской транспортной системы 4
2. Подготовка исходных данных 5
3. Построение цифровой модели городской транспортной системы 6
3.1 Импорт растровой подосновы 7
3.2 Создание улично – дорожной сети 8
3.3 Назначение центров массового тяготения 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Введение
В данной курсовой работе необходимо, применяя методы имитационного моделирования, построить транспортный граф, произвести районирование с использованием функционально-планировочной структуры территории, нагрузить транспортную сеть и определить проблемные места для дальнейшего распределения транспортных потоков. Имитационное моделирование — метод
исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности), с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Районирование — деление территории на внутренне однородные, но различающиеся между собой составные части — районы.
Целью данной работы является сбор информации, создание и анализ улично-дорожной сети города Воркута. Под анализом подразумевается изучение загруженности, интенсивности и скоростного режима движения автомобилей по городским дорогам.
1. Описание городской транспортной системы
Воркута расположена в Полярном Предуралье (таким образом, город географически находится в Европе), на реке Воркуте примерно в 150 километрах севернее полярного круга и всего в 180 километрах от побережья Северного Ледовитого океана. Находится в зоне распространения вечной мерзлоты. Расстояние по автодорогам (постоянной автодороги нет, поэтому в том числе по зимнику) до столицы Республики Коми — Сыктывкара — составляет от 1100 км. Относится к районам Крайнего Севера и входит в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ.
-
Протяженность дорог общего пользования местного значения составляет 119,9 км
-
Протяженность улично-дорожной сети – 112,1 км
-
Общая протяженность автодорог – 231,3 км
В городе есть железнодорожная станция Северной железной дороги, аэропорт Воркута. В городе имеется автобусное сообщение, в том числе коммерческое.
До 2011 года никакой автомобильной дороги до города не было. Единственным способом попасть в Воркуту на автотранспорте было остановиться в Ухте (Сосногорске, примерно 680 км до Воркуты) и там погрузить свои автомобили на ж/д платформы. На преодоление этого отрезка пути уходило около суток, а в связи с плохой организацией перевозок по железной дороге время в пути могло увеличиться до 8 суток, в сочетании со временем ожидания свободной платформы, составляющим до двух суток. В 2010 году, однако, в связи со строительством газопровода с полуострова Ямал, возникла необходимость его обслуживания, что привело к появлению зимника. Тем не менее проехать по нему возможно лишь на подготовленной внедорожной технике
[46].
Вместе с соседними поселками образует Воркутинское кольцо.
Регулярный общественный транспорт: автобусы и маршрутки (отправляются от площади Металлистов в центре Воркуты.)
Транспорт ходит по двум направлениям:
-
«по западу», то есть по часовой стрелке, -
и «по северу» — против неё.
Большинство транспорта ходят только до Воргашора и Северного, тогда как на участке между ними жилых посёлков не осталось, и по всему кольцу целиком сообщение очень редкое.
2. Подготовка исходных данных
Рассматриваем город Воркута
Исходные данные – таблицы с характеристиками перегонов и пропускной способности
3. Построение цифровой модели городской транспортной системы
Работа в TRANSNET будет разделана на три этапа:
-
создание улиц дорожно-транспортной сети; -
районирование и привязка к центрам тяготения; -
создание и расчет матриц и расчет загрузки УДС.
3.1 Импорт растровой подосновы
Растровая подоснова — это набор растровых графических файлов (файлов BMP), содержащих отсканированные фрагменты карты. Как правило, векторная подоснова содержит более точные координаты объектов, и ее предпочтительно использовать для ввода дуг и узлов. Для начала работы с растровой подосновой нужно создать транспортную сеть. Для этого нужно открыть файл в меню слева сверху, затем создать сеть (ctrl+N). Далее нужно назвать сеть (расширение «tn»)
Затем нужно установить границы растровой подосновы в соответствии с границами города и масштабом.
3.2 Создание улично-дорожной сети
1) Открыть редактор “N” и выбрать пункт улично-дорожная сеть
2)Создать каталог магистральные и районные улицы
3)Выбрать параметры для каждого каталога (цвет, толщину линии)
4)Далее для созданных каталогов добавляем каталог линии.
5)Затем добавляем узлы линии для созданных перед этим линий.
6)После этого с помощью ПКМ для выбранных линий задаем параметры дуг линий (число полос, свободная скорость, пропускная способность)
Получаем растровую подоснову карты с улицами и их характеристиками
3.3 Назначение центров массового тяготения
Для создания районов необходимо определить границы районов города (вокруг центров тяготения), задать центры районов, соединить центры с узлами сети.
Транспортное районирование – способ агрегирования индивидуальных потребностей людей при использовании транспортной сети в некую общность по определенным параметрам для целей моделирования.
Транспортные районы выполняют в модели две основных функции: - отражают структуру распределения функционально-пространственного потенциала области моделирования - формируют основу агрегированного описания состояния транспортной системы области моделирования. При районировании в транспортной модели наиболее важным является расположение центров притяжения районов и примыканий (линий связи с УДС), геометрические границы второстепенны и служат для удобства восприятия.
При разбивке территории города на транспортные районы границы районов следует назначать с учетом предполагаемого распределения пассажиров по транспортной сети. В качестве границ расчетных районов принимаются: 1) границы города; 2) естественные и искусственные рубежи, препятствующие сообщению внутри города (реки, овраги, железнодорожные линии и т.п.) и 3) линии, равноудаленные от основных транспортных магистралей и разделяющие зоны тяготения одной транспортной магистрали от другой. Границы между районами проводятся внутри кварталов и микрорайонов. Нельзя назначать границы районов по транспортным магистралям.
Для создания районов нужно зайти в редактор и выбрать вкладку районы
После создания районов, нужно перевести их в векторное изображение
Затем добавляем районы как отдельный слой, чтобы они не совпадали с линиями улично-дорожной сети.
Заключение
В курсовой работе мы построили УДС города Воркута, провели ее анализ и сделали выводы о движении внутри города. Отметили, что городские улицы имеют низкую загруженность даже в "час пик", относительно высокую пропускную способность и относительно небольшую интенсивность движения. Также определили центры тяготения районов.
Список используемой литературы
-
Тохиров Т.И. – Основы моделирование транспортных систем
-
Виниченко В.А. , Савельев Д.А. - Формирование улично-дорожных сетей: мировой и российский опыт