Файл: Основная образовательная программа дошкольного образования Вдохновение под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Анализ содержания образовательной области «Познавательное развитие» в вариативных программах дошкольного образования в аспекте формирования предпосылок естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с Концепцией развития географического образования в РФ (не менее 3-х программ).


п/п

Название программы

Содержание области «Познавательное развитие» в аспекте формирования предпосылок естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста

1.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.


Познавательное развитие направлено на поддержку интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных поисково-практических действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательные задачи

Развивать предпосылки для открытия явлений

из области биологии, химии или физики, устанавливая и понимая взаимосвязи

«если… то…»

Развивать опыт соприкосновения с объектами природы — воздухом, водой, землей (почвой), светом, другими объектами живой и неживой природы.

Наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними.

Развивать умения строить гипотезы и теории, объясняющие явления, знакомить с первичными закономерностями.

Развивать попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.

Помочь детям осознать значение окружающей среды и побудить их активно содействовать ее сохранению и защите, искать и находить собственные ответы на вопросы «Какое значение я придаю окружающей среде?», «Какую роль я играю в ней?».

Для эффективной работы по Программе Детский сад может использовать:

• разнообразные природные материалы (камни, минералы, ракушки, шишки, желуди и т. п.);

• различные сыпучие природные материалы (песок, крупы и пр.);

• предметы и приспособления для водных экспериментов, для переливания, вычерпывания, сита, пипетки, шприцы для забора жидкости (без иголок!).

печатные издания с картинками об окружающем мире, о природных явлениях,

об объектах живой и неживой природы, технике и технологиях в свободном доступе

для каждого ребенка;

• печатные издания и наборы картинок (иллюстраций, фотографий), снабженные

подписями, с изображением Земли, планет Солнечной системы и Вселенной, земных

ландшафтов и стихий, животных, растений, отображающих происхождение жизни

на Земле;

• глобус и/или географические карты;

• рабочие тетради для протоколирования и зарисовки наблюдений, печатные дидактические материалы для детей от 0 до 8 лет;


2.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.

Познавательное развитие направлено на формирование познавательных действий, первичных

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательные задачи:

Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные

изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными

явлениями.

Углублять представления о растениях и животных..

Систематизировать знания о временах года и частях суток.

Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.

Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе;

о жизнедеятельности растений и животных. Воспитывать любовь и бережное отношение

ко всему живому.

Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.
Формы реализации

Центр науки и природы в групповом помещении

1. Стол для проведения экспериментов..

2. Халаты, передники, нарукавники.

3. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная

по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

4. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

5. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

6. Микроскоп, лупы, цветные стекла.

7. Пищевые красители.

8. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

9. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы

без игл).

10. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.

11. Игра «Времена года».

12. Календарь природы.

13. Комнатные растения (по программе) с указателями.

14. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.


3.

Крылова Н.М Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 352 с.


Содействует:

— развитию представлений об окружающем мире посредством привлечения

воспитанника к обсуждению вопросов познавательного характера (предметы и их назначение, материалы и их использование в предметах, разных

видах деятельности человека, жизнь и привычки животных и т.д.); приоб ретению ребенком так называемой «избыточной информацией»;

— развитию любознательности, стремления к самостоятельному приобретению знаний, стимулированию познавательной активности каждого малыша

в разных формах общения («посиделки», индивидуальные и подгрупповые

беседы).

Введение в мир географии

Содействовать:

— закреплению умения ориентироваться в помещении детского сада, более

отдаленного пространства (дорога от дома к детскому саду и др.);

— совершенствованию представлений о городе и деревне, лесе, реке, поле,

озере и пр.;

— развитию умения узнавать на фотографии, в постройке главную улицу, реку,

площадь родного города;

— ознакомлению с физической картой родного города, края, России;

— развитию интереса к поиску на карте, глобусе известных населенных пунктов, рек.

Введение в мир астрономии и техники

Содействовать:

— закреплению представлений о небесных телах (Солнце, Луна, звезды), их

характерных особенностях (солнце и луна восходят и заходят; луна бывает полная, неполная, серпом; солнце горячее, солнечные лучи греют землю и др.);

— развитию интереса к миру техники; обогащению технических представлений.

Введение в мир экологии

Содействовать:

— пробуждению в каждом ребенке чувства радости от осознания себя живущим, частью живой природы; возникновению радости от общения с животными и растениями, желания ухаживать за ними, заботиться о них;

— развитию и углублению ранее накопленных представлений о характерных

особенностях животных и растений (потребность в дыхании, питании, росте, движении, размножении, чувствительности);

— открытию многообразия живой природы: каждое животное и растение отличается внешним видом, особенностями питания и передвижения; каждое

живое существо неповторимо, в лесу нет двух одинаковых стволов, ветвей,

цветов; целостность животных, растений — одно из основных условий

жизни, если его нарушить, живое существо погибнет; мир животных разнообразен: звери (кошки, собаки, корова, коза, лошадь и т.д.), птицы (воробьи,

голуби, вороны, куры и др.), насекомые (бабочки, жуки и др.); в аквариуме

живут рыбки;

— пониманию, что все живые существа двигаются по-разному: животные ходят, бегают (если все ноги у них одинаковой длины); прыгают (если задние

ноги длиннее передних); ползают (если не имеют ног); летают (если есть

крылья) и т.д.; растения также двигаются: поворачивают листья, стебель,

цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.; они не могут уйти,

если им плохо на каком-то месте, поэтому к ним нужно особенно бережно

относиться;

— пониманию, что всем живым существам необходимо питаться, чтобы жить:

растительноядные животные питаются растениями (коровы, овцы, козы и

их лесные сородичи — зубр, олень и т.д.), хищники — мясом (кошка, со бака и их лесные сородичи — рысь, лиса, волк и т.д.); звери и насекомые,

которые не могут найти еды зимой, спят под снегом; птицы улетают туда,

где есть корм;

— пониманию, что животные и растения растут: формирование представлений о том, что животные (звери) рождают своих детенышей; матери-самки

кормят их молоком; строят для них жилища: волк и лиса — нору, медведь —

берлогу, птицы — гнезда; домашним животным жилище строит человек

(конюшню, курятник и т.д.); маленькие животные вырастают, у них появляются свои дети; детеныши у животных рождаются весной и летом, чтобы

им было чем питаться и они успели вырасти до наступления зимы; растение

можно вырастить из семян, луковиц (это «дети» растений); для роста ему

нужны питательная почва, вода, свет и тепло; зимой этого нет, и растения не

растут; молодые растения (ростки) мягкие и нежные; у взрослых растений

бывают цветы и плоды;

— открытию, что животные и растения «чувствуют»: формирование у ребенка

представлений о том, что и животные и растения чувствуют окружающий

мир, но по-своему (у животных (зверей) есть пять помощников: глаза, нос,

язык, кожа, уши; многие животные лучше человека видят, различают запахи и т.д.; растения «чувствуют» приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.);

— овладению представлениями о строении, функциях, защите органов чувств,

об общевитальных признаках у человека (чувствительности, движении, питании, дыхании, росте, размножении): глаза имеют разную форму и цвет

(голубой, серый, карий, зеленый); веки, ресницы защищают их; если гла за плохо видят, человек носит очки; носы у людей бывают разной формы

(большие и маленькие, курносые и длинные); нос ощущает запахи; через

него человек вдыхает и выдыхает воздух; строение носа (крылья, ноздри);

уши различаются по форме и размеру; они нужны, чтобы слышать звуки;

строение уха (раковина, слуховой проход); язык помогает есть, говорить,

ощущать вкус еды (сладкое, горькое, кислое, соленое); кожа помогает узнать характеристику предметов (холодный — горячий, сухой — мокрый,

гладкий — шероховатый, круглый — угловатый и т.д.); ощущать боль, щекотку; дыхание постоянно, для жизни человеку необходим чистый воздух;

питание: различают растительную и животную пищу, люди ее получают из

продуктов, характеристика хорошей еды (чистая, разнообразная, полезная);

рост: есть разные возрастные периоды, которые сменяются (младенец —

дошкольник — школьник — взрослый — старик); возможность движений:

как и взрослый, ребенок может двигаться по-разному (бегать, прыгать, ползать и т.д.);

— овладению представлением о «природных сообществах»: развитие представлений о целостности и неповторимости природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой природы (человека, животных и растений) и неживой природы: лес (парк) — сообщество растений и животных,

дом для растений и животных, этажи этого дома — травы, кустарники, деревья; в лесу (парке) растения и животные находят все самое необходимое

для жизни (показать 2—3 пищевые цепочки, например: гриб — улитка —

еж и т.д.); лесной (парковый) пейзаж и жизнь обитателей меняются в разные сезоны; ознакомлению с правилами поведения в лесу (парке); луг —

сообщество трав и мелких животных, которые могут среди трав спрятаться,

дом для трав и насекомых; на лугу растения и животные находят все необходимое для их жизни (показать 2—3 пищевые цепочки, например: одуванчик — муха — стрекоза и т.д.);

— овладению умениями различать травы (клевер, ромашки, колокольчики и

др.), насекомых и птиц, живущих на лугу; луговой пейзаж и жизнь обитателей луга меняются в разные сезоны; водоем — сообщество животных и

растений; ознакомлению с обитателями водоема (рыбы, раки, лягушки и

др.), растениями (водоросли, кувшинки и т.д.); возникновению внимания к

изменению пейзажа в разные сезоны;

— овладению знаниями о правилах поведения на водоеме; огород, сад, поле —

сообщества растений, посаженных человеком, за которыми он ухаживает;

ознакомлению с пищевыми растениями, сезонными работами;

— приобретению знаний о неживой природе (погода и сезоны); ознакомлению

с особенностями погодных явлений каждого времени года (долгота дня,

температура, состояние растений и животных); развитию наблюдательности детей по отношению к погодным явлениям, растениям, поведению

животных; ознакомлению с некоторыми народными приметами («ласточки

летают низко — к дождю» и др.); открытию особенностей неживой природы (свет, тепло, вода, почва (песок, камни, глина), воздух); стимулированию

ребенка к самостоятельному исследованию природных свойств почвы, глины, песка и др.;

— познанию природы чувственным путем, разнообразными исследовательскими действиями (погладить, сжать, смять, понюхать листья разных деревьев на прогулке; найденные камушки и ракушки на берегу

водоема и т.д.)