Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине математические методы в психологии (часть11).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: очно-заочная





ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Математические методы в психологии (часть1/1)

Группа ММ20П171
Студент

С. А. Бондарева

МОСКВА 2022
Задания к практической работе 1.


Определение числовых характеристик.
Задание 1. Проведено выборочное обследование частных психологических кабинетов города. Имеются следующие данные о величине посещаемости для 50 кабинетов города ( – количество клиентов в месяц, млн. руб.; – число кабинетов).





30-80


80-130


130-180


180-230


230-280


280-330





15


13


7


5


3


2


Найти:
а) среднее X, среднеквадратичное отклонение S и коэффициент V;


б) построить гистограмму и полигон частот.

Решение:
Перейдем к простому вариационному ряду, выбирая в качестве значений середины интервалов. Получим:






55


105


155


205


255


305





15


13


7


5


3


2


Найдем необходимые числовые характеристики.


Выборочная средняя:

Выборочная дисперсия:

Выборочное среднеквадратичное отклонение:

Коэффициент вариации:


Расчеты в таблице:






55


105


155


205


255


305


Сумма





15


13


7


5


3


2


45





825


1365


1085


1025


765


610


5675





75852


5794


5842


31117


49837


64002


232444


Строим гистограмму и полигон частот:

Задание 2. Из генеральной совокупности извлечена выборка объема n . Найти среднее значение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, исправленную дисперсию, коэффициент вариации, моду и медиану.






9,5


10


10,5


11


11,5


12


12,5





3


15


30


15


5


4


2


Решение:

Составим таблицу значений:





9,5


10


10,5


11


11,5


12


12,5








3


15


30


15


5


4


2


74





12,5


150


315


165


57,5


48


25


773





2,69


2,98


0,87


4,60


5,55


9,66


8,44


34,79


Cреднее значение Х:

Дисперсия
Исправленная дисперсия =n/(n-1) D=74/73 0,470 0,476
Среднеквадратичное отклонение
Исправленное среднеквадратичное отклонение S 0,689
Коэффициент вариации
Мода – величина с наибольшей частотой Мо=10,5
Медиана – величина, находящаяся в середине ряда Ме=11
Задания к практической работе 2.
Статистическая обработка данных.
Задание 1. У 24 девушек – студентов физического и психологического факультетов был измерен уровень вербального интеллекта по методике Векслера. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню вербального интеллекта? Физики: 123, 134, 126, 131, 134, 132, 126, 132, 127, 127, 136, 133, 136, 135, Психологи: 123, 125, 132, 120, 127, 126, 120, 126, 120, 119.

Решение:
Упорядочим значения в обеих выборках, а затем сформулируем гипотезы:


H0: Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.


H1: Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.




физический


Психологический


1


136


S1


2


136


3


135


4


134


5


134


6


133


7


132


132


8


132




9


131




10


127


127


11


127




12


126


126


13


126


126


14




125


15


123


123


16


S2


120


17


120


18


120


19


119



По данной таблице определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=6.
Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=4.
Вычисляем QЭМП по формуле:
QЭМN=S1+S2=6+4 = 10
Определяем критические значения Q для n1=14, n2=10:
=4 (р ≤ 0,05)
=6 (р ≤ 0,01)

Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Q. Но отклоняется при Qэмп>Qкp, а при Qэмп кp мы будем вынуждены принять Но.


Построим «ось значимости»

Ответ: Но отклоняется. Принимается Н1. Студенты физического превосходят студентов психологического по уровню вербального интеллекта (р ≤ 0,01).
Построим "ось значимости".


Задание 2. Были протестированы две группы студентов. Тест содержал 60 вопросов. Указано число правильных ответов каждого участника теста. Можно ли утверждать, что одна из групп превзошла другую группу по результатам теста? Группа 1: 55, 45, 42, 40 Группа 2: 46, 41, 38, 35, 34
Решение:


Используем критерий U - критерий Манна-Уитни.
Гипотезы:
Н0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня в группе 1.
H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
Соблюдены ограничения критерия U:
1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений: n1,n2≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.
2. В 
каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n1,n2≤60. Однако уже при n1,n2>20 ранжирование становится достаточно трудоемким.
Ранжируем наблюдения:
Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1. Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений.
Количество ранжируемых значений = 4 + 5 = 9.
Минимум 34 – ранг 1. Максимум 55 – ранг 9.
Если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.





Группа 1


ранг


Группа 2


ранг


55


9










46


8


45


7






42


6










41


5


40


4










38


3






35


2






34


1


сумма


26


сумма


19



Общая сумма = 9*(9+1)/2 = 45 = 26+19
Мы видим, что по уровню невербального интеллекта более «высоким» рядом оказывается выборка группы 1. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 26.
Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:
H0: Группа 1 не превосходит группу 2 по результатам теста.
Н1: Группа 1 превосходит группу 2 по результатам теста.
Определить значение U по формуле: U = (n1*n2) + nx(nx+1)/2 – Tx где n1 - количество испытуемых в группе 1; n2 - количество испытуемых в группе 2; Тх - большая из двух ранговых сумм; nх - количество испытуемых в 
группе с большей суммой рангов.
Определяем эмпирическую величину U: UЭМП = (4*5)+4(4+1)/2 – 26 = 4 Определяем критические значения для n1=4, n2=5. Uкр = 2 при p
0,05; Uкр = 0 при p 0,01. 6 больше и 2 и 0, Uэмп > Uкp. H0 принимается.
Ответ: Группа 1 не превосходит группу 2 по результатам теста.