Файл: Программа для подготовки к вступительным испытаниям по образовательным программам бакалавриата и специалитета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении.
Вводные слова и предложения. Предложения с вводными словами. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитировании.
Сложное предложение
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненные предложения. Главное и придаточное предложение. Союзы и союзные слова как средства связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Основные виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них.
Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, знаки препинания в них.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, знаки препинания в них.
Нормы современного русского литературного языка
Орфоэпические нормы. Нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Трудные случаи произношения:
[чн] и [шн] (скучно, скворечник, конечно и т.п.), твердый и мягкий согласный перед буквой е в заимствованных словах (термин, бутерброд, шинель и т.п.), звуки [а] и [о] в безударной позиции, произношение э и о на месте буквы е (афера, опека, новорожденный и т.п.). Трудные случаи постановки ударения (алкоголь, договор, жалюзи, искра, квартал, торты, щавель, эксперт и др.).
Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова (форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий). Типичные отступления от морфологической нормы: неправильное образование форм существительного И.п. мн. ч. и Р.п. мн. ч. (директоры - директора, шофёры - шофера, слесари - слесаря; сапог - сапогов, туфель - туфлей, носок - носков
и др.); неверное определение родовой принадлежности существительного (шампунь, толь, тюль; авеню, кофе, салями и др.); неправильное склонение числительных; неверное образование форм степеней сравнения прилагательных; неправильное образование формы повелительного наклонения глаголов (ляг - ляжь, едь - поезжай и др.) и др.
Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления. Нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Нормы построения предложений с однородными членами. Нормы построения сложноподчиненного предложения. Типичные отступления от синтаксической нормы: нарушение согласования подлежащего и сказуемого, неправильное построение предложения с деепричастным оборотом, нарушение норм управления, ошибки в построении предложений с однородными членами и др.
Лексические нормы. Употребление слов и фразеологических оборотов в соответствии с их значением, стилистической окраской и сочетаемостью. Типичные лексические ошибки: использование слова без учета его значения, смешение паронимов, ошибки в использовании синонимов, нарушение лексической сочетаемости, искажение лексического состава фразеологизма и др.
Стилистические нормы. Типичные стилистические ошибки: употребление слов, не соответствующих по своей функционально-стилистической окраске стилевой окраске высказывания или целого текста; неоправданное употребление заимствованных слов; немотивированное использование нелитературной лексики; слова-паразиты; канцелярит; тавтология и др.
3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
Вступительное испытание по русскому языку сдается письменно в форме изложения. Вступительное испытание длится 4 часа (240 минут) (без перерыва). Текст для изложения читается два раза с перерывом 5 – 7 минут.
Во время проведения вступительного испытания абитуриенты должны соблюдать следующие правила поведения:
– соблюдать тишину;
– работать самостоятельно;
– не использовать какие-либо справочные материалы (учебные пособия, справочники, электронные записные книжки и т.п., а также любого вида записи);
– не оказывать помощь в выполнении заданий другим экзаменующимся;
– не пользоваться средствами мобильной связи.
– использовать для записей только бланки установленного образца;
За нарушение правил поведения абитуриент удаляется со вступительного испытания по предмету «Русский язык».
3.3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
Основное требование к изложению – пересказать содержание текста не только точно и правильно, но и передать при этом своеобразие авторского стиля, замысла, настроения автора. Важно не нарушить принадлежности этого текста к тому или иному стилю.
Работа над изложением основывается на двух видах речевой деятельности – слушании и письме. От умения слушать зависит смысловое восприятие звучащей речи, от умения писать – создание грамотного речевого произведения. К комплексным умениям, связанным с изложением, относятся следующие:
-
слушать и воспринимать текст, осознавая тему и основную мысль, логику изложения, тип речи; -
запоминать конкретные факты, последовательность изложения; -
осознавать особенности авторского стиля; -
воспроизводить услышанное в подробном пересказе в соответствии с функциональным типом и стилем речи.
Слушание предполагает следующие виды восприятия текста:
-
глобальное (восприятие в целом, когда важно понять, о чем идет речь, какова основная мысль, что главное в тексте); -
детальное (осознание основных смысловых блоков текста, его деталей).
Успешное написание изложения основывается на ряде умений абитуриентов, к которым относятся:
-
воспроизведение в письменной форме исходного текста содержательно, правильно и последовательно; -
использование языковых средств авторского текста или подобранные самостоятельно, но тождественные авторским, соответствующие стилю, теме и задаче высказывания; -
грамотное оформление текста с орфографической и пунктуационной стороны.
Основные этапы написания изложения
1. Первичное прослушивание текста.
При первичном прослушивании текста абитуриент должен настроить себя на его активное восприятие. На этом этапе рекомендуется внимательно прослушать текст, определив его стилевую и жанровую принадлежность, и уяснить тему и основную мысль текста.
Чтобы понять текст, задайте себе вопросы, которые позволят вам произвести всесторонний анализ текста:
-
О чем идет речь в тексте? (Определите его тему). -
Что хотел сказать автор? (Определите идею – главную мысль текста). -
Какие части текста организуют его в единое целое? (Определите композицию текста – зачин, основную часть, концовку). -
На какой вопрос отвечает автор текста: что произошло? каков (какой) предмет? Почему автор утверждает что-то? (Определите тип речи). -
Каковы смысловые части текста? (Составьте план). -
Как связываются предложения и абзацы в данном тексте? (Определите языковые средства связи). -
Какова задача автора: простое сообщение или воздействие на читателя? Для какой сферы общения предназначен текст? (Определите стиль текста и языковые средства, характерные для данного стиля). -
Какие ключевые слова, тропы использует автор в соответствии с замыслом? Какими морфологическими, синтаксическими средствами выразительности пользуется автор? Как выражается авторская оценка? (Определите особенности языка произведения).
Эти вопросы помогут глубже, полнее воспринять все особенности текста в единстве, в комплексе.
2. Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей прослушанного текста (запись рабочих материалов).
Перед повторным чтением текста абитуриенту предоставляется возможность осмыслить услышанное, составить примерный план, сделать небольшое количество рабочих записей.
При самостоятельном обдумывании текста после первого прослушивания у вас обязательно что-то останется неясным, возникнут вопросы как по содержанию, так и по построению и языку речевого произведения, предназначенного для изложения. Выясните для себя эти вопросы и постарайтесь найти ответы на них при вторичном прослушивании текста изложения.
3. Вторичное прослушивание текста.
Во время повторного чтения можно конспективно записать последовательность изложения, не отвлекаясь от восприятия читаемого текста.
4. Написание чернового варианта текста.
Написание первого варианта (черновика) изложения – очень ответственная часть работы. Творческий процесс всегда требует усилий, кропотливой работы, связанной с обдумыванием замысла и поисками средств его воплощения.
5. Редактирование черновика изложения.
Ответственным этапом работы является редактирование написанного: следует вычеркнуть слова и обороты просторечного и разговорного характера, те детали и факты, которых не было в исходном, прочитанном тексте изложения и которые пишущий сам мог домыслить.
6. Написание чистового варианта изложения.
Задача заключительного этапа работы – написать текст чисто, аккуратно, не делая исправлений. На процесс переписывания надо отвести не менее часа. Переписывая, еще раз критически посмотрите на каждое слово, на каждое предложение с точки зрения правильности построения речи, орфографической и пунктуационной грамотности.
7. Самопроверка чистового варианта работы.
3.4. ТИПЫ ОШИБОК
Выделяются следующие типы ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые (стилистические).
Орфографические ошибки – нарушения правил орфографии. Орфографические правила объединяются в группы по разным общим свойствам.
Грубым является нарушение правописания:
-
гласных и согласных в корне слова -
чередующихся гласных -
разделительных Ъ и Ь -
приставок -
гласных после шипящих и Ц в различных частях слова -
Е и И в падежных окончаниях существительных -
личных окончаний глаголов -
Ь после шипящих на конце слов -
Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий -
НЕ с различными частями речи -
Наречий
Пунктуационные ошибки – нарушения правил пунктуации.
К пунктуационным ошибкам относятся нарушения, связанные с неправильным использованием графических средств (знаков препинания), членением речи на предложения, предложения на его части.
Пунктуационными ошибками считаются: пропуск или постановка лишнего знака; постановка знака не в том месте, где он должен стоять; необоснованная замена одного знака другим; неоправданная последовательность расположения знаков при их сочетании; перенос знаков препинания на другую строку.
Типичными являются ошибки в выборе знака, например: при пунктуации в бессоюзных сложных предложениях (тире вместо двоеточия), при выделении вводных предложений (запятая вместо тире, тире вместо скобок и др.).
Грубыми являются ошибки на правила, составляющие основу школьной пунктуации, имеющие широкое распространение и уже изученные, например, неверная постановка знаков препинания в следующих случаях:
Простое предложение
-
тире между членами предложения; -
знаки препинания в предложениях с однородными членами; -
знаки препинания в предложениях с обособленными членами; -
обособление и выделение вводных слов и предложений, обращений.
Сложное предложение
-
знаки препинания в сложносочиненном предложении; -
знаки препинания в сложноподчиненном предложении; -
знаки препинания в бессоюзном предложении.
Оформление прямой речи и диалога.
Грамматические ошибки – нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Грамматические ошибки могут быть трех видов:
словообразовательные (нарушения структуры слова),
морфологические (нарушения формы слова),
синтаксические (нарушения структуры словосочетания, предложения).
Наиболее распространенными являются грамматические ошибки третьего типа, а именно:
-
нарушение связи между подлежащим и сказуемым; -
ошибки в построении предложения с причастным и деепричастным оборотами; -
ошибки в построении сложного предложения; -
смешение прямой и косвенной речи; -
пропуски необходимых слов; -
нарушение границ предложения; -
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.