Файл: Программа для подготовки к вступительным испытаниям по образовательным программам бакалавриата и специалитета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение правил употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.
В отличие от грамматической ошибки, нарушающей структуру языковой единицы, речевой недочет связан с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Эта ошибка функциональная (в употреблении), а не структурная (в образовании).
Типичные речевые ошибки весьма разнообразны:
-
нарушение лексической сочетаемости слов; -
употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи; -
повторение одного и того же слова, однокоренных слов (тавтология); -
неудачное употребление личных и указательных местоимений; -
неудачный порядок слов.
3.5. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
-
Орфографические ошибки. Наиболее часты затруднения при написании следующих орфограмм: безударные гласные в корне слова, корни с чередующимися гласными, правописание Ё-О после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов различной частеречной принадлежности, гласные после Ц, правописание согласных в корне, слова с двойными согласными, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-, правописание суффиксов существительных и прилагательных, правописание Н и НН в разных частях речи, слитное, раздельное, дефисное написание местоимений, наречий, предлогов, безударные личные окончания глаголов, мягкий знак в глагольных формах, правописание союзов в отличие от созвучных им сочетаний, правописание НЕ с различными частями речи, различение НЕ и НИ, правописание сложных слов. -
Пунктуационные ошибки. Это относится чаще всего к следующим пунктограммам: тире между подлежащим и сказуемым, запятая между однородными членами, соединенными и не соединенными союзами, двоеточие и тире при однородных членах, обособление второстепенных членов предложения (определений, приложений, обстоятельств и дополнений), пунктуация при уточняющих членах предложения, пунктуация при вводных и вставных конструкциях, запятая перед союзом КАК, запятая перед союзом И в простом и сложном предложениях, запятая в сложносочиненном предложении, запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие, тире, запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении, пунктуация при прямой и косвенной речи и при цитировании.
При оценке изложения исправляются, но не учитываются ошибки в переносе слов, в передаче авторской пунктуации, а также описки, искажающие звуковой облик слова (“
рапотает” вместо “работает” и подоб.).
Учитывается повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка встречается в одном и том же слове, то она считается однотипной. Однотипными также являются пунктуационные ошибки на одно правило. При наличии однотипных ошибок первые три однотипные ошибки считаются за одну, а каждая последующая ошибка того же типа рассматривается как отдельная.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 и более ошибки, то они считаются за одну. Если в одном слове допущены проверяемые ошибки на разные правила, то они считаются отдельно.
-
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Войлова К.А., Паршина В.В., Тихонова В.В. Сборник диктантов по русскому языку: Учебное пособие для поступающих в вузы. Москва, «Высшая школа», 1995 г. и сл. -
Говорите и пишите по-русски правильно. Розенталь Д.Э. М.: Айрис-Пресс, 2007. - 256 с. -
Грамотность за 12 занятий. Русский язык. Фролова Т.Я. Симферополь: 2005. - 64 с. -
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Москва, «Просвещение», 2005 г. и сл. -
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. Москва, МГУ, 2003 г. и сл. -
Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. Багрянцева В.А. и др. / В.А. Багрянцева; Отв. ред. И.В. Галактионова, Е.И. Литневская. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского университета, 2006. — 506 с. -
Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П. и др. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: 1996. - 445 с. -
Русский язык: Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Шклярова Т.В. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Грамотей, 2004. - 368 с. -
Самый полный курс русского языка : учеб. пособие / Н. В. Адамчик. - Минск : Харвест, 2007. - 845 с. -
Словарь трудностей русского языка. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 832 с.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Изложение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки абитуриентов.
Содержание изложения оценивается по следующим критериям:
– соответствие работы абитуриента теме и основной мысли;
– полнота раскрытия темы;
– правильность фактического материала;
– последовательность и логичность изложения.
При оценке речевого оформления изложения учитывается разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительности речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. При наличии 3 и более стилистических и речевых недочетов оценка снижается.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных ошибок.
Отметка “80-100” ставится, если
– содержание работы полностью соответствует теме;
– отсутствуют фактические ошибки;
– содержание излагается последовательно;
– работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
– достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки.
Отметка “60-79” ставится, если:
– содержание работы в основном соответствует теме (отклонения от темы незначительны);
– имеются единичные фактические неточности;
– имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
– лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
– стиль работы отличается единством.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 2-3 речевых и стилистических недочетов, 2 грамматических ошибок. Орфографическое и пунктуационное оформление соответствует отметке “60-79”.
Отметка “40-59” ставится, если:
– в работе имеются существенные отклонения от темы;
– работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности;
– допущены нарушения в последовательности изложения;
– беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
– стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе имеется не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок. Орфографическое и пунктуационное оформление соответствует отметке “40-59”.
Отметка “ниже 40” ставится, если:
– содержание работы не соответствует теме;
– допущено много фактических неточностей;
– нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними;
– крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного словоупотребления;
– нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Орфографическое и пунктуационное оформление соответствует отметке “ниже 40 баллов”.
Примитивная по языку и содержанию работа также не может быть оценена положительно. Экзаменационная письменная работа оценивается в равной мере и по грамотности, и по содержанию.