Файл: Вопрос Понятие коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-экономической системе социальных явлений (причин и условий), обусловливающих, определяющих коррупцию (коррупционные преступления) как свое следствие.

Вопрос 24.Последствия коррупции

Современная актуальность темы коррупции связана с разнообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на экономические процессы, коррупция имеет выход в социально-политическое пространство. По поводу того, в чем именно состоит это влияние, есть разные точки зрения. Негативные экономические последствия:

· средства, аккумулируемые с помощью взяток, часто уходят из активного экономического оборота и оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (причем в иностранных банках);

· предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;

· поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;

· коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;

· из государственной службы уходят квалифицированные кадры, морально не приемлющие систему взяток;

· возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления искажают передаваемую правительству информацию и подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;

· коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки;


· увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями);

· взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение.

Вопрос 25. Организационные основы противодействия коррупции

В Российской Федерации сформированы организационные основы противодействия коррупции, т. е. определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции (одновременно и обязанности, и полномочия) этих должностных лиц и органов в сфере противодействия коррупции. Система органов противодействия коррупции включает в себя Президента РФ, министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Важную роль в борьбе с коррупцией играет Президент РФ. В целях определения основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции Президент РФ принимает нормативные Указы. Указом Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Этот Совет играет существенную роль при реализации полномочия Президента РФ в области определения основных направлений государственной политики по противодействию коррупции. Согласно ч. 2 этого Указа основными задачами Совета являются: – подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; – координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; – контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных законодательством.

1   2   3   4   5

Вопрос 26. Национальная стратегии противодействия коррупции.

Национальная стратегии противодействия коррупции утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. No 460.

Национальная стратегии противодействия коррупции – это постоянно совершенствуемая система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающая федеративное устройство Российской Федерации, охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Для её достижения последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; б)организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Вопрос 27. Национальный план противодействия коррупции.

16 августа 2021 г. Президентом РФ был подписан Указ No 478 "О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы". Национальный план реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, по следующим основным 16-ти направлениям:


1. Антикоррупционные стандарты. 2. Конфликт интересов. 3. Антикоррупционные проверки. 4. Дисциплинарная ответственность. 5. Уголовная и административная ответственность. 6. Защита информации ограниченного доступа. 7. «Вращающаяся дверь». 8. Противодействие коррупции в организациях частного сектора экономики. 9. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации. 10. Противодействие коррупции в закупочной деятельности. 11. Антикоррупционная экспертиза. 12. Образование и просвещение. 13. Участие гражданского общества. 14. Международное сотрудничество. 15. Систематизация антикоррупционного законодательства. 16. ЦФА (цифровые финансовые активы) и информационные технологии.

Вопрос 28. Международное сотрудничество по противодействию коррупции.

Международное сотрудничество имеет исключительно важное значение для предупреждения коррупции и борьбы с ней. На современном этапе развития международное сообщество убеждено в необходимости в первоочередном порядке проводить согласованную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего национального законодательства и норм международного права и эффективных практических мер в этой сфере. Согласно статье 4 Федерального закона «О противодействии коррупции» Российская Федерация в соответствии с международными договорам.

Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; 2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; 4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; 5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией


Вопрос 29. Межгосударственный совет по противодействию коррупции.

25 октября 2013 года на заседании Совета глав государств СНГ в г. Минске главы 6 государств (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) подписали Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (далее – МСПК, Совет). МСПК является органом отраслевого сотрудничества СНГ и предназначен в рамках своей компетенции для обеспечения организации и координации противодействия коррупции, а также обзора реализации обязательств государств – участников Соглашения в сфере противодействия коррупции и конструктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами. Основными задачами МСПК являются: 1)определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции; 2)оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств; координация программ технического содействия в сфере противодействия коррупции.

Основными направлениями деятельности Совета в сфере противодействия коррупции являются: 1) содействие сближению и гармонизации национального законодательства; разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества; 2) координация взаимодействия компетентных органов, а также;

3) заинтересованных органов СНГ;4)обеспечение реализации принятых в рамках СНГ документов.

Вопрос 30. Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения.

Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных служащих и работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия.

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение в связи с утратой доверия.