Файл: Вопрос Понятие коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом№ 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Статьей 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кроме того, представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.


Статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрен следующий порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения:

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1и59.2Федерального закона № 79-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1и59.2Федерального закона № 79-ФЗ, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1и59.2Федерального закона № 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1или59.2Федерального закона № 79-ФЗ.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручаетсягражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.



6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1,2или3 части 1 статьи 57Федерального закона № 79-ФЗ, или взысканию, предусмотренномупунктом 1,2или3 статьи 1Федерального закона № 79-ФЗ, он считается не имеющим взыскания.

 

Вопрос 31. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.

Возможности применения мер гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения можно рассматривать в двух направлениях. Значение имеют правовые основания использования указанных мер, необходимые для целей реализации требований законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции, а также возмещения вреда, наступившего в результате коррупционных правонарушений.

Прежде всего, речь идет о требованиях, установленные ст. 575ГК РФ - "Запрещение дарения". В соответствии с указанной статьей лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные служащие, служащие Банка России, имеют право принятия обычных подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Таким образом, несоблюдение данного требования следует расценивать как гражданско-правовой деликт коррупционного характера, за который должны устанавливаться меры дисциплинарной ответственности виновных служащих.

Для решения вопросов гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения значение имеют отдельные положения, отраженные в гражданском законодательстве.

Например, правила ст. 16ГК РФ устанавливают, что убытки, возникшие у граждан и юридических лиц в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим ее субъектом или муниципальным образованием. Обстоятельства наступления гражданско-правовой ответственности конкретизируется вст. 1069ГК РФ "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами"; вст. 1070ГК РФ "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда"; вст. 1071ГК РФ "Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет".


Основания для применения мер гражданско-правовой ответственности в перспективе допустимо рассматривать также в связи нарушением требований, установленных Федеральным закономот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В частности, это деликты, связанные с вопросами передачи в доверительное управление имущества, ценных бумаг, акций государственного служащего, правовое положение которых определено в соответствии с положениями антикоррупционного законодательства.

Предпосылки для возможно более широкого использования мер гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения связываются с подписанием КонвенцииСовета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Анализ ее соответствия российской правовой системе позволяет оценить возможные последствия ее подписания.Положения Конвенции определяют антикоррупционный потенциал гражданско-правовых мер, которыми должны широко пользоваться субъекты, пострадавшие от коррупции. Основным средством правовой защиты интересов пострадавших от коррупции выступает механизм искового производства с целью полного возмещения ущерба, в том числе упущенной финансовой выгоды и нематериального вреда (ст. 3указанной Конвенции). При этом гарантии возмещения ущерба заключены в возможности определения государства в качестве ответчика за действия (бездействие) должностного лица, совершившего коррупционное деяние (ст. 5названной Конвенции).

Вопрос 32 Административная ответственность за коррупционные правонарушения.

Антикоррупционную составляющую административно-правовых мер можно усматривать в значительной части норм КоАПРФ, которые устанавливают наказания в отношении должностных лиц в связи с их правонарушениями в сфере тех общественных отношений, которые складываются между физическими и юридическими лицами с одной стороны и органами исполнительной власти - с другой стороны по поводу использования прав либо осуществления различных видов деятельности. Как представляется, такая концепция административной ответственности за коррупционные правонарушения (при соответствующем определении) могла бы быть наиболее состоятельной в практическом плане для целей противодействия коррупции.

Такой подход соответствовал бы и выработанному в ретроспективе отечественной практики борьбы с коррупцией содержанию административной коррупции, меры противодействия которой составляли наказания чиновников за участие в подрядах и поставках, за приобретение имущества, продажа которого поручена им как должностным лицам, за образование коммерческих и промышленных предприятий*(31)и участие в них, ведущее к конфликту интересов на государевой службе.


На сегодняшний день основания для применения мер административной ответственности за коррупционные правонарушения можно рассматривать в контексте ряда статей КоАП РФ. Эти статьи условно можно классифицировать на две группы. Первая - отражает деяния, которые могут образовывать коррупционные преступления, выступать их спутником, например: "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)" (ст. 13.11), "Разглашение информации с ограниченным доступом" (ст. 13.14), "Использование служебной информации на рынке ценных бумаг" (ст. 15.21). Вторая группа статей имеет специальное антикоррупционное назначение и устанавливает административную ответственность за "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" (ст. 19.28), "Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)" (ст. 19.29)

Вопрос 33  Уголовная ответственность за коррупционные преступления.

Уголовную ответственность за коррупционные правонарушения необходимо рассматривать в связи с рядом деяний, предусмотренных статьями УК РФ: ст. 201"Злоупотребление полномочиями";ст. 204"Коммерческий подкуп";ст. 285"Злоупотребление должностными полномочиями";ст. 289"Незаконное участие в предпринимательской деятельности";ст. 290"Получение взятки";ст. 291"Дача взятки". При определении оснований привлечения виновных к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений важно учитывать положения, которые определяют специальный (должностной, служебный) статус субъектов рассматриваемых преступлений. Для целей применения ст. 201и204УК РФ понятие субъекта дано вприм. 1к ст. 201 УК РФ, а дляст. 285,289,290,291УК РФ понятие субъекта указанных деяний определено вприм. 1к ст. 285 УК РФ. При этом впримечаниик ст. 318 УК РФ дается определение одной из категорий должностных лиц - представителя власти. Понятие должностного лица в КоАПРФ содержит признаки, указанные вст. 285УК РФ, а также вст. 201УК РФ (лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации)

 Вопрос 34 Криминологическая характеристика личности коррупционного преступника