ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока на «_21__» ноября 2022г.
Тема: № 47 Соединительные муфты и сборка составных валов
Цель: Сформировать знания о Соединительных муфтах и о сборке составных валов Материально-техническое обеспечение:
Формирование новых знаний:
Весьма часто в конструкциях машин и механизмов встречаются составные валы, т. е. валы, состоящие из двух, трех и более частей. В зависимости от конструкции механизма и требований, предъявляемых к точности взаимного расположения валов, применяют различные виды соединительных устройств — муфт. Основное назначение этих соединительных устройств — передача вращательного движения и крутящего момента без изменения его направления и величины.
Если в процессе работы валы должны быть постоянно соединены, то применяют жесткие и подвижные соединительные муфты, а если необходимо разъединение валов — то сцепные; для предохранения механизмов от перегрузок применяют предохранительные муфты. Для передачи движения в одном направлении широко применяют обгонные муфты, которые обеспечивают прекращение передачи вращательного движения при изменении его направления.
Конструкция жестких соединительных муфт. Жесткие соединительные муфты различных конструкций (неподвижные глухие, втулочные, продольно- и поперечно-свертные) обеспечивают соединение валов с отклонением от соосности не более 0,05 мм.
Неподвижные глухие муфты (рис. 4.1, а) применяют в приводах, работающих с переменной скоростью или в режиме частого пуска.
Втулочные муфты служат для соединения соосных валов при передаче крутящих моментов до 12 500 Н-м. Эти муфты могут быть соединены с валом при помощи штифтов (рис. 4.1, б); призматических (рис. 4.1, в) и сегментных (рис. 4.1, г) шпонок и шлицов (рис. 4.1, д).
Продольно-свертные муфты (рис. 4.1, е) применяют при соединении гладких валов при передаче крутящих моментов до
12 500 Н-м. Муфта состоит из двух полумуфт с плоскостью разъема параллельной оси вала, соединение осуществляется при помощи болтов.
Поперечно-свертные муфты (рис. 4.1, ж) применяют для соединения валов диаметром до 250 мм при передаваемом крутящем моменте до 40 000 Н-м. Муфта состоит из двух полумуфт с плоскостью разъема, перпендикулярной оси вала, соединяемых между собой болтами.
Сборка жестких соединительных муфт. Сборка жестких соединительных муфт начинается с контроля взаимного расположения соединяемых валов и размеров посадочных мест на валах и муфтах. После контроля соединяемых валов на них устанавливают соединительные муфты, фиксируя положение последних за счет штифтовых, шпоночных и шлицевых соединений, применяя в случае необходимости стопорные винты (для шпоночных и шлицевых соединений). При установке свертных муфт (продольных и поперечных) их положение на валах фиксируется при помощи соединения полумуфт болтами.
Конструкция подвижных соединительных муфт. Подвижные соединительные (компенсирующие) муфты применяют в тех случаях, когда необходима компенсация незначительного отклонения соединяемых валов от соосности. В зависимости от величины допускаемого отклонения соединяемых валов от соосности применяют подвижные соединительные муфты различной конструкции: зубчатые, цепные и крестовые.
Зубчатые муфты (рис. 4.2, а) состоят из двух полумуфт 2 с наружными зубьями, которые устанавливают на валах, фиксируя их положения при помощи шпоночного соединения. Зубья полумуфт находятся в зацеплении с внутренними зубьями двух обойм /, которые соединяются между собой болтами. Компенсирующая способность зубчатых муфт определяется углом перекоса оси каждой полумуфты относительно обоймы и расстоянием между осями зубчатых венцов. Допускаемое смещение осей валов при соединении зубчатыми муфтами приведено в табл. 4.1.
Цепные муфты (рис. 4.2, б) состоят из двух звездочек 3, которые устанавливают на соединяемые валы при помощи шпонок, охватывающей цепи 4 и кожуха 5. Применяют эти муфты для соединения валов диаметром 20... 140 мм при передаче крутящих моментов до 8 000 Нм. Допускаемое смещение валов при соединении этими муфтами: радиальное — 0,15...0,70 мм; угловое — 1°. К недостаткам цепных муфт следует отнести наличие угловых зазоров и мертвого хода, в результате чего они не могут применяться в реверсивных передачах, а также при больших динамических нагрузках.
Крестовые муфты допускают осевые, радиальные и угловые смещения соединяемых валов. Наибольшее распространение получили кулачково-дисковые крестовые муфты и крестовые муфты со скользящим вкладышем.
Крестовые кулачково-дисковые муфты (рис. 4.2, в) предназначены для соединения валов диаметром 16... 150 мм при передаче крутящих моментов до 16 000 Н-м. Эти муфты допускают угловое смещение валов до 0,5° и радиальное — 0,6...3,6 мм в зависимости от диаметра вала. Муфта состоит из трех частей: двух полумуфт, установленных на валах, и расположенного между ними промежуточного диска. Рабочие поверхности полумуфт и диска термически обработаны до твердости 46...50 HRC на глубину 2...3 мм. К достоинствам кулачковых муфт следует отнести способность компенсировать радиальное биение величиной до 0,04 диаметра вала. Недостатками этих муфт являются неудовлетворительная работа даже при незначительных угловых смещениях; повышенное изнашивание рабочих поверхностей; значительные потери на трение, что приводит к необходимости применения смазки.
Крестовые муфты со скользящим вкладышем (рис. 4.2, г) предназначены для соединения валов диаметром 15... 150 мм. Муфты допускают радиальное смещение осей соединяемых валов в пределах 0,4...2 мм и их перекос до 40'.
Тема: № 48 Сборка подвижных соединительных муфт
Цель: Сформировать знания о Сборке подвижных соединительных муфт.
Формирование новых знаний:
Сборка подвижных соединительных муфт. Сборку подвижных соединительных муфт начинают с контроля деталей соединения. При выполнении контрольных операций проверяют соответствие отклонения соединяемых валов требованиям технических условий, а также формы и размеров посадочных мест валов и полумуфт требованиям чертежа. После этого оценивают визуально состояние соединительных элементов (зубьев обойм, полумуфт и звездочек, цепи, диска и вкладыша). Затем устанавливают на валах полумуфты, используя, как правило, призматические шпонки и соединительные элементы, обеспечивающие передачу вращательного движения от одной полумуфты к другой. Положение полумуфт на валах фиксируют стопорными винтами. Заключительным этапом сборки подвижных соединительных муфт является их проверка на радиальное биение.
Конструкция и сборка упругих соединительных муфт. Упругие муфты применяют для уменьшения динамических нагрузок и предохранения соединяемых валов от резонансных колебаний. Эти муфты позволяют также компенсировать неточность взаимного положения соединяемых валов. К этому типу муфт относятся муфты втулочно-пальцевые; со звездочкой; с торообразной оболочкой; со змеевидной пружиной.
Упругие втулочно-пальцевые муфты (рис. 4.3Г а) обеспечивают соединение валов диаметром 9... 160 мм, передающих крутящий момент до 16 000 Н-м. Муфта состоит из двух полумуфт, в одной из которых установлены упругие кольца. Соединяют полумуфты при помощи соединительных пальцев.
Сборку таких муфт начинают с контроля комплектующих деталей, проверяя размеры и форму посадочных мест на валах и полумуфтах 1 и 2 на соответствие требованиям чертежа. После этого в полумуфте 1 (с выточкой) сверлят и развертывают отверстия под соединительные пальцы 3. Затем соединяют полумуфты при помощи струбцин, ориентируя их взаимное положение по наружному диаметру.
Используя просверленные в полумуфте 1 отверстия в качестве кондуктора, сверлят отверстия в полумуфте 2. Далее следует удалить струбцины и рассверлить отверстия под упругие кольца в полумуфте 2. Закончив подготовительные операции приступают непосредственно к сборке пальцевой муфты. Полумуфты устанавливают на соединяемые валы, используя призматические шпонки. Затем на соединительные пальцы 3 устанавливают упругие кольца 4 и компенсационное кольцо 6 и вводят их в подготовленные отверстия в полумуфтах 1 и 2. На резьбовые концы 7 соединительных пальцев устанавливают шайбы и навертывают гайки 8, затягивая их и производя стопорение от возможного самопроизвольного отвинчивания. Заключительным этапом сборочной операции является проверка собранной муфты на радиальное и осевое биение.
Упругие муфты со звездочкой (рис. 4.3, б) состоят из двух полумуфт с торцевыми кулачками трапецеидального сечения и резиновой звездочки, устанавливаемой между ними. Такие муфты допускают максимальное радиальное смещение валов в пределах 0,1 ...0,4 мм и угловое — 1... 1,5°.
Сборку этих муфт также начинают с контроля посадочных мест и установки полумуфт на валах с использованием шпоночного соединения. После чего устанавливают звездочку так, чтобы ее лучи вошли в пазы мкжду полумуфтами. Фиксирование взаимного положения полумуфт осуществляется стопорными винтами.
ДЗ: Покровский Слесарно-сборочные работы. Глава 4.1