Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине математические методы в психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требуется:
1) Построить полигон распределения.
2) Вычислить выборочную среднюю, дисперсию, моду, медиану.
1) Сначала построим статистический ряд (ряд распределения): для каждого принимаемого значения исследуемогопризнака подсчитываем частоты – сколько раз в выборке встречается это значение.
| 2 | 3 | 5 | 6 |
| 2 | 2 | 3 | 3 |
Для построения полигона распределения соединяем ломаной линией точки с координатами .
2) Объём выборки равен сумме всех частот : . Выборочное среднее вычисляем по формуле средней арифметической взвешенной:
Дисперсию вычисляем по формуле:
Мода – значение признака с максимальной частотой: видим, что максимальная частота 3 – у двух значений , значит есть две моды (бимодальное распределение): .
Для определения медианы вычисляем накопленные частоты. То значение , на котором впервые накопленная частота превышаем половину объёма выборки (у нас 10/2 = 5), представляет медиану (серединное значение).
Значение впервые превысило 5, значит медиана: .
Задания к практической работе 2.
Статистическая обработка данных.
Задание 1. У 24 девушек – студентов физического и психологического факультетов был измерен уровень вербального интеллекта по методике Векслера. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню вербального интеллекта?
Физики: 123, 134, 126, 131, 134, 132, 126, 132, 127, 127, 136, 133, 136, 135, Психологи: 123, 125, 132, 120, 127, 126, 120, 126, 120, 119.
Поскольку в одной из выборок число значений меньше 11, то критерий Q Розенбаума использовать нельзя. Используем критерий U – критерий Манна-Уитни.
Упорядочим значения в обеих выборках (по убыванию) и вычисляем ранги. При совпадении значений используем связные ранги.
Физики | Ранг | Психологи | Ранг |
136 | 23,5 | | |
136 | 23,5 | | |
135 | 22 | | |
134 | 20,5 | | |
134 | 20,5 | | |
133 | 19 | | |
132 | 17 | 132 | 17 |
132 | 17 | | |
131 | 15 | | |
127 | 13 | 127 | 13 |
127 | 13 | | |
126 | 9,5 | 126 | 9,5 |
126 | 9,5 | 126 | 9,5 |
| | 125 | 7 |
123 | 5,5 | 123 | 5,5 |
| | 120 | 4 |
| | 120 | 3 |
| | 120 | 2 |
| | 119 | 1 |
Сумма | 228,5 | | 71,5 |
Видим по сумме рангов, что в группе студентов-физиков уровень вербального интеллекта выше. Тогда формулируем гипотезы:
Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
Определяем значение U по формуле:
Здесь – количество испытуемых в группе 1 и группе 2 соответственно, ; – большая из двух ранговых сумм; – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Определяем критические значения для :
Поскольку , то гипотеза отклоняется и принимается альтернативная гипотеза . Значит, можно считать, что студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
Задание 3. Психолог просит супругов проранжировать девять личностных черт, имеющих определяющее значение для семейного благополучия. Задача заключается в том, чтобы определить, в какой степени совпадают оценки супругов по отношению к ранжируемым качествам. Заполните таблицу и, посчитав коэффициент ранговой корреляции Спирмена, ответьте на поставленный вопрос.
Черты личности | № | Муж | Жена |
Ответственность | 1 | 3 | 1 |
Общительность | 2 | 9 | 8 |
Сдержанность | 3 | 2 | 4 |
Выносливость | 4 | 8 | 5 |
Жизнерадостность | 5 | 4 | 7 |
Терпеливость | 6 | 5 | 6 |
Решительность | 7 | 6 | 3 |
Оптимизм | 8 | 7 | 9 |
Надёжность | 9 | 1 | 2 |
Рассчитваем коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Составляем расчётную таблицу.
Ранг | Ранг | |
3 | 1 | 4 |
9 | 8 | 1 |
2 | 4 | 4 |
8 | 5 | 9 |
4 | 7 | 9 |
5 | 6 | 1 |
6 | 3 | 9 |
7 | 9 | 4 |
1 | 2 | 1 |
По формуле вычисляем коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Формулируем гипотезы:
Корреляция между оценками супругов не значима (не отличается от нуля)
Корреляция между оценками супругов значима
По таблице находим критические значения коэффициента корреляции для значения при уровне значимости 0,05: .
Поскольку , то гипотеза отклоняется: можно считать, что оценки супругов по отношению к ранжируемым качествам отличаются значимо.
Заметим, что при уровне значимости 0,01 , на этом уровне значимости выполнялось бы и в этом случае гипотеза была бы принята:
тогда можно было бы считать, что оценки супругов по отношению к ранжируемым качествам отличаются незначительно.