Файл: 8. Метод реализма в творчестве Хогарта и Шардена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Метод реализма в творчестве Хогарта и Шардена.

Уильям Хогарт -основоположник реализма в английской живописи, гравер. Писал для различных социальных слоёв. (Карьера мота, вскоре после свадьбы). Каждая из серии картин- законченное произведение, все вместе они объединены одной идеей и дополняют друг друга. Также, Хогарт изображал "дно Лондона", ужасы пьянства и его последствия. (Улица Пива, Переулок Джина) Бытовая живопись, развитие бытовой и политической карикатуры- в этом Хогарт был новатором и опережал своё время. Писал реалистические портреты. (Портрет мисс Солтер, Продавщица Креветок). Картина "Опера Нищего" стала своего рода отправной точкой в жанре комедии. Первая живописная пьеса Хогарта "Карьера потаскушки» показывает дно английского общества. Это грязные улицы Лондона, жалкие комнаты дешёвых домов, притоны, тюрьма. Сюжет и мораль каждой картины понятны зрителю. К 1735 году появилась "Карьера распутника". В этой серии определилось направление искусства Хогарта: сатирический заострённый реализм. Серия объединена общим сюжетом, единым героем, действие развивается из картины в картину. Впервые в искусстве город становится живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением. Он обретает самостоятельную тему в творчестве художника. (Серия "Четыре времени суток") в 1744 году пишет серию "Модный брак", в которой осуждает и высмеивает высшие круги английского общества. "Выборы в парламент"-последняя живописная серия стала итогом "современных нравственных сюжетов". Хогарт порывает с господствующей традицией парадных портретов. Он пишет картины, где персонажи объедены действием (например, разговором), в кругу семьи. Такие работы стали специфическим английским явлением. (Бракосочетание С.Бэкингема и М.Кокс) В конце жизни обращается к образам людей из народа. (Портреты слуг) Хогарт вошёл в историю мирового искусства как "отец английской живописи".

Жан-Батист Симеон Шарден ( Париж) . Выдающийся колорист. Известный мастер натюрморта и быта, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, художник "тихой жизни". Вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи. Шарден создаёт лучшие жанровые композиции, у него появляется тема-жизнь третьего сословия — это люди города, зарабатывающие собственным трудом. Они имели духовные и материальные ценности. (Карточный домик, Дама запечатывающая письмо, Юная учительница) Он изображал сдержанные образы, лаконичные интерьеры. Изображал детей в игре. (Мыльные пузыри) Шарден утверждал в картинах ценность окружающей, реальной жизни. Ранним работам свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730 годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся сдержанностью, ясностью и простотой. Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени. Во французском искусстве 2 половины 18 века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значимым художником был Шарден. Натюрморт был любимым жанром художника. Своим творчеством утвердил его во французском искусстве как самостоятельный вид живописи. Не любил пышных и декоративно перегруженных композиций, поэтому создавал
композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры. Создавалось ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека. (Трубка и кувшин, натюрморт с атрибутами искусств)

19. Пейзаж в русском искусстве 18 века.

Русский пейзаж как жанр сформировался в конце 18 века. Его становление было связано с сентиментализмом – течением, призывающим к естественности и открытости душевной жизни человека. Тяготение к естественности было связано с культом природы и человеком в ней. Новые духовные веяния повлекли за собой и потребность изменить жизнь человека. Наиболее полно это отразилось в замене "регулярных", французских парков на "пейзажные", английские, которые должны были выявлять богатство и красоту природы. Художники стремятся выразить поэтическую сущность содержания изображаемого; оно становится основой художественного образа живописи. Это сочетается со стремлением показать «простые» пейзажи, передать в картине «сельскую простоту». Основоположником русской пейзажной живописи является Семён Фёдорович Щедрин. Он изображает «сочинённые» им, несуществующие местности. В 90 годы Щедрина привлекают окрестности Петербурга (Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера, Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля). К этому времени относятся лучшие работы художника, могущие именоваться новаторскими. Щедрин писал и столицу (Вид на Большую Невку и дачу Строгановых). Здесь памятники архитектуры отступают на задний план. Главенство пейзажной темы в картинах подчёркнуто огромными деревьями, глубиной и ширью далей, частыми контрастами между крупными и тяжёлыми массами первого плана и открывающимися за ними зелёно-голубыми просторами. Позднее Щедрин обращается к бытовым сценам в пейзажных произведениях. Пишет не только господ, но и крестьян. (Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост)

Михаил Матвеевич Иванов. Современник Щедрина. Работал в технике акварели. Реалистические тенденции сказались в ранних его рисунках во время путешествия по Италии и Швейцарии. Лучшие стороны творчества художника развились во время пребывания на Украине, на Кавказе, в Крыму и Бессарабии. Он обращался к образам в изображении древностей Старой Ладоги на Волхове. С особой проникновенностью Иванов показал в ряде акварелей Царское село. Он был не только пейзажистом-некоторые его работы относятся к батальному жанру: изображал места сражений русской армии. (Штурм Измаила) Иванов первый из русских художников столь широко охватил пейзаж местностей страны. Много работая с натуры и глубоко воспринимая поэтическое очарование «неукрашенного» вида, он стремится внести в искусство одухотворённое и вместе с тем ясное отношение к природе, показать глубину пространства, передать в светлых тонах акварели ощущение света и воздушной среды.



Фёдор Яковлевич Алексеев в 11 лет поступил в Академию художеств. Был отправлен в Венецию для изучения театрально-декоративной живописи. Боролся с советом Академии на почве выбора факультета. В итоге, вопреки всем, стал заниматься пейзажной живописью. Творчество Алексеева открывает ряд архитектурных пейзажей- видов Петербурга. (Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости). В этих картинах 90-х годов он создал новый образ города. С поэтическим подъёмом запечатлён облик столицы могущественной державы. Картины свои писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Художник изучает старинную русскую архитектуру. Современники отмечали «гармонию и прозрачность» его живописи. В 1795г художник совершил поездку для «снятия видов» на юг России, ставшую новым явлением для русского искусства. Вскоре Алексеев написал виды Бахчисарая, городов Херсона и Николаева. В картинах южного цикла есть некие общие черты. Композиция организована чётко и ясно. Появляется стаффаж. Все детали изображены весьма живо, образуя жанровые сценки. Начиная с этих работ, стаффаж стал важной деталью всех картин художника. Стремление познать лицо родины, запечатлеть в художественных образах памятники прошлого, побудили его посетить Москву. (Красная Площадь, Вид Московского Кремля и Каменного моста).

16. Классицизм в русском искусстве 18 века.

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине 18 в — первой половине 19 веков. Возникает под воздействием просветительских прогрессивных идей. Главными становятся идеи патриотизма, создания «нового отечества», внесословной ценности личности. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Античность воспринимается как благодатная эпоха развития личности. Нужно отметить, что в русском классицизме отсутствует идея жесткого подчинения личности государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к искусству античному. Он овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип.

Классицизм 18 века делится на два периода (вообще их 3, последний возникает в начале 19 века):

1. Ранний классицизм.

2. Строгий (или зрелый) классицизм. Наиболее полно классицизм выразил себя в архитектуре и монументально-декоративной пластике второй половины 18 века.


Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот - авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге. Также, в становлении русского классицизма сыграл большую роль Василий Иванович Баженов и Матвей Федорович Казаков. С творчеством Казакова во многом связан расцвет зрелого, или строгого, классицизма. (Колонный зал Благородного собрания). Крупнейший зодчий второй половины 18 века. - Иван Егорович Старов. В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы, например Никольское-Гагарино под Москвой. Кроме того, ему принадлежит Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец. Во второй половине 18 века начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Многие русские художники сделали своей задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Представители: Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос. Они стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском - идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало. Но русские скульпторы толкуют эти образы не в отвлеченно-абстрактном плане, а вполне жизненно, стремясь передать многогранность человеческого характера. (Ф. Гордеев. «Прометей», И. Прокофьев. «Актеон, преследуемый собаками», М. Козловский. «Поликрат», И. Мартос. «Бегущий Актеон», М. Козловский. «Памятник Суворову», Фонтан Самсон) Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции (сентиментализм, романтизм, шинуазри (китайщина), тюркери (туретчина)) порой выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо — сентиментализм — романтизм. Представители Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. (Портрет И.М Лопухиной, Портрет Е.А Нарышкиной-Боровиковский. Коронационный портрет Екатерины 2, Портрет А.П Струйской-Рокотов. Портрет А. С. Пушкина, портрет Е.В Давыдова, Бедная Лиза- Кипренский) Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. А сильнее всего он отразился в исторической. В иерархии жанров живопись занимала низшее положение по сравнению со скульптурой. Крайне высокая роль отводится изучению рисунка. Во 2-й пол. 18 века искусство становилось все более публичным. В Академии художеств укоренилась традиция выставок
, которые становились «судьбоносными» для лучших художников; возник обычай отправлять медалистов в зарубежные поездки.

25. Творчество Жерико.

Теодор Жерико – французский живописец, литограф. Служил в королевских мушкетерах, поэтому писал преимущественно батальные сцены. Учился у Клода Верне, Пьера Герена, испытал влияние Антуана Гро. Первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей. Жерико обратил внимание на изъяны человека. Отрицательные качества человеческой души у художника обретают привлекательность. Ввёл в живопись следующие качества: активное использование света и тени, резкие контрасты, нервный, подвижный рисунок, психологизм, интерес к глубоким процессам в психике. Ранние произведения, отразившие героику наполеоновских войн, выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают тёмные, оживлённые цветовыми оттенками тона. (Раненый кирасир, покидающий поле боя; Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку; Три конных трубача). После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромный. (Бег свободных лошадей в Риме). В Англии активно изучает лошадей. Там он пишет большую картину «Скачки в Эпсоме». Стремится показать впечатление быстроты, полёта. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному, изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Одна из центральных работ Жерико-«Плот Медузы». Написана на острозлободневный сюжет. Придавая частому событию глубокий символический смысл, раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств-от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Сформировал в картине энергичную диагональ. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя, направляется к четырём фигурам у мачты. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». По свидетельству ученика Верне и друга Жерико, Антуана Монфора, Теодор писал прямо по непроработанному холсту («на белой поверхности», без подмалёвка и цветного грунта), по которому был нанесён только подготовительный рисунок. Представление о художнике романтике, как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности он выразил в ряде портретов и автопортретов. (Портрет двадцатилетнего Делакруа) Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощён в объективности серии портретов душевнобольных. Вернувшись в Париж из Англии, много болел, его состояние усугубилось несколькими падениями во время верховых прогулок. Он умер в Париже