Файл: 8. Метод реализма в творчестве Хогарта и Шардена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


32. Творчество Гойи

Франсиско Гойя-главный художник испанского романтизма. Был признан в высшем свете. Пользуется покровительством представителей самых знатных семейств Испании. Побывал в Италии. Писал портреты, жанровые и батальные сцены. Гойя отличался потрясающей работоспособностью и высочайшим техническим мастерством. Насыщенные по цвету и простые по композиции картины изображали людей, занятых повседневными делами, а также народные празднества и гуляния. («Молодой бык», «Раненый каменщик», «Игра в жмурки»). В 70-е годы Гойя начинает заниматься графикой и в гравюре избирает технику офорта. (Бегство в Египет, Удушенный железной цепью) Испытывал влияние творчества Веласкеса и Тьеполо. Как церковный живописец, был сильно скован традицией. (фреска «Небесная слава», фрески в Церкви Сан Антонио де Флорида). Капитул церкви дель-Пилар предлагает ему выполнить эскизы для плафона капеллы на тему «Поклонение имени Бога». После успешной работы, приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль. Позже, Благодаря Мануэлю Байеу, его приглашают в монастырь Аула, где он выполняет 11 композиций на темы из жизни Св.Девы Марии. В Мадриде выполняет свой первый придворный заказ- картоны для серии шпалер для принца. («Танец на берегу Мансанареса», «Драка в харчевне», «Маха и маски», «Запуск змея» и «Зонтик»). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна, портрет маркизы А. Понтехос). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию, позже- “первый живописец короля”. Его портреты не все одинаково закончены, но отличаются живой индивидуальностью лиц и вдохновенным письмом. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь Испании “старого порядка”. (Связано с событиями в Испании. В Мадриде вспыхнуло восстание, а позже началась партизанская война) Уродство ее моральных, духовных и политических основ живописец раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос. Смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. (Бедствия войны, “Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”) В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде), аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”). С удивительной
силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла 4”. В 1824 художник борется с серьёзной болезнью, которая приводит в глухоте. В созданных в этот период картинах появляются остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы. Гойя воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов “Диспаратес”. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, обновления жизни. (“Похороны сардинки”,“Тавромахия”). С 1824 года Гойя жил во Франции (опасался преследований со стороны нового правительства Испании), где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. (портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина). Умер в Бордо.

44. Сентименталисты. Характеристика стиля на примерах западноевропейского и русского искусства

Сентиментализм-направление в европейской литературе и искусстве второй половине 18 века, сформировался в рамках позднего Просвещения. В России стиль существовал с конца 18 до начала 19 века. «Естественный» человек становится главным героем стиля. Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Стиль был обращён к внутреннему, личному миру человеческих чувств и мыслей. Основная тематика стиля-любовная. Основные черты: уход от прямолинейности, многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, утверждение богатого духовного мира низких сословий. В основе эстетики сентиментализма-подражание природе. Особенности русского сентиментализма: сильная дидактическая установка, просветительский характер. Представители. Жан Батист Грёз-французский живописец. В своих жанровых картинах прославлял добродетели третьего сословия. Работам художника свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой слащавость. (Паралитик или Плоды хорошего воспитания) Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развёрнутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы. (Деревенская невеста, портрет молодого человека) Грёз занимает во француз.живописи важное место и как портретист. Его работы полны сходства, жизни, выразительности. Его женские головки, может быть, носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но при этом необыкновенно грациозны. В

России из живописцев, разделяющих идеи сентиментализма, следует отметить Боровиковского, Левицкого и Рокотова, Венецианова. В этот период ведущую роль в искусстве, как в европейском, так и в русском, играл портрет.