Файл: Исходные понятия и определения эксплуатационной работы железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Понятие о транспорте. Продукция транспорта
Транспорт - это:
■ самостоятельная отрасль материального производства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Вместе с добывающей, обрабатывающей отраслями промышленности и сельским хозяйством продолжает процесс производства в сфере обращения. Продукт только тогда готов к потреблению, когда закончится его перемещение. Если транспорт не обеспечит это перемещение, значит, производство продукта не состоялось;
■ одно из главных условий развития экономики государства;
■ связующее звено между любыми экономическими системами. Он связывает в единое государственное целое все населенные пункты, раскинувшиеся на тысячи километров;
■ фактор развития цивилизации и богатства, усиления военного могущества страны.
Как самостоятельная отрасль транспорт создает свою продукцию.
Продукцией транспорта являются перевозки, т.е. результат пространственного перемещения пассажиров и грузов. Она производится и потребляется одновременно. Люди и товары едут вместе со средствами транспорта. Продукцию нельзя заготовить впрок, сложить в запас, чтобы реализовать в период неожиданного сбоя.
Транспорт новую вещественную продукцию не создает, а перемещает произведенную другими отраслями производства. Продукция транспорта не имеет сырья.
Единицы измерения транспортной продукции:
■ тонно-километры (грузооборот - сумма произведений количества перевезенного груза в тоннах на протяженность участков в километрах);
■ пассажиро-километры (пассажирооборот - сумма произведений числа отправленных пассажиров на расстояние их следования);
■ тонны (число отправленных тонн груза);
■ пассажиры (число отправленных пассажиров).
Железнодорожный транспорт — основной вид транспорта в Российской Федерации
Транспорт образует единую транспортную систему (ЕТС), включающую в себя в тесной взаимоувязке все виды транспорта.
техническая
технологическая
правовая
экономическая
организационная
В единой транспортной системе Российской Федерации ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, имеющему следующие технико-экономические особенности:
-
возможность прокладки на любой сухопутной территории; -
осуществление перевозок на огромных пространствах (с запада на восток -10 тыс. км, с севера на юг - 3,5 тыс. км); -
регулярность перевозок в любое время суток, года, в любую погоду независимо от климатических условий; -
массовость перевозок; -
возможность перевозки негабаритных грузов; -
реализация больших скоростей движения при относительно высокой степени безопасности; -
большая маневренность в использовании вагонного парка, изменении направлений вагонопотоков в обход поврежденных или загруженных участков; -
относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров; -
наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду; -
большая значимость во внешнеэкономических связях и в деле обороны страны.
Первостепенную важность железных дорог отмечал еще в 1910 году профессор Императорского московского инженерного училища В. Мясоедов-Ива нов: «При огромных пространствах и больпшх расстояниях, разделяющих эти пространства, при неравномерности распределения населения железные дороги в России доставляют огромное сбережение времени при перемещениях рабочих, увеличивая, таким образом, производительность народного труда».
В настоящее время роль железнодорожного транспорта в стране еще более возросла. На его долю сегодня приходится около 80 % грузовых и 40 % пассажирских перевозок.
Задачи эксплуатации железных дорог
Основными задачами эксплуатации железных дорог являются:
-
транспортное обслуживание при обеспечении надежных эффективных и высокоорганизованных транспортных связей между поставщиками и потребителями; -
удовлетворение потребностей народного хозяйства в грузовых перевозках по общему объему, родам грузов, видам сообщений, категориям отправок и т.д.; -
перевозка людей и грузов при строжайшем соблюдении требований без опасности:
В настоящее время железнодорожный транспорт находится на этапе реформирования российской экономики. Условия развития транспорта изменились по следующим причинам:
-
появление разных форм собственности в государстве, повышение требований клиентов к качеству транспортных услуг;
изменение структуры источников финансирования железных дорог;
■ сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, усиление экспортных сырьевых поставок;
■ изменение географии экономических связей и объемов перевозок;
■ сохранение государственного регулирования на железнодорожном транспорте при децентрализации государственного управления бюджетной, хозяйственной, налоговой и социальной политикой.
Поэтому в настоящее время происходит структурная перестройка с отделением хозяйственных функций ОАО РЖД от государственных, когда требуется обновление основных фондов, оптимизация управления, внедрение отраслевых программ телекоммуникации, информатизации, ликвидация убыточных видов деятельности.
Перечисленные меры приведут к росту капиталовложений в экономику регионов и всей страны в целом. Это единственный путь развития промышленности страны.
В работе сети железных дорог в числе многих других выделены главные направления.