Файл: Исходные понятия и определения эксплуатационной работы железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Понятие о транспорте. Продукция транспорта

Транспорт - это:

самостоятельная отрасль материального производства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Вместе с добывающей, обрабатываю­щей отраслями промышленности и сельским хозяйством продолжает процесс производства в сфере обращения. Продукт только тогда готов к потреблению, когда закончится его перемещение. Если транспорт не обеспечит это перемещение, значит, производство продукта не состо­ялось;

одно из главных условий развития экономики государства;

связующее звено между любыми экономическими системами. Он связы­вает в единое государственное целое все населенные пункты, раскинув­шиеся на тысячи километров;

фактор развития цивилизации и богатства, усиления военного могущества страны.

Как самостоятельная отрасль транспорт создает свою продукцию.

Продукцией транспорта являются перевозки, т.е. результат пространствен­ного перемещения пассажиров и грузов. Она производится и потребляется одновременно. Люди и товары едут вместе со средствами транспорта. Продук­цию нельзя заготовить впрок, сложить в запас, чтобы реализовать в период неожиданного сбоя.

Транспорт новую вещественную продукцию не создает, а перемещает произведенную другими отраслями производства. Продукция транспорта не имеет сырья.

Единицы измерения транспортной продукции:

тонно-километры (грузооборот - сумма произведений количества пере­везенного груза в тоннах на протяженность участков в километрах);

пассажиро-километры (пассажирооборот - сумма произведений числа отправленных пассажиров на расстояние их следования);

тонны (число отправленных тонн груза);

пассажиры (число отправленных пассажиров).

Железнодорожный транспорт — основной вид транспорта в Российской Федерации


Транспорт образует единую транспортную систему (ЕТС), включающую в себя в тесной взаимоувязке все виды транспорта.



техническая

технологическая

правовая

экономическая

организационная

В единой транспортной системе Российской Федерации ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, имеющему следующие техни­ко-экономические особенности:

  • возможность прокладки на любой сухопутной территории;

  • осуществление перевозок на огромных пространствах (с запада на восток -10 тыс. км, с севера на юг - 3,5 тыс. км);

  • регулярность перевозок в любое время суток, года, в любую погоду неза­висимо от климатических условий;

  • массовость перевозок;

  • возможность перевозки негабаритных грузов;

  • реализация больших скоростей движения при относительно высокой сте­пени безопасности;

  • большая маневренность в использовании вагонного парка, изменении направлений вагонопотоков в обход поврежденных или загруженных уча­стков;

  • относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;

  • наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;

  • большая значимость во внешнеэкономических связях и в деле обороны страны.

Первостепенную важность железных дорог отмечал еще в 1910 году про­фессор Императорского московского инженерного училища В. Мясоедов-Ива нов: «При огромных пространствах и больпшх расстояниях, разделяющих эти пространства, при неравномерности распределения населения железные до­роги в России доставляют огромное сбережение времени при перемещениях рабочих, увеличивая, таким образом, производительность народного труда».

В настоящее время роль железнодорожного транспорта в стране еще бо­лее возросла. На его долю сегодня приходится около 80 % грузовых и 40 % пассажирских перевозок.

Задачи эксплуатации железных дорог

Основными задачами эксплуатации железных дорог являются:

  • транспортное обслуживание при обеспечении надежных эффективных и высокоорганизованных транспортных связей между поставщиками и по­требителями;

  • удовлетворение потребностей народного хозяйства в грузовых перевозках по общему объему, родам грузов, видам сообщений, категориям отправок и т.д.;

  • перевозка людей и грузов при строжайшем соблюдении требований без опасности:




В настоящее время железнодорожный транспорт находится на этапе реформирования российской экономики. Условия развития транспорта изменились по следующим причинам:

  • появление разных форм собственности в государстве, повышение требований клиентов к качеству транспортных услуг;

изменение структуры источников финансирования железных дорог;

■ сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, усиление экспортных сырьевых поставок;

■ изменение географии экономических связей и объемов перевозок;

■ сохранение государственного регулирования на железнодорожном транс­порте при децентрализации государственного управления бюджетной, хозяйственной, налоговой и социальной политикой.

Поэтому в настоящее время происходит структурная перестройка с отде­лением хозяйственных функций ОАО РЖД от государственных, когда требуется обновление основных фондов, оптимизация управления, внедрение отрасле­вых программ телекоммуникации, информатизации, ликвидация убыточных видов деятельности.

Перечисленные меры приведут к росту капиталовложений в экономику регионов и всей страны в целом. Это единственный путь развития промыш­ленности страны.

В работе сети железных дорог в числе многих других выделены главные направления.