Файл: Целью курсовой работы является анализ назначения и перерасчета страховых пенсий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2127
Скачиваний: 51
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ
1.1. Понятие и виды страховой пенсии
1.2. Условия назначения страховой пенсии
1.3. Порядок и сроки назначения страховой пенсии
ГЛАВА 2. ПЕРЕРАСЧЕТ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ
2.1. Порядок перерасчета и выплат страховой пенсии
2.2. Индексация страховой пенсии
1.2. Условия назначения страховой пенсии
Условия назначения страховой пенсии и порядок расчета пенсионных выплат регламентирован в положениях Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Так, для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях должны быть соблюдены три условия.
Первое условие – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (возраст определяется с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, – возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ.
Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021 года увеличился шаг повышения возраста выхода на пенсию – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех3.
В случае если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Второе условие – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2020 году он составляет 11 лет и поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.
Третье условие – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 коэффициентов также вводится постепенно: в 2020 году – 18,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году4.
Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.
Говоря в теоретическом плане о пенсии о потере кормильца, нельзя не сказать о гражданах, имеющих право на получение этой пенсии:
1. Супруг/супруга;
2. Кровные родственники – дети, родители, братья/сестры;
3. Некровные родственники (усыновители, усыновленные).
Однако теория часто расходится с практикой, и возникают различные правовые коллизии и пробелы. Как правило, нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, тем не менее это правило порождает достаточное количество проблем, связанных с иждивением.
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 ст. 9 Закона № 400-ФЗ, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Предполагается и не требует доказательств иждивение детей умершего кормильца, достигших возраста 18 лет, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что на день смерти кормильца они не осуществляли работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»5.
Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца
, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца6.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пенсионные реформы, нововведения, направленные на повышение эффективности системы пенсионного страхования, не устраняют всех проблем в этой сфере. К наиболее масштабным проблемам, искоренить которые государство пока не в силах, относится заработная плата в конвертах, неофициальное трудоустройство. «Чёрная бухгалтерия» заинтересована и в наименьших отчислениях в СФР, и в привлечении на работу людей нелегальным путем. Предприятие, фирма, организация остаются в выигрыше благодаря такой политике, но права рабочих при этом будут ущемлены, так как работодатели при такой системе, зачастую, лишают рабочих достаточного уровня пенсионных выплат, а иногда и самой пенсии в целом.
Также выделяют следующие проблемы:
1. Рост общей численности пенсионеров. Соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста в нашей стране неблагоприятное – количество работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет сокращается, а количество пенсионеров увеличивается. Это связано с низкой рождаемостью и быстрым старением населения.
2. Растущий дефицит бюджета Социального фонда России. Является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан, что приводит к дефициту бюджета СФР. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам.
3. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства граждан Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий.
4. Низкий уровень финансовой грамотности населения7.
Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных фондов.
Таким образом, страховая пенсия по старости предназначена для материальной поддержки пенсионеров. Ее оформление возможно при соблюдении ряда условий, предусмотренных действующим законодательством. Размер пенсионных выплат индивидуален, так как при его расчете учитывается стаж работы, наличие инвалидности, наличие детей и другие условия.
1.3. Порядок и сроки назначения страховой пенсии
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Зачисление сумм страховой пенсии на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК x СПК,
где СПст – размер страховой пенсии по старости;
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Для страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца применяется аналогичная формула8.
При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому ребенку, указанному в пункте 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, потерявшему обоих родителей, индивидуальный пенсионный коэффициент определяется путем суммирования индивидуальных пенсионных коэффициентов обоих родителей.
Стоит отметить, что также к данной сумме прибавляется фиксированная выплата, которая уже упоминалась выше, устанавливаемая Правительством Российской Федерации. Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50 процентам размера.