Файл: Целью курсовой работы является анализ назначения и перерасчета страховых пенсий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2133

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсионное обеспечение как мера поддержки государством своих граждан является безусловной гарантией и обязанностью любого социального, демократического государства. В России такие гарантии существуют не только юридически, но и действуют фактически. Несмотря на наличие множества проблем, в том числе касающихся объёмов финансирования для предоставления более лучших и качественных пенсионных условий, законодательство в рассматриваемой сфере ежегодно совершенствуется, пенсионное содержание индексируется, производятся перерасчеты.

Нельзя отрицать того, что государством уделяется достаточное внимание разрешению проблем в области пенсионного обеспечения, в том числе страховых пенсий.

Пенсионное обеспечение считается одним из видов социального страхования. Причем задачами социального страхования выступает гарантия социального и материального благополучия человека вне зависимости от индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.

Объект работы – общественные отношения в сфере назначения и перерасчета страховых пенсий.

Предмет работы – правовые нормы, регулирующие назначение и перерасчет страховых пенсий.

Целью курсовой работы является анализ назначения и перерасчета страховых пенсий.

Задачами коровой работы являются:

– раскрыть понятие и виды страховой пенсии;

– проанализировать условия назначения страховой пенсии;

– рассмотреть порядок и сроки назначения страховой пенсии;

– охарактеризовать порядок перерасчета и выплат страховой пенсии;

– рассмотреть индексацию страховой пенсии;

– исследовать индексацию страховой пенсии.

Методологическую основу работы составляют диалектический метод познания, а также общенаучные методы: метод системного анализа; обобщение нормативных, научных и практических материалов; частно-научные методы: логический, технико-юридический, аналитический и другие.

Структура работы обусловлена целью, задачами, объектом и предметом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ



1.1. Понятие и виды страховой пенсии



В настоящее время экономика находится в кризисной ситуации, что, в свою очередь, негативно сказывается на уровне жизни и благосостоянии граждан. Социальные группы, наиболее подверженные негативному влиянию экономических и политических факторов, – это пенсионеры, имеющие право на пенсию. В последние годы пенсионная реформа неоднократно претерпевала многочисленные изменения, которые имели как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на жизнь людей.

Сначала в России действовала распределительная система, согласно которой все пенсионные гарантии в нашей стране выплачивались из фонда накопления. Пенсионная система в то время работала по принципу «солидарности поколений», согласно которому все нетрудоспособные граждане получали ежемесячную пенсию из накопительного фонда, которая постоянно пополнялась за счет пенсионных накоплений работодателя. Эта система чисто распределительного характера была заменена системой, состоящей из страховой пенсии по старости и индивидуальный фонд накопления.

Прежде всего, хочется отметить, что понятие страховой пенсии является новым для российского государства, оно вошло в оборот с 1 января 2015 года с принятием Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»1, он пришел на смену Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в рамках назревшей пенсионной реформы. Ранее существовала трудовая пенсия, которая состояла из страховой и накопительной части, но с 1 января 2015 года эти понятия утратили силу, отныне существует отдельно страховая пенсия и отдельно накопительная.

Данная реформа назрела не случайно, ведь пенсионеров в нашей стране большое количество и на выплату пенсионного обеспечение происходят очень большие затраты. Ранее для назначения страховой требовалось всего 5 лет официально зарегистрированной трудовой деятельности, тогда как в рамках реформы в новом законодательстве предусмотрено ежегодное увеличение страхового стажа на один год, вплоть до 2024 года. В 2024 году требуемый страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости составит 15 лет.

Также было введено понятие пенсионных, которые суммируются и образуют пенсионный коэффициент. Данный коэффициент включает в себя не только трудовую деятельность, но некоторые другие виды, например, служба в армии, отпуск по уходу за ребенком. Количество необходимых баллов тоже изменяется каждый год вплоть до 2025 года и к этому году требуется набрать не менее 30 баллов для назначения страховой пенсии по старости.



В целом, данная реформа довольно актуальна, ведь государство рассчитывает на то, что лиц, имеющих право на получение страховых пенсий станет значительно меньше, ведь теперь их получить труднее, соответственно, Социальный фонд Российской Федерации будет иметь меньшее количество расходов, при неизменном количестве поступлений от работодателей (22%), стоит отметить, что если лицо, достигшее установленного возраста, не набрало достаточного страхового стажа или пенсионных баллов, то оно имеет право на получение социальной пенсии, ее размер должен составлять не ниже прожиточного минимума.

Теперь следует перейти собственно к рассмотрению страховых пенсий.

Страховая пенсия представляет собой денежную выплату, выплачиваемую Пенсионным фондом Российской Федерации лицам, имеющим на это основания в качестве компенсации заработной платы, которую они получали в период трудовой деятельности, а также в качестве компенсации доходов, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

Стоит отметить, что к страховой пенсии всегда устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая варьируется от вида страховой пенсии. А размер данной выплаты ежегодно подвергается индексации.

Как уже упоминалась ранее, правовое положение страховых пенсий регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях», им устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

– страховая пенсия по старости;

– страховая пенсия по инвалидности;

– страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Начнем рассмотрение страховых пенсий именно со страховой пенсии по старости. Страховая пенсия по старости, разумеется, считается одним из важнейших видов пенсионного обеспечения нашей страны, на его выплату расходуется значительная часть денежных средств Социального фонда Российской Федерации. Данная социальная выплата является основной для большей части лиц пожилого возраста, поэтому данный вопрос требует основательного правового регулирования.

Для назначения страховой пенсии по старости нужно соблюсти несколько условий:

1) Достичь, установленного законом пенсионного возраста, а именно: 60 лет для женщин и 65 для мужчин;

2) Достичь по меньше мере минимального страхового стажа (15);

3) Заработать достаточную сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов(30).


Страховая пенсия по инвалидности является ежемесячной выплатой, которую осуществляет Социальный фонд России при наличии у гражданина инвалидности I, II или III группы и наличия хотя бы одного дня страхового стажа. Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Размер страховой пенсии по инвалидности рассчитывается, исходя из накопленного в течение трудовой деятельности пенсионного коэффициента (с учетом стоимости данного коэффициента на момент выхода на пенсию и фиксированной выплаты, устанавливаемой Правительством Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»2 в комплекс защитных мер для лиц инвалидностью входит и их материальное обеспечение, в которое, в свою очередь включаются и страховые пенсии по инвалидности.

Далее хотелось бы перейти к страховой пенсии по потери кормильца. Как и два предыдущих вида, она также устанавливается Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Данная пенсия назначается нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца, который подлежал обязательному пенсионному страхованию. Если у умершего полностью отсутствует страховой стаж, то нетрудоспособным членам его семьи будет назначения социальная пенсия по потери кормильца.

Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца или его безвестное отсутствие. Член семьи умершего кормильца может быть признан иждивенцем, даже если он никогда не проживал совместно с кормильцем, в том числе в одном городе, однако постоянно получал от него помощь, являющуюся основным источником средств к существованию. Для признания члена семьи иждивенцем постоянная помощь должна оказываться в период, непосредственно предшествовавший смерти кормильца.

Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца следует обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени.

Итак, страховая пенсия представляет собой выплаты, назначаемые гражданам по достижению пенсионного возраста и при наличии необходимого количества лет трудового стажа. Страховая пенсия по старости – это основная разновидность выплат в связи с достигнутым возрастом. Она предоставляется гражданам, заработавшим необходимый трудовой стаж. У претендента должны быть выплачены взносы в Социальный фонд России (СФР) в установленном объеме.