Файл: Целью курсовой работы является анализ назначения и перерасчета страховых пенсий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2132

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Индексация страховой пенсии



Для большинства стран мира, обладающих собственными национальными системами пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, в том числе для России, важнейшей проблемой является сохранение покупательной способности пенсий и поддержание реальных доходов пенсионеров на нормативном уровне. Решение этой задачи усложняется изменениями в демографической структуре населения и увеличением доли лиц пенсионного возраста.

Решение этой проблемы требует применения дополнительных мер по балансировке доходов и расходов пенсионных фондов. В настоящий момент чаще всего страны мира применяют либо увеличение возраста выхода на пенсию, либо сокращение или полный отказ от индексации пенсий отдельным категориям пенсионеров. В России были применены обе обозначенные меры. Был повышен возраст выхода на пенсию, а также введен мораторий на индексацию пенсий работающих пенсионеров. Однако эффективность обеих этих мер оказалась сравнительно невысокой15.

Следует также учитывать, что уровень потребления, формируемый лицами пенсионного возраста, является фактором экономического развития. Таким образом, исследование и оценка эффективности действующих в мире механизмов индексации пенсий как важного элемента повышения эффективности систем социального страхования является важной, хотя и пока слабо изученной проблемой. Значимым показателем такой эффективности является как коэффициент замещения пенсией утрачиваемого заработка на момент выхода индивидуума на пенсию, так и значение для него этого коэффициента в течение всего периода получения пенсионных выплат. Пожилые пенсионеры в возрасте 75 лет и старше больше подвержены риску бедности в силу того, что при назначении пенсии номинальная стоимость их заработной платы в период трудовой деятельности могла быть ниже номинальной стоимости заработной платы более молодых пенсионеров, являвшихся представителями одной профессии или социальной группы. Из этого делается вывод, что решение задачи только сохранения покупательной способности пенсии при ее индексации может быть недостаточным и увеличивает риски впадения в бедность пожилых людей.


Там, где пенсия признается частью дохода индивидуума, получаемого им в период трудовой деятельности (система пенсионного страхования), пенсионные выплаты должны индексироваться в соответствии с изменением заработной платы. И наоборот, в пенсионных системах англо-саксонского типа, ориентированных на обеспечение прожиточного минимума пенсионера, – в соответствии с индексом потребительских цен.

Экономическая наука, к сожалению, уделяет пока мало внимания проблеме индексации пенсионных выплат и методологии расчета соответствующих индексационных коэффициентов. Основная линия дискуссии строится вокруг проблемы балансирования расходов и доходов пенсионной системы, а также морально-этических принципов при определении параметров индексации пенсий.

Применение иного (не связанного с инфляцией) порядка индексации пенсий – исходя из заработной платы – не является перспективным, так как лицо, вышедшее на пенсию, в дальнейшем не нуждается в повышении уровня потребления, если расходы на лечение будут компенсироваться за счет других социальных выплат и таким образом не зависеть от изменения средней зарплаты относительно пенсий16. Такой взгляд на принципы индексации является спорным в силу существующей идеологии пенсионного страхования. Он также противоречит положениям национальных законодательств отдельных стран мира, а также самому понятию «пенсия».

Россия отличается «сравнительно щедрой индексацией уже назначенных пенсий. Соответствующий вывод он делает исходя из сопоставления уровня пенсий относительно прожиточного минимума пенсионера и призывает проводить «более экономную индексацию пенсий». Однако при сравнении порядка индексации страховых пенсий в Российской Федерации и аналогичных пенсионных выплат в других странах бросаются в глаза именно скромные показатели их увеличения в России в относительных показателях. Поэтому предлагаемый авторами этих работ порядок повышения пенсионных выплат можно считать не учитывающим страховую природу отечественной пенсионной системы и заложенную в нее ориентацию размера пенсии на утрачиваемый пенсионером заработок, а не на прожиточный минимум или покупательную способность.

Наибольшее внимание при анализе порядка индексации пенсионных выплат отечественные исследователи уделяют проблеме ежегодного увеличения пенсий так называемым «работающим пенсионерам». Ее актуальность значительно возросла после того, как с 2016 г. Правительство Российской Федерации выделило эту категорию пенсионеров в отдельную социальную группу и отказалось от ежегодной индексации их пенсий. При анализе сложившейся в результате этой меры ситуации исследователи, как правило, оперируют понятием «социальная справедливость», а сама дискуссия сводится к обсуждению вопроса, не является ли такой отказ дискриминационным в отношении отдельной категории граждан. Например, в своей статье «Индексация пенсий и принцип социальной справедливости» Н.Д. Гомонов констатирует отсутствие нормативного определения принципа «социальной справедливости»

17. На несоответствие этой меры принципам «социальной справедливости» и «формального равенства» указывает в своей работе доцент кафедры трудового права Воронежского государственного университета Н. Л. Зуева18. При этом авторы не учитывают тот факт, что само понятие «пенсия» связано в первую очередь с потерей трудоспособности, а лишь во вторую – с возрастом человека. Поэтому спорным является сам термин «работающий пенсионер», а не только порядок индексации пенсий указанной категории граждан.

Дискуссия о порядке индексации пенсионных выплат в России, как правило, находится в области правового анализа уже существующего порядка либо инициируемых в него изменений. Существует недостаток в теоретическом осмыслении поставленной проблемы с точки зрения общественных отношений социального и экономического характера. В связи с этим автор поставил перед собой две основные цели: провести анализ эффективности действующего механизма индексации пенсий в Российской Федерации и его соответствия принципу обязательного пенсионного страхования, а также рассчитать и предложить возможные изменения этого механизма, направленные на повышение коэффициента замещения пенсией утрачиваемого пенсионером заработка.

Таким образом проблема индексации пенсий сопряжена не только и не столько с текущими финансово-экономическими показателями национальных пенсионных систем, балансом совокупных накапливаемых ими пенсионных обязательств и поступающими установленными взносами, сколько с заложенными в них изначально принципами взаимоотношений в треугольнике наемный работник – работодатель – государство. Там, где пенсия признается частью дохода индивидуума, получаемого им в период трудовой деятельности (система пенсионного страхования), пенсионные выплаты должны индексироваться в соответствии с изменением заработной платы. И наоборот, в пенсионных системах англо-саксонского типа, ориентированных на обеспечение прожиточного минимума пенсионера, – в соответствии с индексом потребительских цен.

Механизм индексации пенсионных выплат в Российской Федерации изначально был ориентирован на недопущение превышения расходов пенсионной системы над суммой поступающих в нее ежегодно страховых взносов. Результатом такой политики стало снижение самого уровня пенсионных выплат. Как указывает Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, коэффициент замещения пенсией утраченного заработка с 2002 по 2007 г. снизился с 34 до 27%. Это привело к необходимости целевого увеличения базовой части трудовой пенсии в 2008-2009 гг. и проведения в 2010 г. валоризации пенсионных прав.


1 января 2010 г. Пенсионный фонд Российской Федерации в автоматическом режиме произвел перерасчет (валоризацию) пенсионных прав граждан, имевших стаж до 2002 г. (в том числе, в советское время). Объем пенсионных прав пенсионеров, имевших трудовой стаж до 2002 г. и сформированных по состоянию на 1 января 2002 г., был увеличен на 10 процентов. Одновременно тем пенсионерам, которые работали до 1 января 1991 г., индивидуально, к пенсии добавилось еще по 1% за каждый год стажа, приобретенного в советский период. Благодаря этой мере к 2012 г. коэффициент замещения вырос до 36,8%19. В последующие годы вновь происходило постепенное снижение этого показателя. Этот факт также объясняется избранной в отечественной пенсионной системе схемой увеличения пенсионных выплат.

С 2010 по 2020 г. в России действовало «негласное» правило индексации пенсий на уровне инфляции предыдущего года. Коэффициент индексации определяется правительством и утверждается Государственной Думой ежегодно при принятии закона о федеральном бюджете и привязывается к показателю прожиточного минимума пенсионера20. В 2021 г. законодатель установил, что величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии составляет 10 022 руб. в месяц3. Оговоримся при этом, что методология расчета величины прожиточного минимума пенсионера в России также требует более детального изучения на предмет ее соответствия международной практике расчета аналогичных показателей.

В 2020 г. в статью 75 Конституции Российской Федерации была внесена поправка, согласно которой в стране гарантируется регулярное повышение выплат в системе обязательного пенсионного страхования. Пункт 6 статьи 75 Основного закона теперь сформулирован следующим образом: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом»4.

Таким образом, дискуссия о порядке и параметрах индексации пенсионных выплат в России теперь носит принципиальный характер. Теперь она связана не только с вопросом социальной защиты пожилых людей, но и необходимостью реализации их конституционного права на регулярное увеличение причитающихся им пенсионных выплат. Можно констатировать, что сложившаяся в России практика индексации пенсий на уровне инфляции не соответствует декларируемым страховым принципам ее пенсионной системы.


Характер индексации пенсий в стране является наглядным индикатором, отражающим как действующую идеологию социальной политики государства, так и направленность исповедуемой им экономической политики. Увеличение пенсионных выплат, ориентированных на индекс потребительских цен и не учитывающих рост номинальной заработной платы в экономике, можно назвать свидетельством усилий правительства по повышению конкурентоспособности экономики за счет снижения именно стоимости труда, а не повышения его производительности. Такая практика больше характерна либо для стран с развивающимися экономиками, как правило, не имеющими всеобщих пенсионных систем, либо для государств с пенсионными системами датской (англо-саксонской) базовой пенсионной модели. В российских условиях повышение пенсий, ориентированное на уровень инфляции, усугубляется порочной практикой предоставления льгот по уплате установленных (страховых) взносов отдельным субъектам экономической деятельности.

Зафиксированная в Конституции РФ21 обязанность российского государства проводить ежегодную периодическую индексацию страховых пенсий, ставит перед российским правительством задачу определения наиболее справедливой и соответствующей природе российского пенсионного страхования формы такого повышения пенсий. Очевидно, речь идет об индексации пенсионных выплат в соответствии с изменением заработной платы в экономике. Это позволит поддержать на необходимом нормативном уровне коэффициент замещения пенсией утрачиваемого заработка. Источником же финансирования такой индексации должен стать отказ от предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности, а также отказ от регрессии при расчете самой ставки установленного платежа в пенсионную систему. Сохранение такой практики следует считать попыткой субсидирования работодателей за счет нормативного снижения заработной платы наемных работников.

Сделанные автором расчеты показывают, что индексация пенсий в соответствии с изменением заработной платы в экономике не потребует увеличения действующей ставки страховых взносов даже в условиях ухудшения демографической ситуации в Российской Федерации и роста продолжительности жизни самих пенсионеров. Изменение параметров индексации пенсий также не потребует увеличения субсидий в адрес пенсионной системы со стороны федерального и регионального бюджетов и не приведет к росту дефицита СФР, связанного с выплатой пенсий. Зато такая практика может стать более действенным инструментом стимулирования экономического роста в стране, чем простое льготирование отдельных отраслей и даже отдельных хозяйствующих субъектов.