Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории
Кафедра истории Нового и новейшего времени
Балашов Егор Сергеевич
Курсовая работа на тему:
«Римский вопрос» во внешней политике Франции 1849-1870 гг.
Производственная практика (научно-исследовательская работа)
Уровень образования: бакалавриат
Направление 46.03.01 «История»
Основная образовательная программа СВ.5030.2022 «История»
Семестр:2
Руководитель практики:
Заведующий кафедры Нового и новейшего времени,
доктор исторических наук,
профессор Барышников В.Н.
Научный руководитель: доцент,
кандидат исторических наук,
Гончарова Татьяна Николаевна
Санкт-Петербург
2023
Глава I. “Римский вопрос” в период президентства Луи-Наполеона
I. 1. Революция 1849 года в Риме и установление республики.
Революция 1848-1849 годов в Риме, который являлся на тот момент столицей крайне консервативной Папской области, представляла собой восстание низших и средних слоёв населения, которые придерживались демократических, либеральных, республиканских и антипапских настроений и идей. Эта революция смогла одержать кратковременную победу на совершенно недолгий период времени и провозгласить республику в Вечном Городе 8 февраля 1849 года. Восставшие желали установления и закрепления, на законодательном и правовом уровне, личных прав и свобод, то есть собственную демократичную конституцию, а также ликвидацию феодальных устоев внутри Папских государств, и Рима, в частности. Помимо социального и политического аспектов революционеры продвигали и определённую идею во внешней политике: поддержка Рисорджименто и продолжение войны с Габсбургской Австрией. Все заявленные цели и тезисы восставших, были поддержаны многими итальянцами, как сторонниками республики, так и сторонниками абсолютизма. Последние хотели сбросить ярмо политических марионеток иностранных государств – Австрийской империи и Франции, хоть и нестабильной внутри, но остающейся сильной снаружи – помимо этого, абсолютисты заявляли о ужасной торговой ситуации не только внутри Папского торгового рынка, но и торговли в целом на Итальянском полуострове, и вполне естественно, хотели решительно изменить ситуацию в собственную пользу.
1 Идеи республиканцев же, в свою очередь, представляли собой мысль установления республиканского строя и демократических ценностей сначала в Риме, а потом и во всей Италии! Эти две группировки объединяло две идеи: Рисорджименто, то есть объединение всех итальянцев в одно государство и нелюбовь к тогдашнему Папе Римскому Пию IX. Личность Папы заслуживает отдельного описания для понимания наиболее новых в хронологическом плане причин для начала революции, но сперва, считаю правильным и несколько необходимым, обратиться к политической истории Италии в революционную эпоху Наполеоновских войн для более грамотного понимания старых, опять-таки в хронологическом плане, причин революционного движения в Риме и Италии.
Итальянский полуостров продолжительное время был разделён на большое количество независимых княжеств, королевств и республик. Ситуация изменилась на рубеже XVIII-XIX веков, когда во Франции возникла и утвердилась Республика, в дальнейшем трансформировавшаяся в Первую Французскую империю под руководством знаменитого генерала Наполеона Бонапарта. Франция и её лидер смогли покорить большую часть итальянского полуострова, создав к первому десятилетию XIX века некоторое количество итальянских государств или назначить на территориях захваченных монархий своих людей. Таким образом, на карте появилось формально независимое Итальянское королевство, а на престоле Неаполя был посажен сперва брат императора Наполеона Жозеф, а потом сменивший его в 1808 году, Мюрат (Жозеф в 1808 году по инициативе императора стал королём Испании и не смог выполнять королевские функции в двух государствах - именно поэтому Наполеона I отдал Неаполь в руки Мюрата). В объединённом Итальянском государстве на севере со столицей в Милане (этот город был в эпоху Средневековья столицей Ломбардского королевства) формальным королём был сам Наполеон Бонапарт (то есть, по сути, он возглавлял унию между Французской империей и Итальянским королевством), однако фактическим правителем был его пасынок Евгений Богарне. Побережье Адриатики, где на тот момент времени проживало достаточное количество итальянцев вошло напрямую во Французскую империю; такая же судьба ждала Рим и некоторые другие территории Папского государства. Таким образом, мы можем видеть, что практически вся Италия, за исключением Сардинии, была под контролем, прямым или непрямым, Франции. Французы активно начали воздействовать на итальянскую внутреннюю политику, создавая там ровно такие же условия, что и в самой Франции. Из всё этого следует, что итальянцы, как и этнически близкие к французам, так и исторически, начали активнейшим образом перенимать идеи республиканизма и личных прав и свобод, что было помимо прочего связано и историческим прошлым региона – наследием Римской Республики (к этому в 40-ых годах XIX века будет апеллировать знаменитый участник революционных движений по всему миру Джузеппе Гарибальди). Мюрат, правивший на юге, показал себя как настоящий демократ и защитник свобод итальянского населения, гораздо лучше проявивший себя на троне, чем его предшественник из рода Бурбонов, Фердинанд IV. Итальянцы активно поддерживали Наполеона и его идеи, нередко вступая добровольно в его армии. Однако же, в конце концов, Наполеон пал; даже при знаменитых, но неудачных «Ста дней Наполеона» итальянцы оставались друзьями и союзниками падшего императора, и Мюрат повёл войска из Неаполя для помощи императору.
Наполеона пал, но его идеи – нет. «Шаги в направлении единения Италия были сделаны в период наполеоновского господства в Италии, охватившего более полутора десятилетий (с конца XVIII в. до 1815 г.). Под эгидой Франции было достигнуто относительное единство страны, проведены прогрессивные преобразования, подорвавшие феодально-абсолютистские порядки и укрепившие экономические позиции буржуазии. Вместе с тем экономическая политика Наполеона в Италии разоряла страну: огромные денежные контрибуции на содержание оккупационной армии, фискальный гнет превратили Италию в аграрный и сырьевой придаток французской империи.» - так Марианна Ильинична Ковальская, отечественный историк и член Академии Наук, кратко охарактеризовала наполеоновский период в истории Италии. Свобода и попытки объединения, но при этом же экономическая отсталость – вот что характеризует наполеоновскую Италию; однако последнее, экономическую отсталость, итальянцы предпочитали не замечать, считая, что это вина прежде всего противников Наполеона.2 Идеи Наполеона отдавались эхом и поэтому даже после его падения, в Италии витали его достижения – всё это выливалось в постоянные восстания на Апеннинском полуострове, представляющие собой восстания низших и средних слоёв, стремившихся вернуть те права, которые они получили при Наполеоне; вернуть ту свободу, которой они владели, но которую они потеряли; вернуть то единство, далеко неполное, но тем не менее хоть какое-то, которое у них отобрали австрийцы и прочие участники Священного союза… Итальянцы бывшие под впечатлением хоть и императора, но Наполеона, возненавидели монархии, что разрушили их жизни, став сторонниками буржуазной демократии. Таким образом, в послевоенные годы, 20-е и 30-е гг., итальянцы не были любителями монархических идей, по крайней мере уж точно большая часть. Всё это вылилось в довольно крупные, по количеству принимающих в них людей, восстания в Италии в 1831 году, которые возникли под влиянием революции, произошедшей во Франции годом ранее.3
Много итальянцев мигрировало со своей родины, где их притесняли за их политические взгляды, поэтому в Париже уже к началу 30-ых годов XIX века возник итальянский политический клуб.4 Однако клуб был полон противоречий и разногласий, поскольку его участники считали, что будущее Италии находиться за конституционной монархией, что сразу отбросило радикальных республиканцев. Участники клуба не могли определиться кто именно станет конституционным монархом: сын Евгения Богарне, сын Наполеона I или Карл-Альберт. Те участники клуба, что оставались верными республиканскому делу делали ставку на Буонарроти.
5 В этот же момент на сцену врывается новая сторона республиканцев во главе с Джузеппе Мадзини и его революционным движением «Молодая Италия», секретно действующим на территории французского Марселя, где находился в изгнании сам Мадзини. Его идеи были чисто народными, республиканскими – он, по сути, был первым национальным республиканцем Италии, со своими идеями. «Помимо этих целей, концепция, изложенная Мадзини, была намного шире, романтичнее и амбициознее. Третий Рим после Рима времён Цезаря, времени правления пап, должен был стать народным Римом. Третий Рим становился не только символом независимости и единения Италии, но и символом разрушения старой Европы, Европы времён Священного союза» - так Катрин Брис, исследователь итальянской истории, характеризует идеи итальянского революционера.6 Именно в этот период рождается знаменитая формула «Единство, Независимость, Свобода» выработанная лично Мадзини и его сторонниками. Мадзини, в конечном итоге, станет одним из главных участников революции 1849 года в Риме. Этот революционер понимал социальную, политическую и, прежде всего, экономическую отсталость Италии, и в большей части отсталость её центральной части – Папской области.7 Это, что вполне логично, понимали и обуржуазившиеся аристократы-земледельцы, сторонники абсолютизма, которые хоть не соглашались с идеями Мадзини о республике, проявляя большую заботу о сохранении полномочий итальянских князей, но тем не менее они были вынуждены признать необходимость проводить свою экономическую политику в соответствии с новыми международными экономическими реалиями, однако, которые не коснулись экономики папских государств, которые были чрезвычайно отсталыми.8 Правительство Папской области, пытаясь хоть как-то пополнить собственный бюджет, поднимало налоги для трудящихся на важные в жизни вещи: соль, вино и на помол зерна.9 Таким образом, мы можем заявить о том, что создание единого рынка внутри всей страны, включающий и Папскую область, был выгоден абсолютно для всех сторон – для республиканцев, которых было много, и менее многочисленную, но более сильную в финансовом плане сторону абсолютистов. Помимо этого, обе группировки заявляли о другой положительной стороне Рисорджименто и свержения старых режимов - выгода после уничтожения таможенных барьеров на пути товарообращения и разрушение феодальных повинностей.
10 Увидев всё это, мы можем сказать и существование как социально-политических причин, так и, что более важнее для итальянского региона, экономических причин для начала Римской революции 1848-1849 годов.
Выше было сказано о определяющей роли Пия IX для начала революции. Теперь поняв «почвенные» причины для восстания, стоит сказать и о роли Пия IX. Папа Пий IX, носивший имя Мастаи Феррети, был введён в этот статус 17 июня 1846 года после смерти своего предшественника Григория XVI. Первые восемнадцать месяцев, которые прошли с начала избрания нового Папы, характеризовались в первую очередь проявлением энтузиазма, переполнявшего сторонников умеренной политики, так как сам Пий IX понимал важность и необходимость проведения реформ в Папском государстве. Несмотря на все старания нового Папы Римского, результаты были, мягко говоря, скромными: он амнистировал политических заключённых и ввёл консульты – орган, в обязанности которого входило донесение желаний народа до духовного лидера; также он начал постепенно вводить мирян в управление государством. Всё это возобновило в людях не так давно забытые идеи либерализма и демократии, которые им дал Наполеон – начались волнения в народе, которые требовали больших уступок и собственных прав. Интересно, что либеральные реформы, которые проводила самая консервативная страна в регионе, подстегнули и народы других стран, поэтому в Сардинии-Пьемонте и в остальной Италии (преимущественно в северной её части) начали также поднимать свои головы революционеры, сторонники Рисорджименто и «Молодая Гвардия». В конечном итоге началась война с Австрийской империей, в которой участвовало и Папство. Однако, Пий IX, изначально выступавший за военные действия, решил отозвать войска: он был испуган возможными народными волнениями, которые могли возникнуть в результате как победы, так и поражения. Пий IX логично предполагал, что на фоне войны его «рейтинг» упадёт, и место национального объединителя Италии вполне могли бы занять другие личности по типу Гарибальди, Мадзини или король Сардинии-Пьемонта Карл-Альберт и тогда власть Папы в Вечном Городе будет под угрозой народных волнений. Предательство Папы Римского, которого итальянское пространство считало надеждой на скорое объединение Италии и начало демократических реформ, ровно как предательство других монархов – Фердинанд II, Леопольд II- утвердило в народе мысль об установлении в будущей единой Италии республики.