Файл: Урока музыки класс 4 Тема урока Исповедь души. Тип урока открытия нового знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Класс: 4

Тема урока: Исповедь души.

Тип урока: открытия нового знания

Цель: организация деятельности учащихся по формированию знаний об этюде, осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и произведений Фредерика Шопена «Этюд №12»

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания учащихся о прелюдии;

- содействовать усвоению знаний обучающихся об основных понятий «Прелюдия», «Этюд».

-формировать умения слушать и анализировать музыкальное произведение

Развивающие:

- способствовать развитию вокально-хоровых навыков и навыков анализа музыкального произведения

- развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию любви и уважения к малой Родине

- воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  1. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России

  2. развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  3. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

РУУД1.овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

КУУД1.приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

ПУУД1.освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;



  1. формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  2. формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  3. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;





Оснащение урока:

Музыкальный ряд: песня Сергея Паради «Моя Россия»», музыкальное произведение Ф. Шопен «Революционный этюд №12».

Материалы для учащихся: текст песни «Моя Россия»

Материалы для учителя (оборудование): компьютер, проектор, колонки
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Методы обучения, КРР

1. Мотивация к учебной деятельности

- На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

-Значит какими, мы должны быть с вами на уроке?

-А для чего нам это нужно?


-старательными, внимательными.
-чтобы лучше запомнить и усвоить материал




Беседа

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? Какой была тема?

-А что такое прелюдия?

-А как называется прелюдия, которую вы слушали на прошлом уроке?

-О каком композиторе вы узнали?

-Кем он был?

-Дайте сейчас прослушаем еще раз небольшой отрывок «Прелюдии».

-Ребята, а что вы можете сказать о характере, настроении мелодии?

-Присутствует ли в этой прелюдии образ Родины?

-А что для вас значит Родина?

Сергей Рахманинов был русский композитор,  а сегодня мы с вами поговорим о другой судьбе и о другом зарубежном  композиторе.

Молодцы ребята, я вижу, что на прошлом уроке вы были очень внимательны, дак давайте на этом же будем такими же.

-Прелюдия
-Прелюдия – краткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
прелюдия – «до – диез – минор».
-Сергей Рахманинов

-русским композитором, пианистом.
-Слушают

-тревожное, тоскливое как будто что – то должно произойти.

-да

-там, где родились, свой родной уголок и т.д.

ЛУУД2

ПУУД3

Наглядный

Беседа

3. Целеполагание

-А чтобы узнать тему нашего с вами урока, вам нужно разгадать, зашифрованные слова, которые написаны на доске.

СИПОЕДВЬ   УШИД                                  (Исповедь души)

РВОЕЮЛЦОННЮИЙЫ   ТЭДЮ            (Революционный этюд)

-Итак, какая же тема нашего урока?

-Ребята, а как вы понимаете слово исповедь?
-Если исповедь - это откровенное признание, тогда как вы понимаете словосочетание исповедь души?

-Революционный этюд, революционный от слова революция. Что такое  революция?
-А кроме музыки, на каких уроках вы еще слышали слово этюд?

-А что означает этюд в живописи?

-А что означает этюд в музыке?



- исповедь души. Революционный этюд.

Исповедь – это откровенное признание в чем- либо.
-открытие души(откровенные чувства, мысли).

-переворот жизни и общества, смена власти и общественных порядков.
-на изо

-небольшая картина или вспомогательный материал для художника.

-небольшая пьеса, музыкальная зарисовка.

РУУД1

Рассуждение

Объяснение

Беседа

Организация познавательной деятельности. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности)

Музыкально-слушательская деятельность

Первичное закрепление

-Сейчас мы познакомимся с вами со знаменитым польским композитором Фредериком Шопеном.Я вам немного расскажу его биографию, а вы слушайте меня очень внимательно

-Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от г.Варшавы (страна Польша). Посмотрите на карту, страна Польша находится не так далеко от нас.

 -Фредерик Шопен (1810 – 1849) – жил он всего 39 лет. Записываем годы жизни его к себе в тетрадь.  Представьте, в каком молодом возрасте его не стало, а ведь мог творить и творить.

Дальше записываем.  Он был великим польским композитором, гениальным пианистом, основоположником польской классической музыки.

-Его называли поэтом – фортепиано. Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фридерика еще в раннем детстве. С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. Тот самый печальный период его жизни композитор  выразил в одном из известных произведений, с которым -Сегодня мы познакомимся Революционный этюд, по-другому он называется «Этюд №12».

Дальше записываем, что же такое этюд в музыке.

Этюд - небольшая пьеса,  музыкальная зарисовка.

 и сейчас мы с вами будем слушать Революционный этюд, то есть Этюд №12. Вам нужно очень внимательно послушать и сравнить, какое настроение было у Шопена, когда он создавал этот этюд и сколько частей.

-Итак, какое настроение или интонацию передает этот этюд?

-А какой лад?

0Какой темп?

-какое впечатление у вас вызвал этот этюд?

-какую ценность передает это мелодия для вас?
-Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с разбором произведения. Стремительный темп этого произведения, страстное и пламенное звучание музыки выражают боль, гнев, отчаяние, которые испытывал Шопен, находясь в разлуке с Родиной.

-рассказывают биографию Ф.Шопене

-Слушают учителя


-Слушают учителя

-знакомятся с революционным этюдом

-слушают муз.произведение.

тревожность, переживание

мажорный

быстрый
-что нужно любить свою Родину, свой дом.

ПУУД2

ЛУУД1

ПУУД3

КУУД1


ЛУУД3

Наглядный


Рассуждение

Объяснение

Метод размышления о музыке

Слушание
Беседа

Рассуждение

Метод сопереживание

Опрос

Вокально-хоровая работа

- Мы очень любим свою Родину, место, где мы родились, где учимся, это маленький островок, где живут наши родные, все вместе это наша Родина, наша Россия.

И сегодня, мы с вами исполним песню Сергея Паради «Моя Россия»

Дети слушают песню «Моя Россия»

-Ребята, А, где мы с вами живем? –

Ребята, ответьте на вопрос: «А что для вас означает Россия?»

Слушают песню
-Отвечают на вопрос

ПУУД3

Слушание

Размышление

Беседа

Музыкально-ритмические движения
Первичное закрепление

- Мы уже знаем песню «Моя Россия». Повторение без музыки. Исполнение песни под музыку. (напоминание о певческой посадке) (Во время пения держись прямо)

При пении хорошо открывай рот

Гласные в песне тяни, а согласные произноси коротко и отчетливо

Удерживай дыхание до конца фразы

Прислушивайся к пению других и не выделяйся из хора)

- Ребята, во время того, как будет петь, предлагаю выполнять такие движения как 2-раза топаем ногой 1 раз хлопок. (показываю)

- Ребята, а вы знаете, что такое запев и припев?

Вспоминают правила при пении

Выполняют установку учителя


- Запев – это начало песни. Припев — это та часть, которая повторяется.

ЛУУД3

Разучивание
Перевод игровой деятельности на творческий уровень

Повторение и включение в систему знаний

- Ребята, что мы сегодня узнали с вами нового?

- Какое музыкальное произведение вы на уроке сегодня послушали?

-Кто его композитор?

-



-отвечают на вопросы учителя

-Ф.Шопен


ПУУД1

Метод повторения

Исполнение

Опрос

4. Рефлексия учебной деятельности

Предлагаю оценить свою деятельность с помощью слов:

-Я запомнил:

-Я закрепил:

-Я узнал:
И наш урок я хотела бы закончить такими словами:

- Спасибо вам за урок

Ребята выполняют установку учителя
-слушают учителя

ПУУД1

Поощрение и порицание в обучении